“О необходимости срочного присоединения Казахстана к Европейской конвенции по правам человека”

10 октября в пресс зале Казахстанского пресс клуба, состоялась пресс-конференция на тему:

В свете борьбы с коррупцией, разрастающимися рейдерскими технологиями захвата бизнеса, систематическим несоблюдением конституционных прав и свобод граждан Обращение общественных правозащитных объединений к Президенту и Парламенту Республики Казахстан “О необходимости срочного присоединения Казахстана к Европейской конвенции по правам человека”.

В пресс – конференции приняли участие:

член совета по предпринимательству при Президенте Республики Казахстан Досмухамедов Ержан Калиевич;

председатель объединенного профсоюза угольщиков “Коргау” Сидоров Вячеслав Михайлович;

председатель фонда “Движение за спасение Шымкентских детей от СПИДа” Сагдад Масауров;

президент Союза защиты прав предпринимателей и собственников Резван Василий Александрович;

заместитель председателя правления Республиканского Союза “Добровольное общества инвалидов Казахстана” Аманбаев Али Абильдаевич;

председатель независимого профсоюза торгующих малого и среднего бизнеса Мотькина Елена Аркадьевна.

Поводом для пресс – конференции послужили:

А) Множественные обращения пострадавших граждан в правозащитные организации, за защитой их прав и свобод, нарушаемых многочисленным чиновничеством, так называемыми представителями власти: акиматов, полиции, судов и т.д. Адреса обратившихся сегодня на слуху у всех. Это: Шахтинск, Шымкент, Бакай, Шанырак, Баян аул и др. Эти названия порой говорят о горе обратившихся сами за себя.

В) Необходимость скорейшего решения данных проблем и принятия государством, всем обществом кардинальных системных мер, с целью не повторения и не распространения этих трагедий в нашей стране.

Права человека — это твои и мои права

Сегодня наша страна уже уверенно смотрит в будущее. Ее экономические успехи должны подкрепляться и решительными политическими реформами и, прежде всего, реформами в области прав человека.

Конституция нашей страны провозгласила, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Таким образом, основным законом нашей страны утвержден приоритет защиты личности ее жизни, прав и свобод.

Признание прав и свобод человека в Республике Казахстан означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права.

Никто в Республике Казахстан не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав.

Государство не только обязано воздерживаться от вмешательства в сферу прав и свобод, а наоборот: оно не просто обязано соблюдать права и свободы, закон предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для реализации прав и свобод человека. Говоря о свободе, мы понимаем ее в том ключе, что свобода – это, прежде всего, права человека.

“Права человека — это твои и мои права” — под таким лозунгом они пропагандируются уже много лет.

Для того чтобы этот лозунг стал реальностью, необходима не только постоянная работа и бдительность, но и общее понимание реального значения прав человека.

Нам многое пришлось пережить за последнее время, особенно за несколько месяцев 2006 года.

События страшные, не вяжущиеся с позицией правового государства, призванного защищать человека от своего собственного произвола и некомпетентности государственных служащих. Мы можем перечислять адреса горя и адреса унижения. За каждым из этих адресов стоят либо некомпетентность, либо коррупция, либо злой умысел. Но чаще всего за этими адресами стоит все сразу и одновременно: Шахтинск, Шымкент, Бакай, Шанырак, Баян аул и др.

Мы скорбим вместе с семьями шахтеров, ставших жертвами алчности хозяев и абсолютного равнодушия чиновничества, готового “задрав штаны бежать”, чтобы проверить соблюдение техники безопасности на рынках и киосках и закрывающего глаза на безопасность тех, кто в силу своей профессии ежедневно рискует своей жизнью.

Как — то на днях, в одном из своих интервью владелец Испат-Кармета Лакшми Миттал сказал, что у шахтеров по Казахстанским меркам большая заработная плата. Около 500 долларов. Сегодня, после “Казтелекома” и ему подобных, мы знаем, что такое большая заработная плата.

Чем труд менеджера в “Казтелекоме” или аналогичных ему компаниях опаснее или вреднее, чем на шахте?

Неужели вред, причиняемый здоровью наших рабочих, работающих на наших шахтах меньше, чем вред, причиняемый здоровью шахтеров английских, американских или немецких?

