Левый центр Жармахана Туякбая

10 сентября состоялся учредительный съезд ОСДП

10 сентября на главной концертной площадке Казахстана, во Дворце Республики Алматы прошел учредительный съезд Общенациональной Социал-демократической партии (ОСДП), которую, как и ожидалось, возглавил лидер объединенной оппозиции на минувших президентских выборах — Жармахан Туякбай. Делегатов со всех концов республики собралось свыше двух с половиной тысяч человек, чем, по словам организаторов, и объясняется выбор столь грандиозного места для проведения первого большого мероприятия ОСДП. Объясняется в пику тем злым языкам, которые с самого начала заподозрили неладное в комфортабельных условиях своих социал-демократических конкурентов. Дескать, в Администрации президента все схвачено, там обо всем договорились заранее…

Однако из выступления лидера новой партии явствовало, что его политическая сила будет строго ориентирована на жесткое оппонирование действующей власти. Причем наиболее приоритетными для социал-демократов представляются ниши нерешенных проблем, которые, по мнению Туякбая, охватывают приватизацию сырьевой олигархией национальных богатств Казахстана, отъем у простого народа прав на свободное пользование землей и бедственное положение сельского, преимущественно казахского населения страны.

Председатель нарождающейся левоцентристской структуры особенно не скрывал, что деятельность его парторганизации будет тесно связана с вопросами возрождения казахского этноса и языка, как цементирующего фактора межнационального согласия в государстве. Эту парадоксальную мысль, Жармахан Туякбай пояснил в своем выступлении следующим образом:

“Казахстан, несмотря на многочисленные декларации власти, еще не стал страной, в которой все ее граждане чувствуют себя единым народом и беззаветными патриотами своей Родины. Более того, отсутствие ясной национальной политики провоцирует вызревание нового конфликта. Конфликта межнационального. Почему я это утверждаю? Вот только отдельные факты. Сегодня свыше 4 млн. человек живет за чертой бедности, при этом в некоторых сельских регионах ее уровень превышает 80% барьер. Заболеваемость туберкулезом за последние пять лет увеличилась на 81,5%. А это болезнь бедных. Есть и многие другие данные, которые дают основания международным экспертам охарактеризовать нашу ситуацию, как рост без развития, а Казахстан, как богатую страну бедных людей…

…Эти беды, прежде всего, коснулись казахского народа, — продолжил Жармахан Айтбаевич. – Из-за повальной бедности на селе, казахи из аулов устремились в города. Но их здесь никто не ждет, и обездоленность этих людей растет еще больше. Когда плохо и нет надежды на улучшение, всегда ищут врага. Сегодня протест направлен против местных властей, как это случилось в “Шаныраке”, “Бакае” или Актау. Однако нет никаких гарантий, что в будущем определенные политические силы не переведут эти проблемы в русло националистических выпадов. А это чревато глубоким, практически неразрешимым конфликтом. Вот почему представители других народов осознано или на уровне интуиции чувствуют дискомфорт…

…Наконец, какой народ страдает от такой судьбоносной трагедии, как незнание родного языка, — заметил лидер ОСДП. – Когда внук не может понять речь своего деда! О какой преемственности поколений, о каких традициях и сохранении национального менталитета может вообще идти речь! Что делать?! Ответ прост: нам нужна новая идеология, идеология возрождения казахского народа. И это касается не только востребованности языка, но и роста социальной и духовной востребованности казахов. Ведь только решив проблемы вызывающие недовольство и озабоченность казахского народа, мы сможем обеспечить межнациональное равноправие в целом. Сможем построить подлинно гражданское общество и обеспечить реальное согласие”.

Увы, как и в ходе аналогичных съездов оппозиционных партий в прошлом, основной контингент делегатов во Дворце Республики составляли почтенные старцы, глубокие пенсионеры, что, впрочем, не удивительно, учитывая современные тенденции отечественного партстроительства. Индифферентная казахстанская молодежь в политику не особенно-то стремится. Отчасти, правда, из-за недостаточной, как и неумелой работы с этой потенциально выгодной частью населения самих партийных функционеров. Обнадеживает, однако, желание левого центра Жармахана Туякбая “оприходовать” некоторые пока еще не многочисленные молодежные организации, наподобие “боевых” формирований Общества молодых профессионалов и Социалистического сопротивления. Хотя озвученным это намерение оказалось не самим лидером Социал-демократов, а всего лишь его подчиненными из региональных представительств Общенационального проекта.

Что касается самих регионов, то, следуя демократическим установкам, съезд единогласно одобрил включение в политсовет партии всех руководителей областных филиалов ОСДП. Тем самым, были соблюдены и выдержаны специфические региональные интересы, в потенциале способные уже в скором будущем потребовать к себе повышенного внимания.

На съезде присутствовал почти весь политический бомонд, представляющий так называемую контрэлиту. Исключение составляла лишь НП “Алга!” в противовес учредительному собранию своих как бы соратников по социал-демократическому лагерю устроившая собственную “неформальную тусовку” на открытом воздухе. Во Дворце Республики присутствовал весь цвет ЗСК, кроме “Алги”, что наводит на мысль о недружественном и недипломатичном шаге в отношении единомышленников по блоку объединенной оппозиции. Впрочем, кесарю кесарево…

Создание Общенациональной Социал-демократической партии состоялось и без “доброжелателей”.