Состоялся второй съезд Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП)

3 февраля в Алматы состоялся второй съезд Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП).

Съезд принял решение о создании 16 региональных партийных филиалов, а также утвердил “Положение о филиалах”.

На состоявшемся в этот же день заседании Политсовета ОСДП Заместителем председателя Общенациональной социал-демократической партии был избран Амиржан Косанов.

Распространено пресс-службой ОСДП

***

Лидер ОСДП Жармахан Туякбай о регистрации своей партии и сомнениях в искренности намерений Акорды

— Этот процесс не был легким. Мы провели огромную работу. В частности, собрали около 140 тысяч заявлений в члены нашей партии, многократно и тщательно их перепроверили. Возможно, благодаря этой нашей скрупулезности мы заранее лишили министерство юстиции многих оснований для излишней придирчивости.

Но от этого процедура регистрации не стала быстрой. О какой быстроте можно говорить, если партия зарегистрирована лишь спустя два месяца после положенного по закону срока? Примечательно, что эта задержка со стороны Министерства юстиции, в конечном итоге, так и осталась немотивированной. Ведь ни одного сомнения к правильности оформления сданных нами документов с его стороны не прозвучало.
Между тем, без какой-либо внятной причины мы целых два месяца оказались лишены возможности развернуть полномасштабную и легитимную работу по становлению нашей партии. В электоральный год (если иметь в виду предстоящие выборы в маслихаты, а, возможно, и в Мажилис) это не такой уж малый срок. За это время мы бы уже создали структуру филиалов в регионах, провели первоочередные мероприятия по обучению актива, пропагандистов. Отсутствие регистрации не позволяло начать эффективную работу по налаживанию взаимодействия с общественными организациями, с населением в целом. Теперь нам придется ускоренными темпами наверстывать упущенное.

Я не могу исключать, что власть целенаправленно заложила для нас такое отставание, и возможно, приберегла про запас какие-то другие уловки и возможности тормозить нашу работу.

Первой инициативой вашей партии после регистрации стала разработка проекта закона “Об оппозиционной деятельности”. Почему ОСДП начинает свою официальную жизнь именно с такого законопроекта? Как Вы оцениваете мнение экспертов о том, что оппозиция с таким законом сильно запоздала, и сейчас, даже в случае своего принятия, он мало что изменит?

— Вряд ли будет рациональным рассуждать в сослагательном наклонении: “надо было бы”, “если бы” и так далее. Чтобы в полной мере убедиться в необходимости каких-либо изменений, общество должно пройти определенный исторический путь. Именно сегодня мы имеем все необходимые доказательства в пользу закона “Об оппозиционной деятельности”. Нелегитимный в глазах народа Мажилис, где заседает, по сути, одна партия. Многочисленные нарушения в ходе минувших президентских выборов, критические отзывы мирового сообщества и многое другое.

Действительно, многие развитые страны не имеют специального закона об оппозиции — так же как, например, и закона о СМИ. Эти законы там заменяются отлаженной системой разделения и баланса ветвей власти, эффективными политическими партиями и мощным гражданским обществом. Но при нашей авторитарной власти такой закон необходим. Оппозиции, как политическому институту, нужна хотя бы минимальная прямая защищенность законом. Иначе власть всегда будет иметь соблазн и все возможности, чтобы в корне задушить малейшее политическое инакомыслие.
Подчеркивая обязанность оппозиции действовать строго в рамках закона, мы говорим о ее праве выступать с публичной критикой политического курса руководства страны, о праве выдвигать политические инициативы, иметь доступ к средствам массовой информации, отвечать на критику в свой адрес, проводить митинги, шествия, собрания. Или, например, отмечаем, что часть эфирного времени передач на государственных телеканалах, специально информирующих о деятельности Парламента, должна быть посвящена работе оппозиционных депутатских объединений.
Не думаю, что это какие-то максималистские требования. Речь идет об элементарных вещах, которые в нашей стране не соблюдаются.

Мы стремимся, чтобы политическое инакомыслие, аргументы и доводы оппозиции гарантированно, вне зависимости от капризов власти, присутствовали в общественном сознании, побуждали людей сопоставлять и думать. Мы хотим, чтобы и политики, и простые граждане мыслили не насаждаемыми стереотипами, а своим собственным умом. Чтобы на смену нетерпимости пришли подлинно цивилизованные взаимоотношения и политическая культура. Тогда, я уверен, в нашей стране очень многое изменится.

“Эпоха”, 4 (226), 2 февраля 2007 г.