Как разные СМИ осветили “неприятности” Рахата Алиева

Обзор прессы

Увы, но долгожданный “Караван” сегодня не вышел. Его “прикрыли” на три месяца. Но дело братьев Шуховых и Рахата Алиева живет в виртуальном пространстве, на страницах интернет-издания “Gazeta.kz”. Живет и процветает. Сегодня из глобальной паутины издатель “Каравана” продолжил “поливать” теперь уже не агонизирующую, а распадающуюся систему МВД. Досталось и прокуратуре, которая еще недавно была у Рахата Мухтаровича в фаворе, выступая государственным обвинителем на громком судебном процессе по “Нурбанку”, а нынче после предупреждения телеканалу КТК и заявления о приостановлении деятельности принадлежащего ему издания, стала объектом жгучей критики со стороны аффилированных с ним журналистов. Не был обнесен лаской и обозреватель еженедельной газеты “Время” Виктор Верк, с которым внук писателя продолжил заочную полемику в стиле отвязной “желтой” прессы 90-х годов.

Сравнивая кампанию, как против медиахолдинга, так и против спецслужбистов президентского зятя со сталинскими репрессиями 30-х годов, Андрей Шухов пишет: “Меня вообще умиляет эта иезуитская избирательность прокурорских деятелей. Мы рассказали о случаях, свидетелями которых были десятки людей — и нам угрожают закрытием за давление на суд. А в это время главный подсудимый на всю страну рассказывает многочасовые небылицы, и все о\’кей — это не давление на суд”.

Его брат Александр, вторит ему, пытаясь “двинуть” собственную, созвучную с чаяниями Рахата Мухтаровича версию происходящего:

Так получилось, что именно в эти дни состоялась конституционная реформа, и выяснилось, что парламент страны может вскоре разойтись, и не далее как осенью предстоят новые выборы. То есть начинается очередной виток битвы за власть.

В такую пору средства массовой информации становятся особенно ценными, и у людей появляется острое желание прибрать их к рукам. И, разумеется, популярные КТК и \»Караван\» оказываются в этом списке в первых строках. Конечно, хорошо владеть каналом \»Астана\», но ведь нужно еще заставить людей его смотреть. А КТК казахстанцы смотрят с удовольствием и по своей воле. И \»Караван\» читают чаще, чем вечернюю столичную газету”.

При этом заказных статей мы не печатаем, — скромничает Александр Шухов, — и славить людей, которых считаем недостойными, никогда не будем. И те же г-да Тасмагамбетов с Мухамеджановым хорошо понимают, что их клики ни на каких выборах поддержки от нас не добьются…”.

В отличие от виртуального “Каравана”, газета, часто уделяющая в своих экономических обзорах внимание “Банку Туран Алем” и председателю его правления г-ну Аблязову, а в обзорах политических – НП “Алга” и Асылбеку Кожахметову, более сдержана в помощи Рахату Алиеву. Однако от глаза бдительного читателя не может ускользнуть набор тенденциозных предположений “Республики”, направленных на то, чтобы сделать Рахату Мухтаровичу приятно и соответственно – не очень приятно его финансовым и политическим недругам. Так, в послесловии к статье “Гилимов против Алиева”, в целом нейтральной, обильное слово предоставляется юрисконсульту издательского дома “Алма – Медиа” Светлане Шамычковой, естественно негодующей, хоть и не в репертуаре Андрея Шухова, относительно прекращения вещания телеканала КТК и выхода газеты “Караван”.

Далее в статье “Куда ни кинь – везде клин, а жить-то хочется” под традиционной рубрикой “По слухам, но авторитетно”, “Республика” повествует о том, что не за горами тот день, когда своих постов лишатся руководители силовых ведомств. Особенно издание, замеченное в популяризации БТА и “Алги”, делает упор на Бауыржане Мухамеджанове и Сарыбае Калмурзаеве, “разводя” их таки образом, чтобы потенциальные читатели из числа поклонников старшего зятя президента остались довольны:

“В правоохранительном блоке нарастает легкая паника. Говорят, что осенью снимут всех трех руководителей – МВД, КНБ и АБЭКП, причем якобы судьбы у всех трех разные. Бауржана МУХАМЕДЖАНОВА якобы с учетом всех проколов его ведомства вернут в Администрацию президента, Амангельды ШАБДАРБАЕВА отправят в Москву набираться ума-разума, а Сарыбая КАЛМУРЗАЕВА назначат акимом Алматы. Что касается министра внутренних дел, то он может лишиться должности и раньше, – отмечает “Республика” и сотворяет реверанс в адрес адвоката Нурлана Устимирова, — якобы срок, отведенный ему на поиск пропавшего Тимралиева, уже прошел, а кроме следа, ведущего в КНР и дальше по всему миру, полиция не нашла ничего”.

