Что было в Тысячелетиях Тараза

С юбилеем вас, славные, многотерпеливые таразцы!

На днях Республика Казахстан отметит двухтысячный юбилей своего самого древнего города Тараза – ровесника эры, в которой мы живем. Великий Шелковый путь, на котором он возник, не на много его старше.


Член-корреспондент Национальной академии Республики Казахстан, доктор исторических наук К.М. Байпаков в монографии “Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути” пишет: “А все началось в 138 году до н.э., когда из Ханьской столицы вышел посольский караван, сопровождавший князя Чжан Цзяня, посланного императором У Ди в неведомые страны Запада… вернулся назад… первым прошел из внутренних районов Китая в Центральную Азию. Вслед за ним по этому пути пошли на Запад караваны с шелком, а в Китай – караваны с товаром из Срединоземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии”.


Этому пути и шелку Тараз обязан и первому о нем упоминанию в письменном историческом источнике. Но случилось это спустя более половины тысячелетия после его возникновения на берегу реки Талас.


Откуда идет отсчет двух тысяч лет


Действительно, от какой “печки” они танцуются? Определенных общепринятых условий определения возраста городов нет. Всяк решает это по-своему. Москвичи – с года первого упоминания в летописи, алматинцы – с года построения военного укрепления “Верное”, власти казахстанского Петропавловска – со дня возведения крепости святых Петра и Павла с ее слободами в статус города. А некоторые – по легендам и преданиям, лишь бы сделать свой город древнее, знаменитее, полагая, “коль очень хочется, то можно”.


Такое желание в течение последнего десятилетия разными авторами проявлялось на страницах Жамбылской областной газеты “Знамя труда”. Утверждалось, со ссылкой на древние китайские источники и труды ученых, в т.ч. К.М. Байпакова, что Тараз (Талас) построен в 46 году до н.э. шаньюем северных гуннов Чжичжи, приглашенным предводителем кангюев в союзники против усуней. Но их союзничество скоро расстроилось, Чжичжи увел свое войско в верховья Таласа и построил там крепость с цитаделью, шахристаном, двумя оборонительными стенами – наружной деревянной и внутренней земляной с башнями. На стройке в течение двух лет трудились ежедневно по 500 человек. Отстроившись, Чжичжи приступил к разбойным набегам на соседей, в т.ч. на своего прежнего врага — Китай. Сила Чжичжи быстро возрастала, он превращался в грозного соперника Китая.


Китайскому императору с границы донесли о нарастающей опасности большого вторжения Чжичжи в пределы империи. Чтобы предотвратить это, император двинул к крепости Чжичжи войска. Усуни, и кангюи присоединились к ним. Союзники окружили крепость, сожгли наружную стену, проломили внутреннюю, ворвались в цитадель и всех уцелевших при штурме пленили. Чжичжи, вся его семья и многочисленные родственники (всего 1518 человек) были обезглавлены. Голова Чжичжи была отправлена императору, а рядовые пленные переданы усуням и кангюям в рабство.


Эта крепость сильно того желающими выдается за Тараз. Она действительно существовала, это исторический факт, К.М. Байпаков подтверждает это, но не идентифицирует крепость Чжичжи с предшественником современного Тараза. В вышеназванной монографии он, излагая результаты археологических работ на территории города Джамбула (Тараза), пишет: “Слой толщиной 0,5 м., относящийся к первым векам нашей эры, обнаружен в раскопах на цитадели и в юго-западной части шахристана. Он состоял из зольных прослоек, обломков сырцовых кирпичей. Керамика, собранная в слое, представлена обломками хумов.”. Участница Семиреченской археологической экспедиции Академии наук Казахской ССР 1960 — 1965 гг. Т.Н. Сенигова в монографии “Средневековый Тараз” также отмечает: “…правильнее ограничить хронологические рамки нижнего слоя I-II вв. н.э… найдена серебряная монета – динарий римского императора Веспансиана, чеканенный в 73 г.”. Веспансиан жил в 9-75 гг. н.э., монета отчеканена в год его правления, не до нашей эры, а нашей. Археологи не идентифицируют крепость Чжичжи с древним поселением на месте современного Тараза. Оно, по их мнению, возникло на этом месте не ранее I века нашей эры.


Второй строительный период на его месте археологи относят ко II – IV векам. Толщина этого слоя 1,5 м. В раскопе обнаружена часть разрушившейся стены, сложенной из желтого сырцового кирпича с сохранившейся высотой 80 см. Слой перекрыт наносом песка и гравия. Толщина наноса – 40-80см. Поселение первого века, очевидно, было разрушено наводнением при разливе реки Талас. Восстановленное позже, оно было укреплено внешней стеной из сырцового кирпича, но не было еще городом. У него не было цитадели.


Строителями первого и второго периодов, вероятно, были кангюи, жившие в Семиречье и на Сырдарье с II века до н.э. по IV век н.э. Они были кочевниками – скотоводами, но занимались и земледелием, имели оседлые поселения.


