В.Путин – в путь, по вагонам!?

Нельзя не заметить резкого роста публикаций на тему потенциального отъезда русских и русскоязычных из Казахстана после известного российского постановления, а также заметна радикализация высказывания комментаторов на сайтах Интернета. Даже если отбросить комменты по “долгу службы”, то всё равно наблюдается определенная поляризация, когда люди перестают слушать и слышать друг друга.

Попробуем и мы посмотреть на ситуацию в этом вопросе. Пожалуй, не стоит национал патриотам жить в радостном предвкушении момента, когда русского в Казахстане можно будет встретить только в этнографическом музее в качестве экспоната.

Все кто мог и хотел, уехали. Вряд ли все те, кто уехали – счастливы от того, что уехали, вряд ли все те, кто остался сколько-нибудь несчастливы от того, что остались. Ничего хорошего в этом переселении народов, по большому счету, ни для кого не было. В сущности, это была исторически обусловленная человеческая драма. Вот тогда-то 10-15 лет назад такой программы не хватало (была бы кстати). А вот сейчас остался народ, который выжил, встал на ноги и которого на “понял – не понял” или “веришь – не веришь” не возьмешь. Ожидать резкого дефицита билетов в сторону России в ближайшее время не приходится. Для всех нас Казахстан — Родина, родной дом и нечего Бога гневить – межнациональное согласие у нас отнюдь не миф. Значит ли это, что постановление Путина – это выстрел из пушки по воробьям? Думается, что все-таки нет. Надо полагать, это постановление родилось не с бухты-барахты и не надо думать, что российский президент перед этим “с печки упал”. Наверняка вопрос грядущего переселения тщательно изучался и наверняка согласовывался с Назарбаевым. А это значит, что и руководство России и руководство Казахстана видят перспективу такой миграции и тем или иным образом просчитали политическую, и экономическую составляющие этой программы для своих стран. Оценили возможные плюсы и возможные минусы. И, как говорится, оценили “рыночно-политический эффект” от подобной акции.

Постановление В.Путина вполне укладывается в контекст новой национальной идеологии, провозглашенной российским руководством, а не просто вдруг российский президент озаботился нашей жизнью. Возможное невысказанное “добро” нашего президента также вполне укладывается в предположительную схему создания национального государства. В конце концов, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы оценить те или иные явления, которые происходят на наших глазах. Весь двадцатый век идет “передел мира”. Казахстан далеко не первое государство, получившее независимость за последние десятилетия. Можно спорить — от чего освободился Казахстан (колониализма, тоталитаризма, “русского ига”, и т.д., как кому нравится), но однозначно процесс имеет во всем мире сходные черты и тенденции. Поэтому нетрудно сказать, что процесс убыли неказахского населения есть вполне объяснимая историческая реалия. Можно вспомнить Северную Африку или с тем же эффектом крайний юг Африки. Везде происходил процесс стремительного вымывания не титульного населения. Разумеется, Казахстан имеет свои особенности. И не последнюю роль играет то, что Казахстан связан не только огромной общей границей с Россией, но и тысячелетиями совместной истории. Может быть и поэтому процесс “развода” проходил в более или менее мягком режиме. Тем не менее, многими представителями творческой интеллигенции, в первую очередь так называемыми национал-патриотами, вопрос подъема национального языка, национальной культуры и становление национального государства впрямую увязывается с русским языком и с русским населением. В принципе на бытовом уровне с национализмом все в норме, в повседневной жизни мы его практически не замечаем. Но вот в СМИ иная картина. И если прежде публикации сомнительного толка в основном были характерны для казахскоязычной прессы, то в последние полгода происходит заметная радикализация в русскоязычном Интернете. Поскольку известно, что “сам по себе и прыщ не вскочит”, то напрашивается вывод – значит кому-то это надо. Кстати, справедливости ради стоит сказать – активность русских шовинистов на сайтах также возросла.

