Подводные камни дела “Жас Алаш” против А.Мусина. Журналисткое расследование. Часть 2

Журналисткое расследование. Часть 2

Продолжение, начало см. здесь

Третье. Тот, кто критикует А.Мусина, оказывается поджигателем
или межнациональных, или межказахских распрей…

Такой вывод вытекает из практики взаимоотношений А.Мусина со СМИ за последние годы. Похоже, для своих сторонников он сделался чем-то вроде “священной коровы”. Вот и Ш.Есенгалиев пишет: “сохраняющие здравомыслие… граждане, воспользовавшись предоставленной другими структурами (телеканал “Еларна”, казахская служба КТК) возможностью, выражали свое крайнее недоумение тем обстоятельством, что газета, созданная в далеком 1921 году легендарным вожаком казахской молодежи Г.Муратбаевым, превратилась в оголтелого поджигателя межобластных, межплеменных и межжузовых внутриказахских распрей”. Это – очень серьезное обвинение. Поскольку наш автор утверждает, что таков вывод простых людей, опрошенных тележурналистами с помощью телекамеры и микрофона, у читателей может сложиться впечатление, что общественное мнение, скажем, в том же Актобе и впрямь так настроено. Следовательно, редакция “Жас Алаша” оказывается в очень щекотливом положении, ибо, если такое обвинение подтвердится, она немедленно должна попасть под прямое действие Конституции. Это не шутки.

Но давайте посмотрим на эту ситуацию с не столь пристрастной точки зрения. То есть попытаемся более спокойно разобраться в этом. С моей точки зрения, Ш.Есенгалиев явно утрирует действительность, усматривая в “наездах” “Жас Алаша” на А.Мусина поджигательство межжузовских и межродовых страстей. Насколько мне помнится, в его бытность главой Актюбинской области его общественные защитники практиковали приклеивание на критиков акима ярлыка “поджигателя межнациональных распрей”. Даже, писалось в прессе, вкатывали им судебные иски с такой формулировкой. Этот факт дает основание полагать, что обвинение в “поджигательстве”, которому, в зависимости от национальной или жузовской принадлежности медиа-оппонентов акима, может быть придан либо межнациональный, либо межжузовский характер, — это всего лишь прием в деле защиты А.Мусина. Всяких больших и малых начальников каждодневно критикуют СМИ. Но только в случае с этим акимом критики неизменно оказываются обвинены в сеянии межнационального или межжузовского раздора. Впору подумать: А.Мусин – символ межнационального и межжузовского согласия в Казахстане. Олицетворение отдельного госчиновника с таким священным для общественной и государственной целостности понятием – это, согласитесь, весьма нездоровый прецедент.

“Жас Алаш” до этого преследовал своими придирками тогдашнего акима Алматинской области З.Нуркадилова и нынешнего акима Южно-Казахстанской области Б.Сапарбаева. Так что такая практика для этой газеты не внове. В подобном пристрастном преследовании то одного, то другого руководителя областного масштаба может быть, согласен, какой-то нездоровый мотив. Скорее всего, так оно и есть. За такое поведение эту газету я и сам недолюбливаю. Но вместе с тем я же помню, что при куда более злом и продолжительном “наезде” “Жас Алаша” на свои персоны ни могущественый З.Нуркадилов, ни многоопытный и по аппаратному изворотливый Б.Сапарбаев в своих ответных реакциях и не подумали делать такие далеко идущие выводы, как обнаружение поджигательства межнационального или межжузовского характера в действиях и намерениях критикующего их издания. Эти известные всем чиновники, не в пример А.Мусину, явно не мнят себя символом общественного единства Казахстана. З.Нуркадилов является старшежузовцем из рода албан, а Б.Сапарбаев представляет южноказахстанский род конырат. Информационному “избиению” подвергал их северянин, представитель кокчетавских аргынов Н.Жусуп, возглавлявший тогда “Жас Алаш”. Формально у З.Нуркадилова и Б.Сапарбаева повод для придания антиакимовским акциям последнего “поджигательского” характера, согласитесь, был. Но им как нормальным государственным мужам, похоже, и в голову не пришла идея воспользоваться таким безответственным (я не могу назвать его иначе) приемом.

