Есть такая партия?

Итак, учредительный съезд партии "ДВК" состоялся…

Итак, учредительный съезд партии «ДВК» состоялся. Впрочем, повторять знаменитую ленинскую фразу “Есть такая партия!” рановато. По крайней мере, в юридическом плане: зарегистрирует ли Минюст сего нового фигуранта политической арены РК – еще большой вопрос…


Впрочем, обо всем по порядку. Само проведение форума в супердорогой гостинице “Анкара” очень показательно: в любой точке планеты мощь любой политической силы в первую очередь оценивают по финансовым показателям. И с этой точки зрения, “Демвыбор” достойно продемонстрировал свою состоятельность международной и отечественной общественности.


Кроме того, таким способом организаторы съезда убили и второго “зайца”: обезопасились от возможных провокаций, в том числе и от так называемой “третьей силы”. Например, от проникновения посторонних под водительством неукротимого Бориса Годунова, успевшего немало “попить крови” у еще движения ДВК.


Но есть и обратная сторона медали: из-за дороговизны аренды этого крутого помещения форум работал в режиме цейтнота (все же «ДВК» – не партия олигархов). Что вызвало немало нареканий у некоторых региональных делегатов, не успевших поведать о своих мытарствах по дороге в Алматы, да и вообще о преследованиях представителей так называемой “радикальной” оппозиции спецслужбами на местах.


Впрочем, в этом плане “пострадали” и так называемые “лица” партии «ДВК» – Гульжан Ергалиева, Петр Своик и другие функционеры, так и не озвучившие свои приготовленные видения политической ситуации в Казахстане.


Также не могут организаторы съезда и похвастаться большим количеством гостей из ближнего зарубежья: в зале “Анкары” сидел только представитель Грузии, страны “бархатной революции”. Правда, во время его представления зал взорвался такими овациями, что юные “асаровцы”, скандировавшие слоганы на учредительном же съезде своей партии, могли отдыхать…


Надо отметить, что режиссура в этом плане была поставлена очень четко: в самые драматичные моменты чьей-либо речи зал мгновенно фонтанировал такими же эмоциями, причем почти всегда зачин шел из одного и того же “эпицентра”.


Международная же общественность была представлена представителями казахстанских филиалов западных демократических институтов и зарубежных посольств.


Зато по количеству гостей, представлявших другие отечественные политические партии и парламент, форум «ДВК» ни в чем не уступал, а в чем-то даже и превосходил последний съезд того же “Асара”, проходивший в Оперном театре Алматы. Например, сюда в этот день пришли сразу три сопредседателя партии “Ак жол” – Булат Абилов, Алихан Байменов, Алтынбек Сарсенбаев, проигнорировавшие перед этим приглашения от “Всем миром” в ГАТОБ. Также и главный коммунист страны Серикболсын Абдильдин и лидер Партии Патриотов Гани Касымов явно пришли сюда не только и не столько из чисто протокольных соображений…


От высшего органа законодательной власти присутствовали мажилисмены Толен Тохтасынов, Серикбай Алибаев, Валентин Макалкин. А сенатор Зауреш Батталова была в числе организаторов и ведущих съезда.


Наблюдателем от власти на этом форуме был неизменный посетитель всех съездов всех партий РК, советник Назарбаева Ермухамет Ертысбаев.


Слегка драматизма в ход съезда привнесло открытое письмо Акежана Кажегельдина его участникам, которое перед форумом раздавали функционеры РНПК. Ваш покорный слуга, не понаслышке знающий о, мягко говоря, непростых отношениях между руководством этих двух организаций, был заинтригован: как воспримут и подадут этот документ организаторы съезда?


Надо сказать, достойно. Несмотря на жесткий лимит времени, предоставили слово председателю Исполкома РНПК Амиржану Косанову, зачитавшему это письмо (правда, не в начале, а в ходе прений). Правда, ни на что другое оратору уже не хватило времени, и, похоже, он остался не очень доволен сим фактом…


Программу партии озвучил Асылбек Кожахметов, так что ответ на вопрос – кто возглавит новый формат «ДВК» в отсутствие Галымжана Жакиянова, – был понятен без слов. Однако стиль машинописного документа, розданного участникам и гостям съезда, был очень похож на манеру изложения мыслей Петра Своика. Все было сформулировано очень четко, ясно, но в то же время – без особого радикализма и без озвучки имени Нурсултана Назарбаева. Асылбек Кожахметов в своей речи в основном следовал этому тексту, но все же добавлял и свои экспромты.


