“ … В противном случае Казахстан превратится в страну третьего мира”

В Алматы прошел “круглый стол” с участием политологов и экономистов, которые обсуждали возможные перспективы, ожидающие Казахстан в рамках Таможенного Союза…

В Алматы прошел “круглый стол” с участием политологов и экономистов, которые обсуждали возможные перспективы, ожидающие Казахстан в рамках Таможенного Союза.

ТС, как известно, был создан по инициативе лидеров трех государств – Казахстана, России и Беларуси. Для того, чтобы максимально сохранить свои страны, они готовы даже поступиться тем, что придется кое-что в области внешней политики и внешнеэкономической деятельности отдать евразийским министерствам и комитетам. И это, по мнению ряда казахстанских экспертов, вполне логично: в противном случае становится возможным негативный сценарий развития страны, который приведет к полному распаду Казахстана. Однако в обществе, по крайней мере – казахстанском, вступление республики в ТС до сих пор вызывает ожесточенные споры.

Что касается вышеупомянутого “круглого стола”, то наиболее яркими там были выступления двух экономистов – Каната Берентаева и Мухтара Тайжана, которые придерживались совершенно полярных точек зрения. Если последний выступал за выход Казахстана из ТС, то его коллега, напротив, считает, что это необходимость для нашей страны, без него Казахстан распадется.

М. Тайжан, выступая против таможенного Союза, обосновывал свою позицию несколькими факторами. Главный из них: после вступления в него цены на многие товары в Казахстане повысились.

Но они повысились не от этого, а от отсутствия собственного производства, — возражает ему К. Берентаев. – “После” еще не означает “вследствие”: причинно-следственная связь между ростом цен и действием ТС не такая явная и простая. Более того, значительная вина за их рост лежит на отсутствии у нас государственной политики регулирования цен и тарифов на товары и услуги стратегического характера. Так, к примеру, на электроэнергию мы цены поднимаем планово каждый год примерно на 10 процентов согласно программе Форсированного индустриально-инновационного развития (это при условии стабильности цен на первичные энергоресурсы).

Второй отрицательный момент от вступления в ТС, по мнению М.Тайжана, заключается в том, что делегируя часть своих полномочий тому же евразийскому или таможенному комитету, Казахстан тем самым лишается суверенитета.

По мнению Каната Берентаева, за последние 50-100 лет очень сильно изменилось содержание таких основополагающих категорий как “нация”, “национальное государство”, “национальный суверенитет”, “национальные интересы”, “деньги”, “конкуренция”. То есть все категории, которыми мы пользуемся, и воспринимаем их так, как написано в учебниках, уже свой смысл потеряли.

— А раз так, то оперирование такими, вроде бы устоявшими терминами без учета эволюции их содержания, зачастую становится основой принятия неверных решений, — считает он. — Теперь надо переосмыслить все эти определения, понять, наконец, в чем смысл национальных интересов, суверенитета и независимости. Когда мы эти термины по-новому осмыслим, то в рамках новой терминологии и должны строить траекторию независимого государства. А пока мы остаемся в плену старых предположений, то, ратуя за сохранение независимости Казахстана, особенно от России, мы тем самым можем способствовать распаду Казахстана.

По его мнению, в мировом сообществе на данный момент есть две тенденции. Первая – однополярная модель, при которой идет фрагментация государств. Началось все с развала социалистической системы, сейчас тем же путем разваливают Сирию, на очереди Иран, Закавказье, Таджикистан и Кыргызстан , а затем — Россия и Казахстан. Если этот сценарий будет действовать и дальше, то через несколько лет появится несколько новых государств. Они будут формально самостоятельными (как, например, Босния, Герцеговина и Косово), но в то же время полностью находиться под эгидой США и транснациональных компании. И если Казахстан все же отвергнет Таможенный союз, то у нас возможен такой же вариант событий.

Далее Канат Берентаев нарисовал еще более безрадостные перспективы. После событий в Иране и Азербайджане наступит экологическая угроза для Каспийского моря. И чтобы сберечь связанную с этим энергетическую безопасность Европы, в страны Прикаспийского региона наверняка будут введены миротворческие войска ООН. Следствием этого может стать то, что часть Казахстана присоединится к Уральской республике (Россия к тому моменту тоже распадется), часть к Сибирской… То есть нашей страны как суверенного государства не будет.

Вторая тенденция стала прослеживаться последние несколько лет, — продолжает эксперт. — Это создание региональных блоков. Лидер Венесуэлы Уго Чавес, скажем, собирается создавать блок государств Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии тоже идут какие-то формирования. Наш Евразийский союз, который является одним из таких блоков, видимо, вписывается во вторую тенденцию. В связи с этим часть своего суверенитета он передаст наднациональным органам. Но зато мы тем самым отстоим и республику, и национальный суверенитет, чего не будет при однополюсной глобализации. И в этой связи, коль мы хотим сохранить Казахстан как максимально суверенное государство, то евразийский союз является для нас единственным выходом, в противном случае Казахстан превратится в страну третьего мира.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена