Он был всяким…

В Караганде скончался Александр Федорович Христенко. С именем этого человека связана целая эпоха в жизни государства, которого уже нет на карте

Сразу после Нового года пришла горестная весть: в Караганде скончался Александр Федорович Христенко. С именем этого человека связана целая эпоха в жизни государства, которого уже нет на карте.


В самые застойные годы о многих людях Советской Страны говорили: “Целина дала путевку в жизнь”. То же можно было сказать и об Александре Федоровиче. После окончания Харьковского механического техникума он работает мастером завода в Таллинне, откуда и направился на целину. Так случилось, что вся остальная жизнь Александра Федоровича оказалась связанной с Нуринским районом, Карагандинской областью. Начинал он в совхозе имени Пржевальского. Был заведующим мастерскими, бригадиром. Отсюда он уходит в армию. После армии он возвращается на целину, туда же в мой родной Нуринский район, хотя мог бы вернуться в свой Харьков.


В двадцать с небольшим Александр Федорович становится директором совхоза “Киевский” – одного из самых богатых хозяйств Карагандинской области в свое время. Зерновые здесь получали по 18 центнеров с га. Гренадерский рост, неиссякаемое жизнелюбие и, главное, – знание своего дела – всегда отличали Александра Федоровича.


Шли годы, Христенко рос по служебной лестнице. Сначала начальник районного сельхозуправления, а потом директор Карагандинской сельскохозяйственной опытной станции. Со временем станция превратилась в научно-исследовательский совхоз-институт, а сам Александр Федорович защитил кандидатскую диссертацию.


Помимо работы, Александр Федорович был одним из самых ярких депутатов Верховного Совета 12-го и 13-го созывов. Во многом его поддержка помогала Нурсултану Назарбаеву убедить депутатов в необходимости того или иного шага. Может, поэтому, а скорее, за трудовые заслуги Христенко в 1994 году получает звание “Халык Кахарманы” и получает звезду под № 2. Но об этом, увы, мало кто помнит сегодня.


После так называемого самороспуска Верховного Совета в 1995 году Александр Федорович занимается институтом, но после болезни в 2001 году вынужден был уйти на пенсию.


… Пишу эти казенные строчки, сухие биографические данные, а в голове стучит одно: больше никогда не увидеть дядю Сашу. Больше он не ворвется в бурлящую алматинскую жизнь, не принесет с собой запах полыни родной стороны. Приезжая на сессии Верховного Совета, он первым делом собирал в гостинице земляков и кормил до отвала, дескать, вы тут голодаете, сердечные. Живо интересовался делами каждого из нас, мирил. У него запросто могли одолжить деньги и зачастую не возвращали. А он никогда о них и не спрашивал. Приглашал всех в гости. Все, кто ездил к нему домой, обалдевали от радушия, хлебосольства хозяина. И при этом он был еще мудрым человеком, которому можно было поплакаться в жилетку, попросить совета. На всю жизнь запомнилось, как он утешал меня, когда на глазах нескольких депутатов Верховного Совета меня обидела одна известная журналистка. В правоте сказанных им тогда слов убеждаюсь чуть ли не ежедневно.


Он был всяким – хитроватым по-мужицки, озорным, матерящимся через слово. Но не это составляло его суть. Можно сказать, что все лучшее, присущее трем народам – русскому, украинскому и казахскому, — вместило в себя его сердце.


Я помню его со школьных лет. Огромный, заполнивший собой весь актовый зал, он убеждал нас, старшеклассников, идти на работу в сельское хозяйство. Были тогда почины: “Всем классом – на ферму” и т.п. Живые глаза с хитринкой, казалось, подмигивали нам, дескать, не очень-то верьте моим словам. В сторонке скромно сидел его сын Саша, в которого влюблены были почти все девчонки в школе.


Потом жизнь не раз сводила нас с Александром Федоровичем уже по долгу службы. И всегда оставалось в памяти тепло, которое он буквально излучал. Больше всего на свете в последние годы он любил своих внуков. Так уж случилось, что с казахами он породнился навеки: дочь вышла замуж за карагандинского казаха. В разговоре он постоянно вспоминал о проделках внучат и радовался, что они растут такими цепкими, умными.


Тяжело писать о человеке, с которым был близок духовно, общался. Неправда, что незаменимых нет. Людей такого калибра, как Александр Федорович, в Казахстане как раз сейчас остро не хватает. Будь их побольше, может, жизнь по-другому бы шла. Светлая Вам память, Александр Федорович! Не знаю, кому как, но мне и всем, кто близко знал Вас, будет не хватать Вас…