“Республика” крайне обеспокоена судьбой Рахата Алиева и вероятным расколом в НП “Алга!”

Обзор прессы

“Караван” продолжает представлять удручающее зрелище. После низложения Рахата Алиева газету становится неприятно брать в руки, ибо с первой полосы вместо былой информационной возни с противниками Рахата Мухтаровича, столь занимательной для искушенной публики, на читателя взирает мелкотравчатая констатация совершенно аполитичных событий. До сих пор “Караваном” не соблюдается закон “О СМИ” в части предоставления полной информации в выходных данных издания, судя по которым так и остается неведомым, кто же является управляющим, кто – главным редактором, а кто – журналистами еженедельника. Единственным “писком” еще того рахатовского “Каравана” можно считать небольшую колонку некой Ларисы Увалиевой, видимо взявшей на себя функции временного главреда, от содержания которой еще более скорбной кажется участь когда-то славного “печатного инструмента” в руках когда-то любящей друг друга четы.

“Вот уже, которую неделю каждый день начинается с вопроса: “А “Караван” в пятницу выйдет?”. Ответ на этот вопрос вы держите сейчас в руках – “Караван” вышел, и мы надеемся, будет выходить и дальше, — с колеблющимся оптимизмом говорится в колонке. — Точка в судебном споре, из-за которого выпуск нашей газеты был запрещен, еще не поставлена. То, что читатели могут все-таки получать любимую газету – результат компромисса. Мы сами предложили на время рассмотрения дела отказаться от освещения темы Нурбанка во всех ее проявлениях до окончательного решения суда, — расписываются в своей слабости сами “караванщики”.

Ну а далее в еженедельнике идут статьи про ящур, бешеных собак, хлебобулочные изделия и красивых девочек, одним словом, про все, кроме Рахата Алиева, Имангали Тасмагамбетова и пресловутый “Нурбанк”.

“Республика”, напротив, радует сегодня обилием сдержек и противовесов в освещении злободневных политических тем, в отличие от предыдущих номеров, где превалировал перманентный промоушн народной партии “Алга!” во главе с ее лидером и скрытая поддержка экс-посла в Вене Рахата Алиева. Хотя, что касается последнего, то издание, симпатизирующее “Банку Туран Алем” и председателю его правления, осталось практически верным себе, за исключением разве что небольших нюансов.

Так, теперь уже бывшему президентскому зятю, “Республика” дала возможность утолить жажду свободы слова, поместив с ним интервью, имеющее особую важность для выстроенной конструкции политической части свежего номера. Нет смысла пересказывать весь тот гуманизм и поистине высокое благородство, которым в очередной раз осенил себя раскулаченный медиамагнат. Деловое обозрение постаралось на славу, чтобы положительные качества венского изгнанника были выпучены неимоверно, тогда как кампания уголовного преследования, инспирированная казахстанскими властями против него, выглядела низко и политически недостойно.

К тексту интервью присовокупили фотографию Рахата-мыслителя или Рахата-демократа, кому какой, создаваемый “Республикой”, образ ближе. Не в пример бедному Оразу Жандосову, которому еженедельник в отместку за высказанную на объединительной пресс-конференции (“НАЖ-ОСДП”) претензию о не публикации изданием его фотографий поместил-таки совершенно уродливый снимок политика. В общем, становится очевидным насколько издание, испытывающее пиетет перед БТА и “Алгой”, прохладно по отношению к Оразу Алиевичу и сколь оно тепло к Рахату Мухтаровичу.

Помогла морально экс-зятю “Республика” и статьей про “дезу” от МВД. В ней шла речь о том, что распространенная устами пресс-секретаря силового ведомства информация об якобы заведении уголовного дела на Алиева-младшего в связи с какими-то финансовыми махинациями – чистейшей воды дезинформация. Поскольку Интерпол, на который ссылаются у нас в МВД, заводить уголовные дела не может, а прокуратура Австрии информацию о заведении дела опровергла. Мало того, “Республика” поставила под сомнения факт объявления Рахата Алиева в международный розыск, сославшись на сайт Интерпола, в поисковике которого имя бывшего дипломата не значится, в том числе и в “отделе” последних разыскиваемых.

Попыталась смягчить общий фон прорахатовского настроя “Республики” председатель ее редакционной коллегии Ирина Петрушова, которая в колонке редактора стараясь демонстрировать беспристрастность, написала, что завершился процесс отрывания Рахата Алиева от Семьи Назарбаевых, так как венскому изгнаннику подкинули факс с извещением, что он уже не муж Дариге Нурсултановне. “Это чисто семейное событие наводит на весьма определенные размышления, — излагает Ирина Альбертовна. – Судя по всему, президент поставил жирный крест на своем старшем зяте и теперь тот стал во всех смыслах слова изгнанником – с Родины, из казахстанского бизнеса, из семьи, из отечественной элиты. Если дальше и есть у него какие-то перспективы – то они туманны”.