Мы уверены, что любая европейская или американская инспекция по труду обложила бы Миттала такими штрафами, что создание достойных и безопасных условий для труда оказалось бы в тысячи раз дешевле, чем заплатить такие штрафы.

Трудно поверить, чтобы в Европе или в хоть одной из 50 развитых стран, в число которых мы так стремимся, условия работы были бы столь вопиюще ужасны и страшны, как на наших страшных шахтах.

Неужели страдания казахстанских матерей, жен, потерявших своих кормильцев, меньше, чем американских или английских?

Куда и как обращаться пострадавшим от деятельности хозяев шахт и возведенного в абсолют желания властей угодить заезжим миллиардерам?

В суд, который исполнит любую волю власти или к Господу Богу?

Такая инстанция есть – это Страсбургский суд по правам человека, в юрисдикции, которого рассматривать споры между работниками и работодателями. Этот суд примет дело к рассмотрению, если наши суды не защитят своих граждан от произвола коррумпированных властей и прикармливающих их работодателей.

В Южно-казахстанской области произошла непоправимая трагедия. Более 75 детей инфицированы смертельным недугом – вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Мы сочувствуем семьям тех, чьих детей отдали на закланье ради алчности и бездушия чиновников, уверенных, что их родственные связи, огромные деньги, нажитые ими и их семьями благодаря госслужбе, связи во властных структурах, оградят от любой ответственности и за любые прегрешения.

Куда делись наши с вами налоги, которые должны были обеспечить этим детям одноразовые шприцы и системы? Мы адресуем этот вопрос бывшему директору департамента здравоохранения области и бывшему Министру здравоохранения.

Конечно, это не вернет детям ни жизни, ни здоровья, но даст шанс заставить государство обратить на этих детей внимание.

А если наши суды будут продолжать политику того, что их роль состоит в том, чтобы защищать чиновников и государство от человека и его забот, то на защиту казахстанцев встанет Страсбургский суд по правам человека.

Власть чиновничья

Мы скорбим вместе с теми, кого довели до крайней нужды, коррумпированные акимы, сносящие их дома даже не удосужившись получить для этого вердикты послушных им судов. Акимов, берущих взятки и возглавляющие бандитов во время рейдерских налетов на бизнес, Акимов, искренне уверенных, что они само совершенство, а занимаемые ими должности – индульгенция за прегрешения, как прошлые, так и будущие. Безответственность, безнаказанность и хвастовство Акимов довело до того, что они на своих сайтах, в глобальной мировой информационной сети, на весь мир хвастаются, что они снесли 470 домов жителей – собственников микрорайона Бакай, ночью, без решения суда (!) и только 30 домов, как правило, по заочному решению суда, оставив без крова над головой тысячи своих граждан, включая детей и стариков. При этом экс аким района Владимир Васильев, лишивший людей крова, сам имеет несколько многоэтажных элитных особняков в г. Алматы. О в нескором времени был пойман и арестован КНБ Республики Казахстан за вымогательство и взятку в особо крупных размерах!

Если наши суды не защитят этих людей от произвола власти, то их не защитит никто: ни Бог и ни герой, никто кроме Страсбургского суда по правам человека.

Мы скорбим с теми, у кого, ради сверхприбылей и благосостояния строительных боссов, отбирают клочок земли и выгоняют из домов с мизерными компенсациями или вообще без нее, с грудными детьми на улицу. Новейший проект власти – предприятие по изъятию имущества граждан “Алматыжер” — это позор нашего времени. Досье любого дома или земельного участка продается здесь за 5% от суммы официальной его продажи застройщику, а само предприятие организует за эти же деньги судебные процессы и другие такие акции устрашения и действий по выселению, что собственник рад будет сбежать от своего имущества и бросить его задаром.

Мы скорбим потому, что для наших властей и судов нормы конституции носят лишь рекомендательный характер.

Единственная реальная защита от этого только обращение в Страсбургский суд по правам человека.

