Заявление Рустама Ибрагимова — это “бред сивой кобылы”

Вчера и сегодня вышли: “Время”, “Эпоха”, “Свобода слова”, “Караван”, “Деловая неделя”, “Панорама”, “Новое поколение” и “Литер”.

Главными темами “толстушек” на этой недели стали: суд по делу об убийстве Алтынбека Сарсенбаева и его помощников, с сенсационным заявлением одного из главных подсудимых Рустама Ибрагимова; подписание 25 июля главой государства Нурсултана Назарбаева указа об утверждении Концепции развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы; продолжается обсуждение падения ракетоносителя “Днепр”; международные журналисты обсуждают ливано-израильский конфликт.

Газета “Время” продолжает информировать своих читателей о судебном процессе по делу об убийстве Алтынбека Сарсенбаева и его помощников. После оглашения обвиняемым Рустамом Ибрагимовым фамилий, с которыми якобы должен был встретиться известный политик 11 февраля, журналисты Виктор Верк, Сергей Осташов и Мария Имаева взяли комментарии у участников этого процесса.

“Деловая неделя” также продолжает публиковать всю хронику процесса по самому громкому в Казахстане тройному убийству. Автор материала “Ибрагимов назвал имена” Рафаэль Балгин резюмирует недельную сводку с талдыкорганского процесса: “Переход процесса из чисто криминального в плоскость политических обвинений произошел достаточно тихо, эта тема не стала основной для обсуждения в кулуарах, кабинетах и прочих помещениях, украшенных портретами главы государства. Судя по всему, пока обсуждение и следующие за ним шаги пребывают в тихой стадии, однако само по себе дело Сарсенбайулы показывает, что в Казахстане может закончиться такое молчание, а также, что политики знают гораздо больше, чем говорят…”.

В “Новом поколении” информирует о заявлении Рустама Ибрагимова Константин Маскаев, а к его заметке Юлиана Жихорь дает P.S. “Первый заместитель председателя КНБ Казахстана Владимир Божко заявил в четверг в Астане, выступая перед журналистами: “Я измышления больных людей не комментирую. Это бред сивой кобылы. <…> Я понимаю, что вы сейчас растиражируете это, но мой ответ однозначен: это бред сивой кобылы”.

“Эпоха” рассказывает об “Авторитарных слухах”, связанных все с этим же процессом. Так, например, по сведениям полученным от местных жителей, в Талдыкоргане собрались представители из Генпрокуратуры, МВД, Минюста и администрации президента. Они наблюдают за процессом в специальной комнате, подобно той, что оборудована для журналистов, с монитора. Более того, вот уже неделю как установлено специальное оборудование для прямой ретрансляции происходящего в самом зале суда в “высокие” кабинеты Астаны, а устанавливали эту технику якобы специалисты Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, говорится в материале. В нем же есть и информация о том, что на неделе процесс посетили мажилисмены Рамазанов и Чиркалин. А также в материале “Авторитарные слухи” описано, как люди в штатском наблюдают и фиксируют все, что делают в Талдыкоргане участники и наблюдатели процесса.

25 июля Нурсултан Назарбаев утвердил Концепцию развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006 — 2011 годы. Комментарии по этому поводу газете “Эпоха” дали директор международного бюро по правам человека Евгений Жовтис и президент Казахстанского института социально-экономических исследований и прогнозирования Сабит Жусупов.

Евгений Жовтис в качестве примеров “развития” гражданского общества приводит принятый в прошлом году Закон “Об НПО”, и недавно принятые поправки к Закону “О СМИ”, “оба эти закона к развитию гражданского общества имеют очень слабое отношение”, — комментирует он. Известный правозащитник считает, что необходимо принимать не Закон “Об НПО”, а “О праве граждан на объединение”, “Гражданское общество — это очень сложная конфигурация институтов и процедур, политических партий, НПО, СМИ, гражданских инициатив, схем взаимоотношений между ними”, — говорит он. В конце он отмечает, что “Определены даты всех этапов создания гражданского общества и это вызывает, грубо говоря, раздражение. Гражданское общество развивается не по плану. Если мы хотим написать концепцию (я не видел ее окончательного варианта), то в моем понимании это должен быть документ, в котором изложены принципы гражданского общества, системы ценностей, на которых оно основывается. Такой документ должен быть представлен обществу для того, чтобы оно видело, как разработчики концепции и президент, подписавший ее, видят развитие государства и общества в определенной перспективе”.

Сабит Жусупов считает, что о гражданском обществе можно говорить тогда, когда власть и институты гражданского общества будут иметь равные права — “субъект-субъективные отношения”: “Институты гражданского общества несут совершенно разные функции, что в “этапностях” утвержденной Концепции никак не отражено. Так, СМИ и политические партии выступают в роли медиаторов (посредников) между властью и обществом, какие-то НПО берут на себя функции государства, поскольку делают это более эффективно и без раздувания бюрократического аппарата — экология, интересы инвалидов), а клуб любителей-филателистов — это совсем другой сегмент общественных интересов. Конфессиональные и этнические объединения — еще одно проявление серьезной градации между институтами гражданского общества.

На современном этапе приоритетом должны выступать определенные институты — СМИ, партии, профсоюзы, а не общие подходы в формировании гражданского общества. Саму же концепцию развития гражданского общества необходимо сфокусировать на формировании субъект-субъективных отношений”, — высказал свое мнение на страницах газеты “Эпоха” Сабит Жусупов.

Корреспондент газеты “Караван” Елена Гурина в материале “Космический карантин” рассказывает о ситуации возникшей в районе падения “Днепра”. Пока журналистке удалось узнать лишь то, что ракета торчит в воронке глубиной 15 метров, а ее радиус — 50 метров, а части ракеты разбросаны в радиусе 70 км. Состояние ракеты и количество разлившегося гептила пока не известно. Никто из огромного количества различных специалистов не может сказать, как падение ракетоносителя отразится на здоровье местных жителей — всего в 34 км от места происшествия расположен аул Жанакала. Елена Гурина дает комментарии исполняющего обязанности начальника департамента по ЧС Кызылординской области Казбека Тореманова: “Пока ничего конкретного сказать о радиационном фоне мы не можем. Перед нами сейчас стоит другая задача – найти все обломки упавшей ракеты. Наша поисковая группа ищет их, опираясь на рассказы очевидцев. Элементы конструкции ракеты падали на разных участках. Ничего пока не известно и о том, в каком состоянии находится сама ракета”.