Третий строительный период датирован V – VII веками. Фрагменты керамических сосудов кухонного и столового назначения, светильников, курильниц, подставок, солид с погрудным изображением византийского императора Юстиниана I (483 – 505 гг.) с копьем в правой руке, найденные в слое третьего периода, тому доказательство.


Это уже время разноплеменных тюрков и покоренных ими согдийцев (предков таджиков и узбеков). Согдийцы занимались поливным земледелием, шелководством и шелкоткачеством, торговлей, были отличными ремесленниками и строителями. Они построили город с цитаделью, шахристаном, крепостными стенами и башнями. Позже, в период господства в Таразе тюргешей освоили чеканку монет. Верхняя граница третьего строительного периода ограничена VII веком по причине отсутствия в его слое монет тюргешеского круга.


Впервые в летописи


В середине VI века на Алтае тюрк Бумын объединил под свой властью многочисленные кочевые племена скотоводов и создал могущественное государство – Тюркский каганат. Всего в течение трех лет (552 – 554 гг.) тюрки смогли сокрушить государство жуаней, владевшее обширным пространством от Синьцзяня и гор Тянь-Шаня на западе до великой Китайской стены и Хинганского хребта на востоке, покорить племена каи, киданей, огуз – татаров и енисейских киргизов, дойти до Желтого моря, вынудить китайцев платить дань шелковыми тканями по 100 тысяч кусков ежегодно. Между 563 и 567 гг. глава тюрков Мукан – каган, вступив в военный союз с шахом Ирана Хосровом I Анашарваном, платившим дань государству эфталитов (белых гуннов), разгромил их и изгнал из междуречья Сырдарьи и Амударьи. Хосров I в свою очередь отвоевал у эфталитов в 564 году Тохаристан, взял под свой контроль Великий Шелковый путь и закрыл его для прохода караванов согдийских купцов – главных посредников Тюркского каганата в торговле шелком с Византийской империей, воевавшей с Ираном за обладание Шелковым путем.


Дважды посылали тюрки к Хосрову I посольства во главе с согдийским купцом Манниахом, чтобы решить проблему с реализацией шелка, производившегося уже в подвластном им Согде, но безуспешно. Шах дары принял, за шелк Манниаху заплатил и тут же на его глазах сжег всю партию. Союзничество тюрков и персов прервалось.


В 567 году тюркский каган Дизабул Истеми отправил посольство во главе с Манниахом в Константинополь к императору Юстиниану II с предложением военного союза против Ирана и возобновления торговли шелком. Караван посольства пошел в обход Ирана: из Семиречья по Сырдарье в Приаралье, далее в Мангистау, по Каспийскому побережью до Дербента и через Кавказский хребет в Константинополь. На Великом Шелковом пути возникло ответвление – путь “из тюрок в греки”.


Переговоры Манниаха с Юстинианом II были успешными. Он вернулся в ставку Дизабула в 568 году вместе с императорским посольством, возглавляемым стратигом (командующим фемом военным округом) Земархом Киликийским, уполномоченным Юстинианом II на заключение военного союза и договора о торговле. Секретарем посольства был грек Менандр Протиктор, который и описал это историческое событие.


Дизабул торжественно принял Земарха в каганской ставке на горе Эктаг в огромном, украшенном узорными шелками шатре, восседая на высоком золоченом троне на колесах. Он одарил Земарха множеством подарков, в числе которых была девушка-красавица из племени керкис. Прием продолжился и во второй и третий дни в других столь же роскошных шатрах. Союз Византийской империи и Тюркского каганата против Ирана был заключен. Каган сопроводил Земарха до поселения согдийцев Талас, тепло попрощался и вернулся в свою ставку. Он выполнил свои союзнические обязательства, выступил войной против Ирана, имел в ней успех, вынудил Хосрова I Анашарвана выплачивать тюркам ежегодно по 40 тысяч золотых и не препятствовать торговле шелком. Менандр Протиктор в пространном описании не назвал Талас городом. Городом его называет китайский паломник – буддийский монах Сюань Цзянь, проезжавший через Талас в 629 году: “Пройдя 144 – 150 ли на запад от Цяньцуань, мы прибыли в город Та-ло-сы. Город в окружности 8-9 ли. В нем смешанно живут купцы из разных стран и хусцы (согдийцы)”. Арабский географ Макдиси в переводе академика В.В. Бартольда так описал его в Х веке: “Тараз – славный, укрепленный город со многими садами, густо застроенный; имеет ров и четверо ворот; около него есть многолюдное предместье; у ворот города течет большая река, часть города находится по ту сторону реки, через реку проходит дорога; соборная мечеть находится среди базаров.”.


Через века со сменой властей и народов


В 603 году Тюркский каганат распался на два – Восточный с центром в Монголии и Западный со ставкой кагана в семиреченском Суябе. Талас в VII веке превратился в “город купцов” с шумными многоязычными базарами, стал называться Таразом. На его базарах и улицах звучала тюркская, персидская, согдийская, китайская, славянская и др. речь. Русские купцы привозили сюда на продажу щиты и кольчуги кузнечной работы, изделия из черненого серебра, камни-самоцветы, бортный мед, зерно, а увозили шелковые ткани, кашемиры, кисею, персидские ковры, рис, амбру, восточные сладости, корни женьшеня.