Мы скорбим вместе с предпринимателями торгового рынка “Баян аул авто”, у кого их маленький бизнес и собственность отбирается с использованием рейдерских налетов, когда чиновники в ранге Акимов руководят бандитами, а начальники полиции, находясь рядом, не смеют возразить и защитить ни достоинство человека, ни свою офицерскую честь или отстоять верность присяге. Мы не спорим, возможно, этот офицер и может закрыть собой ребенка от бандитской пули или ножа, но против власти он бессилен. Он тоже нуждается в защите от неправомерной деятельности акимов. Его следователи, расследующие одновременно до 60 уголовных дел, не занимаются раскрытием преступлений. Его оперуполномоченные полиции не ловят бандитов. Его участковые полицейские не проводят профилактическую работу на участках. Все они выполняют команды Акима района и дежурят сутками на одном единственном авторынке “Баян Аул авто”. Зам. начальника по следствию района, старший офицер МВД — подполковник охраняет и сопровождает экскаватор Акима, без документов проводит копательные работы, рвет государственные телефонные кабеля, портит гусеницами экскаватора асфальтное покрытие трассы государственного значения, и все это в угоду Акиму Адилю Несипбаеву. При этом последний, за счет средств налогоплательщиков (сотни тысяч тенге), как политик Республиканского масштаба, арендует Национальный пресс – клуб, созывает всю прессу и отчитывается в своих победах за целых два месяца работы.

Да и городской акимат г. Алматы, не отстает от районных. Отвечая по Закону и являясь уполномоченным органом по сбору налогов – разовых талонов на рынках города рапортует о просто астрономических цифрах недостачи по сбору налогов – разовых талонов по своему ведомству с рынков г. Алматы: 120 000 000 000 (сто двадцать миллиардов) тенге, расписываясь в собственном бессилии обуздать захлестнувшую его коррупцию. При этом предприниматели рынков заявляют нам, что их заставляют в договорах о совместной деятельности с акиматом занижать суммы плана по сдаче налогов, оставшиеся суммы оплачивать в акимат наличными деньгами на различные якобы благотворительные цели.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что каждый должен заниматься своим делом. Следователь – расследовать преступления. Налоговик – собирать налоги. Суд – судить и т.д. Наши же государственные органы любят заниматься всем и ничем, причем только тем, что им лично выгодно в данный момент без всякой ответственности за свои действия.

Приведенные трагические примеры также подтверждают и то, что ни качество действующего законодательства, ни правоприменительная практика исполнительными и судебными органами, национальными судебными и исполнительными органами не обеспечивают своевременной и оперативной защитой фундаментальных прав человека и его достоинства.

Ничто пока не защитит ни простых собственников, ни предпринимателей, ни наемных работников.

Никто и ничто не защитит самых обычных человеческих прав до тех пор пока тот, чье право было нарушено не получит возможность обжаловать действие нашего высшего судебного органа в международном Европейском суде по правам человека во Франции – Страсбурге и обнажить все факты.

Наши суды еще не в состоянии обеспечить гражданам надлежащую защиту от государства в лице его чиновников.

Единственной надеждой на защиту человека становится Страсбургский суд по правам человека.

Но казахстанцы не могут туда обращаться, поскольку Казахстан еще не присоединился к “Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод” и не признает юрисдикцию “Европейского Суда по правам человека”

Основная причина этого, как и большинства наших бед – коррупция, примитивная жадность, полная безответственность чиновников и отсутствие заботы о простом трудящемся и о рядовом гражданине.

Они не желают, чтобы международное сообщество реально узнало о конкретных фактах нарушений прав человека.

Признание юрисдикции “Европейского Суда по правам человека” лишит чиновников той власти, которую они имеют сейчас.

В принципе признание этой юрисдикции поможет, и обуздать коррупцию, во всяком случае, поможет защитить человеческое достоинство граждан страны, а значит, лишит чиновников той власти, которую они имеют сейчас.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека, как высшей ценности, Республика Казахстан признала требования международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966г.

Республика Казахстан признала, что основой прав и свобод является человеческое достоинство, присущее всем членам человеческой семьи, их равные и неотъемлемые права являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Ратифицировав их, Республика Казахстан признала не только их приоритет над национальным законодательством, но и то, что права человека будут защищаться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Мы считаем, что после ратификации “Международного пакта о гражданских и политических правах” и “Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах”, необходимо сделать следующий шаг и присоединиться к “Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод” и признать юрисдикцию “Европейского Суда по правам человека”.