В политобзоре человека, скрывающегося за псевдонимом Мухамеджан Адилов, выдвигается версия произошедшего конфликта между Рахатом Алиевым и управляющими “Нурбанком”, после озвучивания которой старшему зятю пророчится свет в конце туннеля. По мнению “Республики”, после того как основной акционер “Нурбанка” решил более тщательно изучить работу банка, у него возник конфликт с менеджментом, в ходе разрешения которого Алиев-младший по привычке действовал без оглядки. И это бы сошло ему с рук, если бы председатель правления банка не оказался близким родственником другого политического тяжеловеса – акима Алматы Имангали Тасмагамбетова.

Как отмечает издание, в результате блицкриг с минимальными потерями и максимальной добычей превратился в затяжное сражение, которое сегодня президентский зять явно проигрывает. “Однако его оппонентам не стоит праздновать победу – он держится не столько благодаря себе и своему отцу, представителю старой, еще кунаевской элиты, а за счет жены и детей, старший из которых, Нурали, – любимый внук президента, — обнадеживает Рахата Мухтаровича “Республика”. – Говорят, что когда отец избранницы Нурали, нынешний секретарь Совета безопасности Берик ИМАШЕВ отрицательно отнесся к жениху, в дело вмешался дедушка и лично благословил новую семью”.

Как предсказывает Мухамеджан Адилов, эти дни будут тяжелыми для главы государства – ему предстоит выдержать атаки с обеих сторон и принять решение, от которого уклониться невозможно, но и принять его нельзя. Причем, как говорится в “Республике”, скорее всего, будет выбран компромисс – нелепый, как самоубийство Заманбека Нуркадилова тремя пулями или казнь Алтынбека Сарсенбаева по заказу Ержана Утембаева, но единственно возможный в такой ситуации – всю вину на себя возьмут помощники Алиева-младшего, а с пострадавших от их действий банкиров снимут обвинения в экономических преступлениях.

”Если все произойдет именно так – по нашей версии, то нужно понимать, что свою роль в этом сыграют не только родственные связи и уговоры дочери и внука, но и трезвый политический расчет. Не стоит забывать, что в нынешней системе взаимоотношений Рахат Алиев очень удобная фигура, которую можно двигать практически в любом направлении, — невольно раскрывает характер возможного использования Р. А. силами, стоящими за газетой “Республика”.

“Новая газета Казахстан” продолжает удивлять своей объективной позицией относительно скандала вокруг имени чрезвычайного и полномочного посла РК в Вене. Раньше, как известно, в этом казахстанском приложении к российской антипутинской газете любил публиковаться человек “измученный” Рахатом Алиевым – автор и ведущий аналитического “Портрета недели” на временно почившем в бозе КТК – Артур Платонов. Нет-нет, оказывал критическое давление на “Алматыжер”, как на любимую игрушку акима Имангали Тасмагамбетова – человек, прячущийся за псевдонимом Денис Галин. И вот теперь, такая непредвзятость. Как эта, выуженная тем же Денисом Галиным у тесно связанного с партией “Ак Жол” политолога – Бурихана Нурмухамедова.

“Мне кажется, что президент сейчас пытается разрешить ту совершенно запутанную и конфликтную ситуацию, которая все более и более принимает форму открытого противостояния между некими группами, — вещает Бурихан Нурмухамедов в интервью “Новой Казахстан”. – Я думаю, что если бы не было заявлений Мухтара Алиева (первого, написанного вместе с другими членами наблюдательного совета КТК, и второго, написанного им лично), а также заявления самого Рахата Алиева, президент, может быть, и воздержался бы от такого шага.

А сейчас, когда конфликт перерос в открытое противостояние, в котором задействованы и мощные средства массовой информации, и, по всей видимости, потенциал групп влияния, имеющих своих представителей в правительстве, в силовых структурах, в судейском корпусе, — продолжает он, — все эти факторы, на мой взгляд, подвигли президента на то, чтобы вмешаться и попытаться каким-то образом все это отрегулировать”.

