Семьдесят четыре – это слишком много

Началось!


Те, кто в прошлом году зловеще предрекал гонения на СМИ после принятия поправок к главному для журналистов Казахстана закону, оказались правы. В минувший вторник в Астане собрал журналистов на брифинг министр культуры, информации и общественного согласия. “Постановление правительства о тендере на телерадиочастоты увидело свет”, – сообщает газета “Экспресс К”, — “Министр считает, что для такого маленького государства, как Казахстан, семьдесят четыре телерадиокомпании – слишком много”. Очевидно, министр забыл добавить – “независимые телерадиокомпании”. Те, которые не распевают в унисон с правительством оды о нашей хорошей жизни и нашем мудром руководстве. Да, таких, действительно, слишком много – 74. “Те, кто добросовестно выполняет закон о СМИ и языках, могут спокойно продолжать свою работу. А те, кто демонстративно игнорирует требования закона, будут лишены своих частот”, — сообщил Кул-Мухаммед. “Между прочим, восемь телерадиокомпаний в республике – самых злостных нарушителей этих законов – сейчас судятся с родимым государством, доказывают свое право на жизнь”, – пишет “Деловая неделя”. И это, поверьте, только начало. Ведь у нас как – сначала говорит президент, потом подхватывает правительство – дает указания в более жесткой форме, ну и госорганы на местах проводят разборы – без сюсюканья, вникания в суть проблемы и прочего. Топорно, короче. Лишь бы выслужиться. Сейчас каждая закрытая телекомпания – лишний плюсик в послужном списке ръяных чиновников. “Помните недоброй памяти тендер на частоты 1996 года – сколько тогда телеголов полетело, и не самых, заметьте, худших, не самых покорных властям” (“Деловая неделя”). Сейчас, скорее всего, война властей с журналистами под невинным названием тендер приобретет более исполинский размах. Тогда мы только учились играть в демократию, причем журналистская братия научилась этому гораздо быстрей чиновничей рати. А нынче власть ловко умеет оперировать этим понятием – “демократические свободы”. Ведь во власти каждый, в кого ни плюнь – демократ. И широко применяет такой всем известный “демократический” принцип – разделяй и властвуй. Как в отношении оппозиции, так и в журналистской среде. Вот, например, газета “Новое поколение” под странной рубрикой “ПОЛ-шахматы” в пятницу шибко “отдемократила” своих коллег из газет “Деловое обозрение “Республика”, “Время” и “Мегаполис”: “…в издании, известном как “Деловое обозрение “Без Публики”. Там, наряду с добротными экономическими обзорами, интересными узкому кругу специалистов, широко публикуются компрометирующие материалы на всех местных ПОЛ-гроссмейстеров <…> Но один участник почти всех ПОЛ-шахматных соревнований в стране – для этой газеты табу <…> Еще одним интересным представителем современного рынка ПОЛ-шахматных изданий является газета “БремЯ”. “БремЯнские журналисты последовательно борются за свою и нашу свободу. КПД их борьбы исчисляется исключительно в количестве материалов о том, как у нас в стране злостно не выполняются ПОЛ-шахматные законы, а также о том, как умны, талантливы и честны молодые мастера ПОЛ-шахматных баталий, в последнее время увлекшиеся демократическими дебютами <…> Уверенно замыкает список ведущих ПОЛ-шахматных изданий еженедельник “Мизантропис”. У него работа такая – всегда быть замыкающим. Вроде надзирателя…”. Если постоянный читатель что-нибудь понял из этого путанного наезда на коллег, то нам непонятен даже термин “ПОЛ-шахматы”, а также почему “НП” прямо не называет газеты, а пользуется каким-то надуманными перфразами их названий. Если это смешно – то мы извиняемся. Впрочем, это пример того, насколько власть может разделить собратьев по журналистскому цеху.


Однако вернемся к тендеру. В субботнем выпуске ежедневной газеты “Время” журналист Виктор Верк рассуждает о высказываниях господина Кул-Мухаммеда, сделанных на брифинге: “…затеяли новый тендер на телерадиочастоты, чтобы “отстрелять” тех наших друзей, которые не соблюдают законы. В частности, недавнюю поправку в закон о СМИ, обязывающую все телерадиокомпании 50 процентов эфира отдавать казахскоязычному вещанию. В соответствии с другим законом – о языках <…> Только вот по версии министра информации Мухтара Кул-Мухаммеда, — это дело сугубо избирательное (в смысле – избранным его делать совсем не обязательно). В ранг избранных министр возвел “ОРТ-Казахстан”, радио “Европа плюс”, “Русское радио” и “Радио-ретро”. Дескать, они работают по международным договорам, которые выше местного законодательства”. Итак, одной рукой правительство запрещает ретрансляцию российских программ, урезая ее до 20 процентов от общего объема вещания отдельно взятой казахстанской телерадиокомпании, другой же наооборот – вещайте, милые, вещайте. Однако все удивления исчезают, как только мы вспоминаем юридические адреса вышеуказанных “избранных” компаний. Алматы, Фурманова-Сатпаева. Если точней – в том же здании, что и ТРК“Хабар”. И принадлежат они одной и той же весьма известной в Казахстане фамилии. Впрочем, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. И отстрел наших казахстанских телерадио-“бычков” уже начался.


Посол против депутата


Почти анекдотом считает газета “Панорама” историю о том, как депутат Серик Абдрахманов назвал Алтынбека Сарсенбаева Лаврентием Павловичем. Анекдот получил продолжение: “На этой неделе в Сарыаркинском районном суде столицы начались слушания по встречным искам посла РК в России Алтынбека Сарсенбаева и депутата мажилиса Серика Абдрахманова. Эти два известных человека обвиняют друг друга в нанесении морального ущерба, оцененного, правда, в различные суммы”. Если помнит читатель, в прошлогодний период компромата всех на всех, депутат Серик Абдрахманов “фактически обвинил г-на Сарсенбаева в многочисленных грехах: “захвате” телевышки на Кок-Тюбе, махинациях с тендерами на школьные учебники, давлении на Финполицию, занимавшуюся расследованием фактов хищения на ТРК “Казахстан-1”. И в приливе творческого вдохновения г-н Абдрахманов не удержался и назвал экс-секретаря Совбеза Лаврентием Павловичем, естественно, намекая на Берию, с которым немного схож чертами лица наш новый посол в России. Наглому депутату эта история сошла бы с рук, но “как оказалось, даже секретарь Совбеза России Владимир Рушайло был в курсе этого скандального заявления, так что деловая репутация г-на Сарсенбаева действительно выдержала серьезное испытание”. Душевные свои муки Алтынбек Сарсенбаев оценил в 14 миллионов тенге.


У Серика Абдрахманова аппетиты поменьше – он намерен сковырять с Алтынбека Сарсенбаева всего лишь 2,2 млн тенге за то, “что тот в одном из интервью выразился насчет “весенне-осеннего обострения у отдельных депутатов” и обвинил г-на Абдрахманова в исполнении “заказа”. И тут г-н депутат показал всю слабость нашего мажилиса, как органа огромного тела под названием “государство”: “Своеобразно депутат попытался откреститься от вменяемого ему оскорбления “Лаврентием Павловичем”. Оказалось, г-н Абдрахманов просто использовал воспоминания своей молодости, когда любил посещать театр: мол, смотрел тогда спектакль “Владимир третьей степени”, где актер был очень похож на Алтынбека Сарсенбаева. К тому же персонаж носил имя Лаврентий Павлович и “давил на лакеев и поучал горничных”.

Новости партнеров

Загрузка...