Путешествие в предреволюционный Кыргызстан

Если бы не нефтяное чудо, в Казахстане было бы то же самое, только в квадрате или кубе

Казахстан и Кыргызстан – две такие близкие и одновременно такие разные страны. Всего каких-то часа четыре на маршрутке между Алматы и Бишкеком, а попадаешь в совершенно иной мир. В одном мире уже на границе расставлены стенды с фото президента в окружении счастливых детей, возле въезда в мегаполис стоят автоматчики, зорко следя, как бы не просочилась мимо них революционная зараза, а где-то 91 % граждан обычно заявляют, что политика — это скучно и как они далеки от нее. В другом, даже в дни серьезного политического кризиса сквозь границу пропускают без особых проблем, нелюбимый многими президент свободно посещает “круглые столы”, где дискутирует с представителями оппозиции и НПО, а подавляющее большинство граждан хоть и “голодное”, однако к политике не равнодушное…

Сегодня в Кыргызстане новый надрыв. И, несмотря на то, что многие бишкекчане, под носом у которых он образуется, не испытывают панических настроений и не спешат закрыться в своих квартирах на все замки, однако напряжение все равно присутствует. Оно витает в воздухе. К тому же, на данный момент оппозиция подвинула свои силы к Белому Дому, ей удалось “продавить” Бакиева с “прямым эфиром” на государственном телеканале КТР, прижать его с проектом новой Конституции, так что бедняге все время приходится выкручиваться. Можно сказать, что страна вновь на пороге то ли “наждачной” революции, то ли государственного переворота.

Уже почти неделю продолжается бессрочный митинг оппозиции на центральной площади Бишкека Ала-Тоо. Всюду расставлены туристические палатки, в которых ютятся приезжие из Оша, Джалал-Абада, Нарына, Таласа и других городов республики. Вряд ли уместно рассуждать, что – стопроцентно – все эти люди приехали в столицу за демократией. Справедливости ради надо отметить, что на лицах немалой части митингующих, демократия даже “не ночевала”. Когда некоторых из них спрашивали, что такое Конституция и почему они выступают именно за парламентскую или парламентско-президентскую форму правления, они отвечали незамысловато, как будто реагировали простейшие организмы. Конституция для них это что-то светлое, а то, ради чего ее хотят поменять алмазбеки, омурбеки, азимбеки и болотбеки (имена ведущих деятелей кыргызской оппозиции – авт.) тоже есть хорошо, тепло и сыто. Действительно, чего скрывать, практически все приезжие в Бишкек на бессрочную акцию протеста это выходцы из “нищего пояса”, обрамляющего единственный более или менее развитый город. И погромы мародеров 24 марта прошлого года – все оттуда же, от голодного и беспросветного существования. Так что начинает казаться, что если бы и Казахстан не сидел на нефтяной игле и прочих ресурсах, у нас могло быть то же самое, только в квадрате или кубе. А вот проходили бы столь массовые митинги в Бишкеке, если бы не крайняя бедность основной части населения?!

Удивительно, но многие кыргызские оппозиционеры, члены движения “За реформы”, которые обвиняют бакиевскую власть в репрессиях, попытках зажима свободы слова, клановости и непотизме, выраженном в трудоустройстве своих близких родственников на ключевые государственные посты, с восхищением смотрят на Казахстан и Россию. И, прежде всего, потому что Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин, как заявил один из лидеров кыргызской оппозиции Кабай Карабеков, позволяют трудоустраиваться гражданам Кыргызстана, которые потом содержат свои семьи на деньги, заработанные в Москве, Алматы и Астане.

Похоже, что зачастую меркантильные экономические интересы все-таки превалируют над политическими идеалами. Не знаю, насколько это верно и насколько возможный бизнес некоторых кыргызских оппозиционеров входит в клинч с интересами бакиевской группировки, однако, как поговаривают, один из лидеров движения “За реформы” и депутат Жогорку Кенеша Темир Сариев контролирует водочный бизнес в Кыргызстане, другой – Болот Шерниязов, экс-работник правоохранительных органов держит сеть обменников в столице. И уж очень не по душе кыргызской оппозиции появление в их стране бывшего “крестного отца Кремля” Бориса Абрамовича Березовского, который высаживался в аэропорту “Манас” в июле сего года, что подтверждено Генпрокуратурой Российской Федерации. Не нравится БАБ кыргызскому “ЗСК”, и не только потому, что он представляет угрозу дружеским отношениям Бишкека и Москвы. По словам того же Кабая Карабекова, Березовский со своими людьми захватил Джеруйское месторождение золота, а это уже не шутки…

Любопытна и такая зарисовка. До сих пор в республиках, подобных Казахстану и Кыргызстану подсознательно сильны настроения того, что Россия и Москва это старший брат. Помню как в алматинском “Шаныраке” агрессивно настроенные казахи, стуча себя в грудь, кричали, что мы-де казахи гонимы со своей исконной земли, а русские и прочие “неисконные” живут в квартирах припеваючи. При этом они требовали, чтобы к ним обязательно приехал кто-нибудь из “ОРТ” или “НТВ”. Или на днях на площади в Бишкеке ко мне подходили кыргызы всех возрастов, дергали за пиджак и спрашивали, не из России ли я?! Когда же слышали отрицательный ответ, то жутко разочаровывались, ибо считали, что их проблемы должны быть обязательно услышаны россиянами. Так, один убеленный сединами бывший пограничник сделал экскурс в историю приграничного скандала с Китаем, после чего в 2002 году последовал арест оппозиционного политика Азимбека Бекназарова и трагические Аксыйские события с расстрелом мирной демонстрации. Дескать, одной из главных причин и той и этой, намечающейся революции, является продажа коррумпированной властью кыргызской земли соседям из Поднебесной. Другая, средних лет дама, искала возможности выговориться по поводу убийства ее брата, экс-председателя Национального Олимпийского комитета КР и, как утверждают, криминального авторитета Баямана Эркинбаева.