В конфликте “Жас Алаш” против А.Мусина” в контексте “поджигательства межжузовских и межродовых распрей” я бы лично скорей обратил внимание не на “Жас Алаша”, а на те казахские издания, которые ополчились против него. Их четыре: газеты “Ана тiлi” и “Алтын Орда”, а также казахская служба КТК и “Еларна”, казахскоязычный телеканал агентства “Хабар”. Сразу же выделим передачу “Еларана”, посвященную рассматриваемой теме. Она была далеко не столь истеричной, сколь аналогичные материалы тех двух газет и казахской службы КТК. Но, самое главное, ее авторы достаточно явно дистанцируют себя от образа нынешнего атырауского акима, хотя, в конечном итоге, тоже так или иначе защищают его. А вот “Ана тiлi” и “Алтын Орда” вкупе с казахской службой КТК смертным боем идут против “Жас Алаша” и одновременно от имени западноказахстанцев возносят до небес А.Мусина. Чем в данном случае объясняется разница в поведении этих 3-х структур, с одной стороны, и “Еларны” — с другой. Причина навиду. И заключается она в том, что главные редакторы “Ана тiлi”, “Алтын Орда” и казахской службы КТК – соответственно Мереке Кулкенов, Меирхан Акдаулетулы и Кадыржан Забих — являются уроженцами Западного Казахстана, другими словами, представителями Младшего жуза. Именно они, в моем представлении, усиленно тщатся представить банальный “наезд” центральной казахскоязычной газеты на одного из акимов, который в данном случае оказался их одножузовцем, как развязывание центром “информационной войны” против их региона и жуза. Иначе как же это можно объяснить?! Такое поведение проистекает, думается, из гипертрофированного местнического “квасного” патриотизма или следствия каких-то процессов, происходящих в определенных кругах уроженцев Западного Казахстана. Утверждать наверняка трудно, но есть факты, указывающие на проистекание каких-то деструктивных процессов в среде западноказахстанских творческих деятелей.

Чтобы не быть голословным, назовем прошлогодний конфликт вокруг имени среднежузовского акына Сегiз серi, жившего и творившего в XIX веке. В казахских творческих кругах этот случай имел огромный резонанс. Я следил за ним всего лишь как наблюдатель. Поэтому сошлюсь на мнения очевидцев. В прошлым летом об этом на сайте “Навигатор” в своем материале “Сегiз серi и два казахских жуза” Гульмира Камзиева писала так: “На страницах газет “Жас Алаш”, “Алтын Орда” и “Ана тiлi” идет самая настоящая война между представителями Младшего и Среднего жуза. Яблоком раздора послужил поэт и композитор ХIХ века Сегиз Сери Шакшанов, … выходец из Среднего жуза. Ему приписывают такие уникальные произведения, как “Козы Корпеш — Баян сулу” и “Айман-Шолпан”. Кроме того, он якобы успел написать множество замечательных куйев, как “Семсер” и “Садак”. И по сей день казахский народ хорошо помнит и любит песню “Гаухар тас”. Все эти факты можно найти в произведениях Т.Сулейменова. “Сегиз Сери”(Алматы “Онер” 1991 г.), в четвертом томе энциклопедии Казахской ССР ( 1989 г.), во множестве книг так называемых “сегизоведов” (“сегизтанушы”). Сегодня же, в начале ХХI века отдельные представители Младшего жуза через периодические издания ставят под сомнение существование Сегиз Сери. Литераторы и ученые Средного жуза доказывают обратное. Литературный спор перерос в трайбалисткие дрязги. Вот, что самое страшное. На страницах газет “Алтын Орда” и “Ана тiлi” высказывается мнение, что Сегиз Сери не было, что это только легенда или сказка литераторов Среднего жуза. Поскольку клан среднего жуза оттеснен от газетного дела республиканского масштаба, сложилась борьба не по правилам. На это есть свои причины. Все перечисленные выше газеты принадлежат представителям Младшего жуза. “Ана тiлi” в отличие от “Алтын Орды” — государственная газета, но возглавляет издание Мереке Кулкенов, выходец из того же жуза, что редактор “Алтын Орда”. Как видите, “Ана тiлi” и “Алтын Орде” не впервой выступать инициаторами межжузовской свары. Но если в прошлом году они сами спровоцировали и развязали такого рода конфликт в связи с давно ушедшим из жизни среднежузовским поэтом, оскорбляя его память и тем самым бесцеремонно задевая за живое его сородичей и земляков, то в этом году им же пришло в голову превратить в “межжузовскую информационную войну” свою кампанию по защите своего земляка-акима, подвергшегося критике “Жас Алаша”. Кстати, как это сказано выше, в прошлом году “Жас Алаш”, возглавлявшийся тогда среднежузовцем Н.Жусупом, тоже участвовал в разборках имени Сегiз серi. Но, по единодушному признанию, она, в отличие от “Ана тiлi” и “Алтын Орды”, придерживалась срединной линии, то есть давала на паритетной основе высказываться представителям как одной, так и другой стороны. То есть “Жас Алаш” не стал ввязываться в “драку” с младшежузовскими, по определению Г.Камзиевой, “Ана тiлi” и “Алтын Ордой”, что дало ей повод заявить: “Поскольку клан среднего жуза оттеснен от газетного дела республиканского масштаба, сложилась борьба не по правилам.”. Но ведь дело тут просто в том, что Н.Жусуп сохранял политкорректность, тогда как М.Кулкенов и М.Акдаулетулы наплевали на соображения общеказахского единства.