То есть подчеркнем, что убыль не титульного населения происходит вопреки его желанию, но исторически это неизбежно. Подъем “национального самосознания” есть процесс неподдающийся традиционной логике и во многом необъяснимый с позиций “обыденной действительности”. Никакие, самые яркие и яростные доводы в такие моменты не работают. Вот поэтому мы находим, что потенциал миграции в Казахстане достаточно высок и программа Путина вполне может рассчитывать на успех, если только российские чиновники не сработают по афоризму Черномырдина. Если программа Путина будет реализовываться “путем”, то следует через год ожидать первых серьезных результатов. В первую очередь будет вымываться русское население с юга и вообще депрессивных районов. Развитие процесса дальше будет зависеть от политики казахстанского руководства. Оно вполне способно изменить ситуацию в вопросе миграции радикально. Пока, правда, никаких комментариев по поводу “путинской программы” мы не слышали. Если вспомнить крылатую фразу Л.Брежнева – “дорогие соотечественники…”, то не понятно, остаемся ли мы таковыми для Казахстана или в этом качестве нас уже переуступили?! Хорошо пока только одно, что на новом этапе миграционные потоки организуются, или предполагается организовать на добровольной основе при государственной поддержке России, а возможно и Казахстана. По крайней мере, ни выдавливания, ни препятствования миграции не предполагается. Мы уже писали выше, что в предыдущие годы уехали в основном все, кто хотел и мог. По личному ощущению можем сказать, что и те, кто уехал, и те, кто остался, в массе своей хотели бы жить в Казахстане. Тем не менее, так сложилась судьба, оставшихся можно разделить на несколько групп. Во-первых, группа (и не маленькая) тех, кто никогда и ни при каких обстоятельствах не уедет из Казахстана. Вторая группа – те, кто не хотел бы уезжать, но уедет непременно по тем или иным обстоятельствам (дети, близкие, семейные обстоятельства и т.д.). Эта группа людей, как правило, сама планирует свою жизнь и примет участие в программе, если только совпадут интересы. И, наконец, группа людей, которая готова уехать, как только образуется реальная возможность (жилье, работа, подъемные и т.д.).

По здравому рассуждению стоит отметить, что народ редко, а скорее всего — никогда в долговременном плане не определял сам по себе ничего существенного в своей жизни, даже в наши якобы демократические времена. А чаще являлся, как говорит расхожая фраза, заложником политики — большой и не очень большой. Все это вполне можно отнести к вопросу миграции на евразийском пространстве. По крайней мере, все миграционные волны в Казахстане предварялись политическими решениями. Это и освоение целинных и залежных земель, индустриализация, ссылки репрессированных… И прежде при царях видишь то же самое. Также и теперь принято политическое решение и рано или поздно маховик раскрутят, скорее всего, хотя не исключено, что проект тихо умрет. Если Путин уйдет не только формально, но и реально.

Поскольку в данном случае всё должно происходить при полном согласии сторон — Россия готова раскрыть свои “отеческо-материнские” объятия. В Казахстане все народы — считается — счастливы в атмосфере межнационального согласия. Никто русских особо не гонит, но и особо не удерживает — посмотрим, как может быть решена задача, поставленная Путиным. В самой России, можно полагать, чиновники всех мастей, и в первую очередь губернаторы, не только из “штанов выпрыгнут”, но из “кожи вон вылезут”, чтобы отличиться в данном проекте, который изначально несет сильное пиаровское начало. Кроме того, запланированы действительно серьезные финансовые ресурсы. Поэтому есть определенные основания верить, что со стороны России через некоторое время бюрократическая машина заработает. С другой стороны главным поставщиком мигрантов суждено стать Казахстану, как обладателю крупнейшей, если не считать Украину, русской диаспоры.

