Футбол за полночь

Кому выгодно позднее начало матчей сборной Казахстана?

Мы уже привыкли к, мягко говоря, странным решениям Федерации футбола Казахстана. Но при большом желании во многих из них можно отыскать какую-то логическую подоплеку – ведь, как известно, просто так ничего не делается, и в каждом случае преследуется чей-то интерес. Рассмотрим с этой точки зрения очередное такое решение ФФК, назначившей начало матчей сборных Казахстана с командами Бельгии и Германии на 22.00 и 23.00.

Вообще, столь поздно нигде в Европе игры не проводятся. Взгляните на расписание отборочных матчей Евро-2012, которые состоятся сегодня, 12 октября. Самые поздние из них начинаются в 21.00 местного времени. А у нас – в 23.00, то есть на два часа позже.

С какой целью это сделано? В интересах болельщиков? Явно нет. Ладно, с тем, что матч сборных Казахстана и Бельгии был назначен на 22.00, они как-то смирились. Все-таки игра проходила в пятницу, перед выходными. Хотя людям, привыкшим в это время ложиться спать, было непросто, сидя у экранов телевизоров, отгонять наваливавшийся сон. И, возможно, именно позднее начало игры стало одной из причин того, что трибуны “Астана-Арена” не были заполнены даже на треть. Сегодняшний же матч начнется еще позже, а закончится вообще за полночь. Между тем, завтра, в среду, многим болельщикам надо рано вставать, идти на работу, на учебу. Кто-нибудь в федерации о них вспомнил, принимая такое решение? И как после этого оценивать слова ее руководителей о необходимости популяризации футбола в стране?

Ладно, с болельщиками у нас не особо-то и принято церемониться. Но хотя бы о команде, которой предстоит битьcя на поле, подумали? Избитое выражение “дома и стены помогают” подразумевает в том числе и то, что хозяева получают преимущество с точки зрения более привычного климата, разницы часовых поясов. Известно немало случаев, когда, например, южные команды летом назначали матчи чуть ли не на обеденное время, чтобы гости выдохлись на жаре. Мы же не только добровольно отказались от этого преимущества, но и преподнесли его соперникам на блюдечке с голубой каемочкой.

22.00 (начало матча с бельгийцами), а тем более 23.00 – это то время, когда футболист, строго соблюдающий спортивный режим, должен уже готовиться ко сну. А ему предлагают выйти на поле и носиться за мячом почти два часа, испытывая при этом огромные физические нагрузки. Но ведь биологические часы, заложенные в организме человека ежедневным распорядком, просто так не перенастроишь. Не исключено, что это обстоятельство тоже стало одной из причин (хотя доказать это невозможно) того, что во втором тайме матча с бельгийцами наша команда попросту “встала”. А для соперника время, в которое проходила игра (18.00 – 19.45 по среднеевропейскому), было почти оптимальным. То же самое касается немцев, для которых начинать матч в 19.00 по их времени более чем привычно. Характерный штрих – главный тренер сборной Германии Йоахим Лев назначил предматчевую тренировку в понедельник именно на это время – 23.00 по астанинскому, или 19.00 по среднеевропейскому. То есть для немцев мелочей в таких вопросах нет, у них все по-научному и рассчитано буквально поминутно. Мы же щедро разбрасываемся не только минутами, но и часами. В результате получается, что это не они, гости, подстраиваются под нас, хозяев, а мы под них. Вы можете представить, чтобы нечто подобное было в Германии или Бельгии? И вообще, в какой другой стране, кроме Казахстана, так не любят свою команду и своих болельщиков?

Если спросить любителей футбола, какие домашние матчи нашей сборной были самыми удачными, исходя из результата и силы соперника, большинство наверняка назовет поединки с сербами 24 марта 2007-го (счет 2:1) и португальцами 16 октября 2007-го (1:2). Так вот, они начинались в 19.00 и 20.00 соответственно. И именно в это время или чуть раньше привыкли играть наши футболисты в национальном чемпионате.

В начале этих заметок говорилось, что любое решение, даже кажущеся на первый взгляд абсурдным, имеет под собой логическую подоплеку. А поскольку нам уже объяснили, что нашим футболом руководят профессионалы, знающие, что и как делать, мы не станем ставить под сомнение их компетентность и просто попытаемся понять эту самую логику. Позднее начало матчей, как мы разобрались, не в интересах ни самой сборной, ни болельщиков. Тогда в чьих же интересах? Перебрав разные версии, автор этих строк остановился на одной из них, которая выглядит единственно правдоподобной. Речь идет о продаже прав на телевизионные трансляции матчей с участием сборной Казахстана – одной из статей доходов федерации. Мы не можем знать всех тонкостей, но, скорее всего, чтобы выгоднее продать эти права, ФФК пошла на уступки компании – правообладателю. Последняя, исходя из своих интересов, могла выдвинуть условие, согласно которому матчи должны начинаться в удобное для европейского (бельгийского, немецкого и т.д.) зрителя время – только в этом случае она может собрать необходимую телеаудиторию. Если это так (а мы не настаиваем на своей правоте, просто делаем предположение), то выводы о степени этичности такого решения по отношению к национальной сборной и к ее болельщикам читатели могут делать сами.

Республиканская газета “Sport&KS”