Этот шаг необходимо сделать не столько ради защиты своих прав и свобод, сколько ради защиты прав и свобод наших детей. Сделав этот шаг, мы уже не сможем повернуть назад. Сегодня, когда решается вопрос о председательстве Казахстана в ОБСЕ, настало время доказать всем и прежде всего себе, что принципы приоритета прав человека перед правами государства не декларативны, а соблюдение этих прав не относится к декорациям, призванным создать иллюзию правового государства.

Почему нам необходимо присоединиться к “Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод” и признать юрисдикцию “Европейского Суда по правам человека”?

Ответ очень прост. Мы, казахстанцы, считаем себя более европейцами, чем азиатами. Мы – евразийцы, а значит, для нас большую ценность представляют истинная демократия и свобода, чем декоративная демократия в рамках пресловутого восточно-деспотического плебисцита.

Присоединение к “Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод” и признание юрисдикции “Европейского Суда по правам человека” обязывает каждое государство-член обеспечивать каждому человеку, находящемуся под его юрисдикцией, права, определенные в ЕКПЧ, позволив своим гражданам ссылаться на конвенцию в национальных судах, которые, обязаны использовать многочисленные примеры прецедентного права ЕКПЧ.

В этих условиях наш суд будет вынужден обращаться к проверенным временем истинно демократическим нормам, а не решать за наш счет проблемы власти и коррумпированных чиновников.

Более того, это приведет наши суды к более точному пониманию, что Конституция – это закон прямого действия и ее нарушение тяжелой ношей ляжет на плечи государства.

В этом случае возникнет настоящая судейская независимость и уйдет в небытие судейская бесконтрольность.

И это обязательно произойдет, т.к. если изначальные гарантии реализовать не удается, каждый человек может при определенных условиях обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека.

На данный момент юрисдикцию “Европейского Суда по правам человека признают 46 государств-членов, с общей численностью населения около 800 млн. человек.

В том числе и 6 стран, географически расположенных в Азии: Азербайджан, Армения, Грузия, Кипр, Турция, Россия (азиатской частью).

Только из стран бывшего социалистического лагеря и постсоветских республик входят 23 государства:

Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Босния, Герцеговина, Венгрия, Германия, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Черногория, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чешская Республика, Эстония.

В качестве примера можно привести и тот факт, что Российская Федерация подписала Европейскую конвенцию по правам человека при вступлении в Совет Европы более 10 лет назад — 28 февраля 1996 г.!

Совет также ведет диалог с более чем 400 неправительственными организациями (НПО), которым он предоставил консультативный статус.

Если мы признаем принципы, основанные на приоритете прав личности над правами государства, то лозунг:

“Европа — это нечто большее, чем вы думаете” — подходит к нам.

Вступление в эту авторитетную международную организацию позволит нам повысить не только авторитет нашего государства на международном уровне, но, что еще более важно повысить авторитет государства у населения. Чем быстрее Казахстан присоединится к Европейской конвенции по правам человека, тем больше у наших граждан появится возможностей защищать свои права. Поднимется рейтинг страны в мировом сообществе. Все это — благо для Казахстана. Значение таких событий чрезвычайно велико. В частности, стандартам в области прав человека и других свобод, установленным данной конвенцией, должно будет соответствовать законодательство Республики Казахстан. Это будет уникальным шансом для демократизации не только судебной, но и в целом правоохранительной системы. Если мы ратифицируем конвенцию без оговорок, то нашим гражданам станут доступны все права и возможности, оговоренные в ней. Для Казахстанской стороны — это будет серьезным уроком и напоминанием о существовании международных договоров по правам человека. Для всех граждан Казахстана в данном вопросе будет более важна правовая сторона победы, т.к. каждый человек должен быть защищен от произвола. Стоит заметить, что решения Страсбургского суда являются обязательными для всех стран, входящих в эту организацию. За выполнением судебных решений следит Комитет министров Совета Европы. В европейском суде есть и кассационная инстанция, в которую любая несогласная с решением суда сторона имеет право обратится. Суд может также постановить о выплате денежных сумм в качестве компенсации судебных издержек. Правда присоединение к европейской конвенции по правам человека, существенно ущемит права чиновников.

По итогам пресс-конференции, участники приняли обращение к Президенту и Парламенту Республики Казахстан “о необходимости скорейшего присоединения Казахстана к Европейской конвенции по правам человека”.