Однако за холодностью анализа проступает почти материнская забота или, по крайней мере, плохо упрятываемое сочувствие: “разочарование, постигшее Рахата Мухтаровича, может оказаться еще глубже. Пока еще его дети и внуки носят фамилию Алиевых, но не исключено, что в ближайшее время поменяют ее на другую, по матери, чтобы даже не напоминать о существовании человека, который не оправдал высокого доверия. Кстати, расплачиваться за политическую неуклюжесть Алиева-младшего приходится его приближенным – на днях уволили с государственной службы последних, и похоже, что многим из них придется провести какое-то количество лет в местах не столь отдаленных”.

Не удерживается “Республика” от контекстуального негатива в адрес объединительного процесса в рамках ОСДП. Про слияние “Нагыз Ак Жола” с Общенациональной социал-демократической партией пишется много, однако в том же духе, в каком было выполнено фото г-на Жандосова. Напротив, лидер коммунистов Абдильдин, ответивший отповедью на дерзкое предложение Тулегена Жукеева об условиях вхождения КПК в состав партии левых центристов, предстает настоящим, ну если не мачо, то, по крайней мере, умудренным бием. Впрочем, следует отдать “Республике” должное, отметив, что газета не замолчала факт недостойного с точки зрения поклонников и сторонников партии “Алга!” сепаратистского поведения ее лидера Асылбека Кожахметова.

“Несмотря на решение политсовета (об отклонении предложения о вхождении в состав ОСДП), председатель президиума Асылбек КОЖАХМЕТОВ пытается уговорить членов партии в регионах созвать внеочередной съезд, чтобы на нем вынести правильное решение о слиянии. Он очень хочет попасть в парламент – даже ценой ликвидации партии, – взволновано процитировала “Республика” анонимного доброжелателя, сообщившего редакции сию информацию.

Мы попытались, было найти Асылбека Базарбаевича, чтобы узнать, правда ли это. И почему он сам, будучи столь рьяным сторонником нового политического объединения, не взял, да и не вступил в ОСДП? Звонили на “сотку”, на городской телефон, в приемную, передавали ему просьбу выйти на связь с редакцией через его соратников, но… в первый раз за долгое время г-н Кожахметов не откликнулся на обращение нашей редакции, — не на шутку встревожилось издание. – Поэтому нам вновь пришлось обратиться к Владимиру Козлову, который подтвердил, что сбор подписей о созыве внеочередного съезда действительно идет и инициирован он действительно г-ном Кожахметовым”…

Такие дела!

“Взгляд” – свежеиспеченная газета, весьма близкая по политическим, а возможно, и экономическим симпатиям к “Республике” (занятая в последнее время активной раскруткой посредством акций протеста некоторых своих сотрудниц против “нурбашизма”), в сегодняшнем номере пересказывает за минусом анализа все то же самое про РА и консолидационные процессы на партийном поле. Единственно, делает упор на антиназарбаевских выступлениях, прошедших на минувшей неделе в Алматы: шествие общества “молодых баранов” в поддержку вечного “нурчабана” Назарбаева и чтение стихов возле Монумента Независимости на площади Республики.

“Начнем с понедельника” публикует прогноз предсказателей Назарбека Кожамсеитова и Кима Ли относительно будущего Рахата Алиева и судьбы нынешнего Мажилиса Парламента? Так, первый оракул молвит, что само слово “рахат” означает наслаждение, блаженство. И что имя предопределило судьбу Рахата Алиева: у него была красивая счастливая жизнь, семья, почтеннейшие родители, он имел блестящие возможности реализовывать себя даже в самых непредвиденных сферах власти, бизнесе и общественной жизни. Но, как цитирует Назарбека Кожамсеитова “Начнем с понедельника”, десятилетиями незаслуженно купаясь во всем этом, он не смог правильно, с умом и с благородством оценить выпавший на его долю подарок свыше.

“Сядет ли Алиев за решетку, решать правосудию, мне же видится, что даже если сейчас ему и удастся выкрутиться, так высоко в этой жизни он уже никогда не взлетит, — пессимистически для честолюбивых замыслов бывшего зятя глаголет предсказатель. – Позорное падение Алиева ни коим образом не бросает тени на семью Президента Назарбаева. В истории известны случаи, когда монархов, первых лиц страны порочили и даже покушались на их жизнь собственные дети, а Рахат Нурсултану Абишевичу никто…”.

Другой же провидец по имени Ким Ли пророчит в “НсП”, что у господина Алиева до августа сего года дела будут обстоять вполне сносно, его поддержат могучие покровители, которых на сегодняшний день много как в стране, так и за рубежом. Но осень для Алиева станет критическим периодом, пошатнутся его финансовые возможности, значительно поредеют ряды его подельников, будут серьезные проблемы со здоровьем, а к ноябрю он и вовсе окажется за решеткой…

“Дело об убийстве Алтынбека Сарсенбаева будет расследоваться вновь, будут официально озвучены новые имена, однако имя истинного виновника так и не будет названо, — продолжает Ким Ли. – Что же касается Парламента РК, то, согласно все той же системе Мин-Шу, кое-кто в нем является марионеткой зарубежных политиков и олигархов, но в целом в любой ситуации он останется под контролем Президента. Как говорят планеты, все три вопроса тесно взаимосвязаны друг с другом”.