Если говорить кратко, то партия «ДВК» настаивает на переходе от суперпрезидентской модели управления государством к превалированию роли парламента. Даже без упоминания имени Нурсултана Назарбаева речь г-на Кожахметова получилась очень жесткой, по-хорошему и в меру агрессивной. И она показала, что новая партия будет весьма принципиальна, если не сказать больше, в отстаивании своей позиции.


Еще до съезда злые языки распустили “узун-кулак” о том, что г-н Кожахметов планирует создать для себя пост Генерального секретаря партии. Автор этих строк, зная, мягко говоря, адекватность этого довольно успешного бизнесмена, не мог в это поверить. Но все же доля сомнения оставалась: бизнес – бизнесом, а политическая карьера кружила голову и отрывала от реальности и более светлые головы. В мировой, да и отечественной, истории примеров тому – несть числа…


Однако все прошло вполне адекватно: Асылбек Кожахметов был избран председателем Президиума Политсовета, в который вошли семь человек. Кроме регионалов, туда вошли такие знаковые фигуры, как Гульжан Ергалиева и Зауреш Батталова. Состав же самого Политсовета насчитывает аж 33 человека.


Если исходить из понятий бизнес-структур, то Президиум является неким советом директоров, а г-н Кожахметов – топ-менеджером, исполняющим обязанности “хозяина”, отсутствующего по объективным причинам.


Съезд преподнес и неожиданный сюрприз: сопредседатель движения ДВК Петр Своик не был избран в Президиум, хотя в Политсовет все же вошел.


Было ли это своеобразным “наказанием” за недавнее участие ПВС в работе ПДС, хотя руководство ДВК приняло решение бойкотировать это мероприятие? Или сам Петр Владимирович решил дистанцироваться от участия в непосредственном руководстве столь “радикальной”, по понятиям власти, партии? Ведь он уже довольно продолжительное время декларирует себя конструктивным деятелем оппозиции, готовым на конструктивный же диалог с властью. Думается, ответы на эти вопросы мы получим в довольно скором времени.


Но значительная вероятность того, что программная речь Кожахметова сочинена именно ПВС, свидетельствует о том, что его рановато списывать в архив. Вполне возможно, что он оставит за собой роль “серого кардинала”…


Самым интригующим и кульминационным, так же как и ожидаемым всеми без исключения зрителями этой политической драмы, моментом была реакция “соловья” власти г-на Ертысбаева. И, надо отметить, он не обманул ожиданий.


Конечно же, он по определению должен был приветствовать появление нового фигуранта политической арены, пусть даже и резко оппозиционного: чай, все же не при каком-нибудь откровенном “башизме” живем…


Но все же невооруженным глазом было видно, что Ермухамет Кабидинович, произнося слова об этом, а также о своих приятельских взаимоотношениях с некоторыми лидерами ДВК, был очень взбудоражен, если не раздражен. Помимо программной речи г-на Кожахметова, его на этот агрессивно-мизантропический лад настроили и другие выступления делегатов и гостей съезда, в которых главу государства в открытую называли чуть ли не тираном.


И потому подтекст его слов о том, что зря организаторы форума не прислушались к его же совету проверить юридические моменты подготовки съезда, те же цифры, с помощью работников Минюста, прозвучал как недвусмысленный намек, если не угроза, на грядущие проблемы в процессе регистрации партии. А также его совет ораторам, говоря простым языком, “следить за базаром”.


Лидеры ДВК, сидевшие в президиуме, не стали вступать с ним в полемику. Скорее, из-за экономии буквально дорогого времени, чем из-за того, что им нечем было крыть козыри г-на Ертысбаева. Потому что еще в начале съезда было заявлено, что организаторы съезда уделили большое внимание юридической стороне дела.


Но сие молчание отнюдь не охладило пыл Ермухамета Кабидиновича, который в кулуарах дал чуть ли не полуторачасовое интервью журналистам. В нем опять напирал на то, что цифры количества делегатов съезда и подписантов заявлений о вступлении в партию, озвученные на съезде, в его личном восприятии – сотрясение воздуха, не больше.


