Businessweek: Григорий Марченко говорит, что нет никаких оснований для обесценения тенге

Насколько можно верить главе Национального банка, когда он опровергает возможность девальвации?! Судя по опыту – нисколько нельзя

Издание Businessweek 25 июля со ссылкой на информационное агентство Bloomberg опубликовало репортаж под названием «Kazakhstan's Central Bank Sees No Grounds for Tenge Devaluation» — «Казахстанский центральный банк не видит оснований для девальвации тенге».

В нем говорится так: «Казахстанский центральный банк заявил, что он не видит оснований для девальвации национальной валюты тенге, который обесценивается по отношению к доллару в течение 21 торговой сессии.

«Национальный банк Казахстана продолжит «проведение валютной политики с целью сглаживания резких колебаний обменного курса тенге, не оказывая влияния на формирование общего тренда» динамики обменного курса, задаваемого рыночными предпосылками», — сообщил регулятор в заявлении, распространенном сегодня в Алматы, коммерческой столице страны, где банк базируется».

По словам председателя Национального банка РК Григорий Марченко, в настоящее время отсутствуют как внутренние, так и внешние причины для девальвации. Он счел необходимым еще раз опровергнуть информацию о возможном обесценении тенге по отношению к доллару США, которая периодически «вбрасывается» в интересах различных групп.

Итак, главный банкир страны заверяет, что девальвации тенге не будет. Но весь вопрос в данном случае в том, насколько же можно верить, когда человек занимающий эту должность, начинает делать такие заверения. Судя по недавнему опыту, доверяться больше стоит не тому, кто на этом посту, а тем, кто оппонирует ему.

Ну вот, посудите сами. 26 декабря 2008 года председатель правления Нацбанка РК Анвар Сайденов в интервью газете «Бизнес&Власть» сказал, что предпосылок для девальвации тенге в Казахстане нет. А вот известный экономист Ораз Жандосов немногим ранее в интервью еженедельнику «Республика» заявил, что в Казахстане риск девальвации национальной валюты высок как никогда. Верить его словам можно было уже тогда ничуть не меньше, чем словам А.Сайденова, так как он также являлся председателем Национального банка Казахстана, в 1997-1998 годах. А может быть – даже больше. Потому что О.Жандосов в названном случае выступал как независимый эксперт, не связанный ни с какими официальными служебными обязательствами. И он, в конце концов, и оказался прав.

Ибо вот как дальше развивались события.

Информационное агенство Reuters 19 января 2009 года передало – «UPDATE 1-Kazakh tenge to fall no more than 10 pct in '09 | Reuters» — из Астаны: «Всякое ослабление национальной валюты Казахстана тенге против доллара в этом году должно быть в пределах 10 процентов», – сказал в понедельник министр экономики Бахыт Султанов». Тогда низкие цены на нефть и металлы, ключевые экспортные товары Казахстана, толкали тенге к девальвации. «Мы думаем, что предел девальвации составляет 10 процентов, и она должна быть плавной в течение длительного периода времени — сказал Султанов журналистам. – Это то, что наша финансовая система может быть способной выдержать», — говорилось далее в репортаже агентства Reuters.

Напомним, что в течение последних нескольких недель до того главный банкир страны Анвар Сайденов неоднократно выступал в прессе с заверениями о том, что вопрос обесценения тенге в повестке дня на обозримое будущее не стоит. В частности в том самом своем интервью газете «Бизнес&Власть», опубликованном 26 декабря, то есть менее месяца до того, он сказал следующее: «Если произойдет значительное давление на резервы, и они начнут истощаться, то нам для обеспечения достаточного уровня резервов нужно будет пойти на девальвацию. Однако субъективных предпосылок сегодня для обесценения тенге нет».

Но недолго, что называется, музыка играла. Субъективные предпосылки, видимо, уже появились, раз уже министр экономики РК Б.Султанов заговорил о девальвации тенге как о возможном варианте развития событий на валютном рынке Казахстана. Справедливости ради надо отметить, что председатель Национального банка РК А.Сайденов буквально за считанные дни до девальвации со страниц газеты «Мегаполис» утверждал: «Думаю, что пока нет экономической целесообразности допускать ослабления тенге». После такого утверждения журналистка, бравшая интервью, задала такой, вполне естественный вопрос: «На какой период этот прогноз? На весь 2009 год? На ближайшие полгода?». И получила следующий ответ: «Думаю, можно смотреть месяцами и кварталами. Пока так…».

В тот же день, когда номер газеты «Мегаполис» с этим интервью появился в киосках, 19 января 2009 года, министр экономики РК Б.Султанов уже говорил с журналистами о допустимости девальвации тенге. 2 февраля 2009 года девальвация и случилась. Случилась, несмотря на то, что тогдашний главный банкир в конце второй декады января говорил, что прогноз об отсутствии «экономической целесообразности» допущения «ослабления тенге» во временном отношении можно измерять «месяцами и кварталами». А оказалось, что до реальной девальвации оставалось менее двух недель. Именно – недель, а не месяцев и, тем более, не кварталов.

Теперь нам снова со всей убежденностью говорят, что резкой девальвации тенге не следует ждать. Только вот стоит ли доверяться таким словам?!.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.