На прошлой неделе газета “Мегаполис”, вспоминая эту историю и давая оценку сегодняшней ситуации в казахской прессе, заявила, что как кулкеновский “Ана тiлi”, так и нынешний “Жас Алаш” одним миром мазаны: мол, из материалов обеих этих газет “торчат уши трайбализма”. Я позволю себе не согласиться с этим мнением в части, касающейся “Жас Алаша”. Повода для такого рода обвинения эта газета, как видно из вышеприведенного примера, в прошлогоднем конфликте не давала, иначе он продолжался бы до сих пор или же кончился бы жутким скандалом с кошмарными последствиями. И сейчас не дает. В прошлом году мир в среде казахской творческой общественности устоял именно потому, что среднежузовец Н.Жусуп, стоявший у руля одной из двух крупнейших центральных казахских газет, не принял вызова к межжузовской “медиа-драке”, брошенного младшежузовцем М.Кулкеновым и иже с ним. Ныне Ж.Коргасбек, следующий редактор “Жас Алаша”, снова наступил на те же грабли “Ана тiлi” и “Алтын Орды”. Но не отступил. Однако пока не поддается усиленным попыткам М.Кулкенова и его единомышленников перевести конфликт, связанный с делами акима А.Мусина в Актюбинской области, на плоскость межжузовского столкновения.

Скажу честно, мне не понятны мотивы нынешнего “Жас Алаша” в отношении А.Мусина. Возможно, газета просто ангажирована противниками атырауского акима и честно отрабатывает “заказ”. Если это так, разумней было бы на этом закончить разговор. Но то, что “Жас Алаш” не отступил перед мощнейшим контрдавлением и обвинениями в разжигании межжузовских распрей, говорит о том, что задача, поставленная перед газетой или добровольно взятая ею на себя, имеет целью куда более серьезные вещи. А именно – наконец-то остановить вновь и вновь повторяющиеся трайбалистские провокации команды “М.Кулкенов и компания”. Ведь кто-то должен наконец-то сделать это. Был бы рад и признателен редакции этой газеты, если они работают на это дело. Самое отвратительное в жизни сегодняшнего казахского общества – это возбуждение самых темных и низменных страстей в озлобившихся казахских массах. Такого рода провокационной спекуляцией сейчас занимается слишком много деятелей. Пора появиться такой силе, которая, получив поддержку здоровой части общества и руководства страны, возьмется ставить на место тех, кто практикует такую спекуляцию.

Четвертое. Является ли “Ана тiлi” и в самом деле периферийной газетой?..

Ш.Есенгалиев, называя “Ана тiлi” и казахскую редакцию КТК республиканской периферийной газетой и телеслужбой, а “Алтын Орду” провинциальной газетой, пытается представить промусинские казахскоязычные медиа-структуры маломощными и малозначительными информационными единицами. Выше мы увидели, как эти “паиньки” в прошлом году развязали масштабный межжузовский конфликт и сумели выйти из него победителями, заставив среднежузовцев признаться в своем бессилии (Г.Камзиева: Поскольку клан среднего жуза оттеснен от газетного дела республиканского масштаба, сложилась борьба не по правилам). Нынче на их стороне включилась в очередную бучу казахская служба популярнейшей телекомпании КТК под руководством Кадыржана Забиха, который, если выразиться словами той же Г.Камзиевой, “выходец из того же жуза”, что и М.Кулкенов, и М.Акдаулетулы. Так что в их полку прибыло. И вот что примечательно. Этот самый К.Забих являлся раньше собкором “Жас Алаша” в Актобе, а М.Акдаулетулы в прежние времена работал под началом Ж.Коргасбекулы, нынешнего главного редактора “Жас Алаша”. Тогда оба они были в другой газете, “Казак адебиетi”: М. Акдаулетулы – рядовым журналистом, Ж.Коргасбекулы – также главным редактором. То есть еще совсем недавно оба они никак не могли проявлять такую самостоятельность, как участие в межжузовских склоках, ибо это непременно грозило бы им утратой должности. Следовательно, оба они – новобранцы в практике этой идеологии. Куда более важным представляется роль М.Кулкенова, с давних пор слывущего идеологом западноказахстанской обособленности и серым кардиналом “клана младшего жуза”, во всей этой истории. Он давно находится на руководящей работе в казахскоязычных СМИ, и всегда за ним тянулся шлейф разговоров о том, что практику яростный “делитель на жузы”. Стоило ему сесть в кресло гл.редактора республиканского журнала “Жалын”, состав ее работников сделался однородно западноказахстанским. Издание вынуждены были покинуть даже такие местные (то есть являющиеся уроженцами столичной области) ребята, как Ж.Шашатайулы и Т.Жакып. Темиракын Жакып, старшежузовец из рода албан, добиваясь справедливости, долго ходил в журналистских и писательских кругах и много рассказывал о жузовском произволе М.Кулкенова. Но газетно-журнальные и литературные начальники не посмели сказать вслух что-то против человека, которого поддерживали такие личности, как И.Тасмагамбетов, К.Кушербаев, А.Кекильбаев, Н.Балгимбаев и другие крупнейшие нефтяные генералы Казахстана. И в результате сам Т.Жакып оказался вынужден исчезнуть из журналистики. Видимо, высказанные вслух недовольства в адрес лиц масштаба М.Кулкенова никому даром не проходят. Потому что авторитетный лауреат международных премий М.Кабанбай, среднежузовец из найманов, в 1998 году при приходе М.Кулкенова в “Ана тiлi” не смог с ним поладить и также потерял работу. Потом он, так и не найдя постоянной хорошей работы, ушел из жизни, что называется, в расцвете сил в 2000 году. А ведь до прихода М.Кулкенова он долгие годы работал заместителем главного редактора в “Ана тiлi”, и авторитет этой газеты ассоциировался с его именем. За него тоже некому оказалось заступиться. Почему?