Учитывая тот факт, что эти сомнения выражает политический советник президента РК (пусть даже и приятельствующий с лидерами ДВК), оптимизм в плане скорой и беспрепятственной регистрации партии «ДВК» абсолютно неуместен…


Если говорить кратко о первичных выводах, сделанных по “горячим следам” съезда, то в первую очередь надо отметить, что опасения в том, что свежеиспеченная партия «ДВК» в отсутствие ее лидера Галымжана Жакиянова пойдет не по “его пути”, хоть и остались, но они все же весьма мизерны.


Да, “верный жакияновец” Толен Тохтасынов объективно в силу тех или иных причин был “перемещен” в ряды Компартии. Да, другую “жакияновку” сенатора Зауреш Батталову сейчас в первую очередь должны волновать ее перспективы получить новый депутатский мандат – неважно, сенаторский или мажилисовский. Потому как от этого зависит ее личная безопасность: в том, что после окончания срока ее неприкосновенности возможны уголовные преследования, сомневаться не приходится.


Но все же наличие в Политсовете ее, а также казахстанской “Долорес Ибаррури”, несгибаемой Гульжан Ергалиевой дает большие гарантии того, что партия сохранит верность “жакияновскому” курсу, а ее руководство – подотчетность ему после возвращения из заключения. Кроме того, есть еще и другой “верный жакияновец”, Виктор Ковтуновский.


Кроме того, “теневые”, но весьма ключевые позиции в жизнедеятельности партии продолжают сохранять не “прямые” ныне соратники Галымжана Бадылжановича. Скажем, г-жа Петрушова пока еще контролирует главное информационное “оружие” – газету “Assandy-Times”, да и другие СМИ. Есть ряд и других “весовых” лиц, которых не отнесешь в разряд “людей”, скажем, Кожахметова, Своика и иже с ними…


Другим большим плюсом, продемонстрированным на съезде, стал приход в качестве гостей тройки лидеров “Ак жола”. Ведь не секрет, что причиной разногласий между основателями “Светлого пути” и ГЖ с МА стало именно то, что эти два “радикала” решили опереться на поддержку Компартии, “поколенцев”, а также “непримиримой” Ергалиевой, “одиозного” Своика и иже с ними. А также их “кавалерийская” решимость одолеть властные бастионы почти РНПК-шными методами, вплоть до педалирования скандала под названием “Казахгейт”…


В этом плане между «ДВК» и “Ак жолом” можно провести аналогию с большевиками и меньшевиками из легендарной РСДРП: цели – практически одинаковы, а методы ее достижения – разные.


Означает ли эта готовность “акжоловцев” пойти на контакт со своими былыми “методологическими оппонентами” некоторую степень их радикализации? Возможно. Также возможно и то, что новая партия «ДВК» готова в какой-то мере снизить былые обороты своей “радикализации”.


Но, скорее всего, “акжоловцы” делают ставку на то, что преобразование движения ДВК в партию по определению отсеет от нее коммунистов, “поколенцев” и, главное, функционеров РНПК, которые являлись костяком активного среднего и низового звена былого Демвыбора. По крайней мере, “кажегельдинцам” придется определяться в своем политическом выборе.


А потому, очень возможно, новую партию ждет большая работа по рекрутированию новой активной “крови” в свои “жилы”.


Но, главное – идеологическая и политическая солидарность с Компартией все же осталась. Теперь, возможно, с «ДВК» благодаря “Ак жолу” станут в стратегических вопросах блокироваться еще и Партия Патриотов, и “Ауыл”.


По крайней мере, заявление Дариги Назарбаевой о необходимости блока “Асара” с “Отаном” должно подтолкнуть все эти партии к объединению своей электоральной кампании.


Семь футов под килем, «ДВК»!


P.S. Главный сюрприз новоиспеченная партия преподнесла своим гостям в виде политического Манифеста, розданного им уже после окончания работы съезда. По степени “радикализации” этот документ можно сравнить с обличительными книгами “кажегельдинских писателей” Мендыбаева и Шелгунова.


Так что г-н Ертысбаев поступил мудро, покинув съезд раньше этого момента. А то, возможно, его бы хватил удар уже только после перелистывания этой книги…