Что может подвигнуть русских казахстанцев сняться со своих мест, со своей фактической родины и двинуться на север? Таких причин не так много и они хорошо известны. Это экономический фактор, психологический дискомфорт, тревога за будущее детей — вот, пожалуй, и все. Даже пресловутая языковая проблема в чистом виде русских не очень-то и волнует. Ибо “коню ясно” — если даже все русские уедут, в Казахстане по-прежнему будут говорить по-русски, по крайней мере, — пока. Что касается экономического фактора, то он должен сработать в депрессивных районах, особенно на юге, быстрое вымывание русского населения из этих мест вполне реально. Сравним с соседним Узбекистаном. В крупных городах, в первую очередь в Алматы и Астане, ситуация иная. Русское население достаточно успешно и на простую “агитку” их не возьмешь. Однако ресурс есть. Что касается политкорректного “психологического дискомфорта”, то, говоря прямо, конечно имеется в виду межнациональный вопрос. В существующих политических реалиях говорить об открытых формах национальной вражды не приходится, но подобно тому, как у евреев существует страх перед погромами на генном уровне, у русских за два десятка последних лет также появился определенный синдром боязни межнациональных эксцессов. Чем собственно и обусловлена в значительной мере поддержка русскими Назарбаева, в ком видят реального гаранта стабильности. Сама рассматриваемая сфера весьма хрупка по природе своей и может быть разрушена даже по неосторожности, не говоря уже о целенаправленной деятельности.

Можно определенно говорить, что именно эта сфера обладает на сегодня наибольшим потенциалом усиления миграционных настроений. В этой связи стоит еще раз обратить внимание на резко обострившуюся полемику в виртуальных СМИ в последнюю половину года. Самая простенькая тема вызывает просто шквал радикальных и даже грязных комментов. Беспокойство за будущее детей прямо увязано с двумя первыми факторами. По этой причине даже вполне успешные люди нередко готовы к переезду. Правда, такие люди склонны очень тщательно готовиться к переменам. Из других факторов можно отметить языковую проблему, исламский фактор, изменение культурного и образовательного пространства и т.д. Но, повторимся, по нашему мнению эти факторы очень сильны и даже могут в какой-то момент доминировать, но все же они вторичны по отношению к первым трем категориям.

В целом же хотелось бы, чтобы наше общество отнеслось к проблеме миграции русских спокойно и взвешенно, по-деловому.

Найдутся, как всегда, злопыхатели и поджигатели с обеих сторон, но в сущности настоящая ситуация ни в коем случае не должна превращаться в площадку для противостояния. Не стоит ликовать остающимся – убирайтесь, мол, к себе в “рашку”. Не стоит злорадствовать тем, кто собирается уезжать – посмотрим, мол, как без нас будете жить. Казахстан и в этом случае может стать примером достойного цивилизованного выбора. Как говорится — “чему суждено быть – того не миновать”. Тем русским, кто собирается уезжать, надо помнить о том хорошем, что мы пережили вместе на нашей общей Родине, поверьте, спустя годы будет, что вспомнить. Ну а тем, кто остается, все-таки не забывать, что те, кто собирается уезжать, много чего доброго сделали в нашей стране. Не стоит унижать себя и друг друга ненавистью и злобой. Пусть будут счастливы и те и другие. Каждый делает свой выбор. Тем более стоит так поступать, поскольку мы, как и весь мир, движемся в сторону все большей интеграции, и кто знает, сколько казахов поедет завтра жить в Россию, а скольких русских пригласят работать в Казахстан со временем. Было ведь время, когда на Руси массово служили татарские-казахские мурзы со своими дружинами, а один из ханов Белой орды звался Русский хан (Урус-Хан) Может быть в новейшие времена мы станем очевидцами очередных исторических коллизий на тему.

Как говорят мудрые китайцы, — нет худшей участи, чем жить в эпоху перемен. На наш век выпала такая судьба. Но, тем не менее, каждый вправе сегодня жить, как хочет, если может. Новые времена тем и хороши, что человек получил какую-то степень свободы. Мы вольны принять предложение Путина, вольны продолжать жить в Казахстане или вообще поехать куда угодно. И нечего при этом на кого-то или что-то сетовать. Да времена не очень легкие, но когда они были простые?! И, в общем-то, здорово, что мы нужны сегодня России, да и Казахстану наверняка не лишние, хотя родное правительство и стесняется сказать нам об этом. Когда еще повторится ситуация, когда мы будем “дорогими соотечественниками” для обеих стран?!