Дело, видимо, в огромных материальных и иных возможностях М.Кулкенова. Его имидж явно не исчерпывается пределами образа руководителя скромной специализированной языковой газеты (“Ана тiлi” в переводе на казахский означает “Родная речь”). Люди, часто бывающие за границей и сотрудничающие с партнерствующими с нашей страной зарубежными инвесторскими структурами, с удивлением рассказывают о том, что им при посещении крупнейших мировых энергетических компании от американского Анкориджа до африканского Лагоса в их офисах часто попадались в глаза буклеты с фотографиями, где М.Кулкенов присутствует в компании с знаменитым тенором Л.Паваротти в окружении западноевропейских монополистических воротил, с подписью о том, что он является представителем предпринимательских кругов Западного Казахстана. После этого, говорят эти же свидетели, уже не удивляешься тому, что в российских, снговских и европейских специализированных нефтегазовых бюллетенях часто цитируются публикации из “Ана тiлi”: они, мол, там и не подозревают, что это не нефтяное, а языковое издание.

Понятное дело, такие свидетельства звучат как фантастика. Но в любом случае ясно, что М.Кулкенов вхож в административную и предпринимательскую элиту Западного Казахстана. И не только вхож, а самый настоящий ее представитель. Можно предположить, что именно он координирует воздействие этой элиты на младшежузовские творческие и просто общественные круги и принимает решение о том, сколько ресурсов нужно каналировать туда для достижения нужных результатов.

На такое предположение наталкивает рассмотренная выше история с А.Мусиным. Потому что масштабная медиа-кампания в его защиту явно требовала мобилизацию больших ресурсов и проведение незаурядных организационных мер. Просто журналисты или просто чиновники вряд ли бы справились с такой задачей. И потом как можно было бы им доверить такие щекотливые вопросы?! Пиар-услугами “Времени”, “Алма-медиа” и “Хабара” одновременно и в комплексном виде не пользовалась до сих пор в Казахстане даже такие монстры, как “Экссон-Мобил”, “Шеврон-Тексако” и “Филип-Моррис”, имеющие колоссальные ресурсы и опыт работы с общественностью в самых разных странах. Такой прием впервые прошел обкатку в случае с А.Мусиным. Кто та незаурядная личность, которая сыграла роль первой скрипки в этой истории? Мы не можем наверняка утверждать, что это М.Кулкенов. Но другого подходящего лица для этой роли мы также не видим.

На организацию и проведение этой кампании действительно ушли большие деньги. Сейчас вся казахскоязычная журналистика взбудоражена вестью о том, что вышеназванный Кадыржан Забих после показа в передаче “Кундерек” по каналу КТК промусинского сюжета из Актобе то ли купил, то ли получил в подарок от кого-то новенькую машину “тойота-камри” стомостью в 15 тыс. долларов. Его коллегам прекрасно известно — на зарплату казахскоязычного журналиста столь дорогую вещь и за всю жизнь не приобретешь…

(окончание следует)

Новости партнеров

Загрузка...