В еще одной статье “Новой Казахстан” Виталий Волков размышляет на тот счет, почему же не состоялась обещанная пресс-конференция Рахата Алиева в Вене. Так, он призывает читателей вспомнить, что сразу вслед за тем, как парламент принял на днях поправки к конституции, позволяющие Назарбаеву избираться в президенты столько раз, сколько он захочет, критика прозвучала не только из лагеря политической оппозиции, но и из уст академика Мухтара Алиева. “Почему? Не потому ли, что академик уже видел в президентском кресле кого-то иного?”.

“И не потому ли так поторопился сам Назарбаев укрепить свои и без того немалые властные возможности, что подозревал атаку со стороны какого-то мощного соперника изнутри “административного ресурса”? Поторопился укрепить, даже зная, что таким шагом наверняка вызовет возражения на Западе, причем непосредственно перед самым принятием решения о председательстве республики в ОБСЕ в 2009 году!”.

“Новая” отмечает, что в среду, вскоре после объявления о начале уголовного расследования в отношении Алиева, из Вены пришло известие, что сам “герой дня” намерен в четверг дать пресс-конференцию, в ходе которой он сделает сенсационное заявление.

“Кого можно так разоблачить в Вене, чтобы это считалось сенсацией? Мэра Алма-Аты?  Смешно. Министра внутренних дел? Даже не смешно, — продолжает слегка сталкивать Рахата Алиева с 01-м Виталий Волков на страницах “НГ Казахстан” и продолжает. — Логически есть все основания считать, что сгоряча Р. Алиев решил нанести ответный удар, но поутру ему посоветовали не сжигать все мосты”.

“Деловая неделя” также сообщает сегодня, что пресс-конференция Рахата Алиева, против которого возбуждено уголовное дело по подозрению в похищении бывшего руководства “Нурбанка”, заявленная в Вене на четверг, не состоялась. Как сказано в “ДН” информационное агентство Kazakhstan Today, входящее в холдинг, которым владеют члены его семьи, вначале анонсировало разоблачительные планы президентского зятя, а потом сообщило, что “в результате технической ошибки информация о времени и месте проведения пресс-конференции Рахата Алиева передана корреспондентом агентства неверно”. Таким образом, обещание мужа Дариги Назарбаевой разоблачить коррупцию в руководстве МВД, данное на страницах принадлежащей ему газеты “Караван” в прошлую пятницу, осталось пока невыполненным.

Упоминая про сенсационное телеобращение Абильмажена Гилимова по телеканалу “Астана”, “Деловая неделя” не обходит стороной то, что во время трансляции заявления кабельный оператор “Алма-ТВ” прекратил вещание “Астаны”, вывесив информацию, что “по независимым от него причинам передача видеосигнала нарушена”. Те же, кто смог, переключились на метровую антенну и досмотрели сюжет. Другие кабельные операторы не прерывали трансляцию “Астаны”.

”В целом все, сказанное в заявлении и по телевизору, не было новостью — практически то же самое сразу после событий в “Нурбанке” заявили жены Тимралиева и Гилимова — Капашева и Базарбаева, против которых Рахат Алиев подал гражданский иск по обвинению в клевете, — говорится в “ДН”. – Что изменилось за это время, ни полиция, ни обвиняемые не говорят”.

Газета Бигельды Габдуллина “Central Asia Monitor”, пожалуй, впервые за все это время публикует хоть что-то по скандалу вокруг “Нурбанка”. В основном, солянку из надерганных отовсюду цитат: как из пресс-релиза МВД, так и из откровений старшего зятя в подконтрольной ему газете “Караван”. Особняком стоит лишь заявление подсудимого банкира Абильмажена Гилимова, которое “САМ” приводит пусть и не целиком, а частично, выбирая, однако, помногу и так, чтобы дух захватывало. Непредвзятость и объективность “САМ” не мешает этому изданию уже в аннотации к статье акцентировать внимание читающей публики на том, что Рахата Алиева обвиняют по статье, касающейся похищения людей. К тому же “Central Asia Monitor”, явно не без умысла упоминает о происках “солнечной интерференции”, прекратившей вещания излюбленного Бигельды Габдуллиным телеканала “Астана”, в момент наивысшей кульминации монолога Абильмажена Гилимова.