А вот, что сказали мне некоторые кыргызские политики из блока демократических сил “За реформы”.

Мелис Эшимканов (по информации провластного политолога Александра Князева будущий госсекретарь КР):

Мелис Эшимканов

“Конечно, если сравнивать Курманбека Бакиева с Нурсултаном Назарбаевым или Владимиром Путиным, то к ним у нас уважения гораздо больше. То что они оба зависимые от нефти президенты и то что в любой момент ситуация на мировых рынках может измениться в худшую сторону, это да, это есть. Но в целом, эволюционный, стабильный процесс в Казахстане и России нам очень нравится. Я недавно услышал такое понятие, как “суверенная демократия” и, мне кажется, для постсоветских стран она вполне оправдана. Мы, я думаю, должны постепенно переходить к справедливому, правовому и демократичному обществу западного образца. Поэтому Назарбаев и Путин мне импонируют, хотя… все эти клановые “движения”, почти как у нас…

И казахский народ пропускает это мимо ушей и терпит. Наверное, потому что у Вас экономика выше. Те же пенсии. У нас в приграничных районах люди видят, сколько наш рядовой пенсионер получает и казахстанский. Если бы и у нас граждане столько получали, был бы экономический порядок, возможно, некоторые моменты воспринимались менее болезненно…

А что касается Дариги и зятьев, то я недавно открыто критиковал тайный альянс Бакиева и Назарбаева относительно того, что наши Тандыбулакские месторождения без тендера, тайно, были отданы второму зятю Вашего президента Тимуру Кулибаеву”.

Болот Шерниязов (по версии Князева, будущий министр МВД КР):

Болот Шерниязов

“Знаете, когда одного из наших лидеров Омурбека Текебаева задержали с наркотиками в Варшаве, туда сообщения поступило, вы знаете откуда?! Хе-хе. Сколько раз мы просили Казахстан предоставить нам информацию, откуда в Астане получили сведения, что Текебаев вылетает с матрешкой, так нам никто и не ответил. Это говорит о Вашем уровне открытости и свободы. Что же до того, что в Казахстане за счет энергоносителей обеспечен экономический рост, и наша кыргызская молодежь работает там, меня это не слишком-то радует. Я хотел бы, чтобы наши люди работали у себя в Кыргызстане. Ни у Вас и ни в России. А насчет Назарбаева, то, мне кажется, он столько не врет, сколько Бакиев. Хе-хе-хе. Все-таки, у него слова не расходятся с делом. Хотя, со свободой слова я не сказал бы, что Вы далеко ушли вперед”.

Кабай Карабеков (возможно, будущий председатель ГТРК Кыргызстана):

Кабай Карабеков

“Если бы не наш острейший паспортный кризис, я уверен, Кыргызстан давно покинули бы все граждане. Только благодаря тому, что в Казахстане и России за счет нефтегазового сектора существует экономический подъем, мы и живем. Вернее, львиная доля тех кыргызстанцев, которым присылают деньги наши гастарбайтеры. Да, и Путина, и у Назарбаева есть свои, так сказать, “питерские”, “фавориты”, “родственнички” и т.д. Но так, как у нас, я думаю, они на внутреннюю политику не влияют. У нас же, это кошмар какой-то, нашему бюджету уже не под силу их содержать. А последний “финт” с Березовским! Его люди просто нагло захватили Джеруйское месторождение, выпихнули оттуда прежних владельцев, которые 65 миллионов долларов вложили. И это с согласия Бакиева. И даже, несмотря на то, что наши взаимоотношения с Россией, которая давно “ловит” этого опального олигарха, могут серьезно пострадать”.

Эдиль Байсалов (лидер коалиции “За демократию и гражданское общество”, возможно, и будущий омбудсмен Кыргызской Республики):

Эдиль Байсалов

“А я бы вообще не стал демонизировать Березовского. Видите ли, ему очень уж надо было “засветиться” во времена грузинской революции через своего друга Бадри. Потом ему во что бы то ни стало, понадобилось показать свои “ушки” за оранжевыми событиями на Украине. И все ради того, чтобы досадить России. Теперь он якобы у нас объявился политику делать. Ничего подобного. Заметьте, в Кыргызстане он если и имеет к кому-то отношения, то явно не к оппозиции, скорее к Курманбеку Бакиеву. Говорят, что и американцы “благотворительную” помощь нам оказывает. Я не хочу ни с кем спорить, пусть говорят. Мы просто вышли на мирный митинг с целью отставки правящего режима, который окружил себя жульем. Естественно, верхом наивности было бы думать, что президент вместе со своими бандитами быстро соберет свои “манатки” и оставит власть. Ничего подобного. С нами по всякому пытаются бороться: то полным игнорированием, то распусканием небылиц, то угрозами, но я думаю, что народ все-таки добьется своего.