Идиллия… Но каганы, ханы, шахи и императоры не могли не заниматься главным своим делом. Они воевали, завоевывали, свергали и разрушали.


В 657 году в Семиречье вторглись китайские войска и установили здесь свою власть. Китайский император стал управлять территорией каганата западных тюрков через своих ставленников. В Чу – Илийском междуречье в то время проживало многочисленное племя тюргешей. В 699 году у них появился сильный вождь по имени Уч-Элиг. Он устранил ставленника китайского императора и к 704 году основал государство тюргешей – Тюргешский каганат, объявив себя каганом. В 715 году каганом становится кара – тюргеш Сулук. Он сильно укрепил государство, его армия насчитывала 100 тысяч отлично вооруженных всадников. При нем ставка кагана была переведена в Тараз. Он стал столичным городом. Сюда усилился приток ремесленников и строителей из Согды. Здесь стали чеканиться монеты. В округе повысилась культура земледелия, увеличилась площадь поливных земель. Но усилилась и междоусобная борьба за власть. В 737 году Сулук — каган был убит своим же военачальником Бага – тарханом. Началась длительная борьба между


“желтыми” и “черными” тюргешами, основательно подорвавшая силы государства. В 756 году Тюргешский каганат пал.


В борьбе за тюргешское наследство между племенами карлуков и огузов, ранее бывшими под властью тюргешей, победили карлуки. Они вытеснили огузов за пределы Семиречья, а оставшиеся племена барсханов, халаджей, чигилей, тухси, чаруков и др. объединили под своей властью в единое Карлукское государство с территорией от Иссык-Куля до Балхаша и от среднего течения Сырдарьи до Джунгарского Алатау. Арабский географ Х века Ибн-Хаукаль писал: “… требовалось 30 дней пути, чтобы пройти карлуков с запада на восток”. У карлукского джабгу было две ставки – Тараз и Суяб. С 840 года джабгу стал называться каганом.


После распада Арабского халифата в Средней Азии образовалось сильное мусульманское государство Саманидов, антагонистичное к “неверным тюркам”, каковыми были и карлуки. В 893 году наместник Самарканда саманид Исмаил ибн-Ахмед, ранее объявивший “неверным” священную войну, осадил Тараз и овладел им. Население Тараза приняло ислам и этим спасло себя от полного истребления. Карлукский каган перенес ставку в Кашгар и продолжил борьбу. Борьба продолжалась до 940 года, когда другой арабский завоеватель Сатук Бограхан из династии Караханидов подчинил себе Кашгар и Тараз. Карлукское государство перестало существовать. В 942 году Сатук Богра-хан объявил себя верховным каганом нового государства — Караханидов.


Тараз в составе Караханидского государства достиг наибольшего развития в своей истории. Он стал центром одного из его улусов, автономным городом – государством. Был настолько самостоятельным, что завоевывал Кашгар и 15 месяцев владел им, покорял Самарканд. В этот период здесь были сооружены мавзолеи Бабаджи-Ханум и Айша-Биби, подземная водопроводная сеть из гончарных труб, городские бани со сложной инженерной системой отопления, подачи воды и канализацией. Здесь жили и творили известные ученые того времени Махмуд бин Али ат-Тарази, Абу Тахир Мухаммед ат-Тарази, Абу Абд Алла Баласагуни, поэт Юсуф Баласагуни, чья поэма “Кутагу билик” (благодатное знание) состоит из 6500 беитов (куплетов). Она переведена на русский язык, признана равнозначной “Слову о полку Игореве”.


В 1089 году Караханидское государство потерпело поражение от Сельджукской империи, а в 1128 году от кара-китаев (киданей). Кара-китаи одновременно разгромили войска сельджуков и их вассала — государство Караханидов. К 1141 году все междуречье Сырдарьи и Амударьи было во власти кара-китаев. Поражение в двух войнах, превращение из сборщика дани в ее плательщика привели Караханидов к краху. Тараз оказался во власти кара-китаев.


В 1209 году кара-китаи неудачно начали войну с Хорезмом и потерпели сокрушительное поражение. Их государство было полностью уничтожено Хорезмшахом Мухаммедом и его союзником самаркандским ханом Усманом.


Все города Таласской долины были разрушены. В том числе и Тараз. Население было выселено в страны ислама. Таласская долина опустела. На пустое место пришли гонимые из Монголии и Алтая войсками Чингиз-хана найманы, но господствовали в долине недолго. В 1219 году ее захватили монголы и превратили возделанные и ухоженные согдийцами плодородные земли в пастбища.


В горах, неподалеку от разрушенного Тараза добывали серебро. На развалинах возникло поселение, названное монголами Янги и просуществовавшее еще более столетия, до окончательного его уничтожения в 1307 году враждовавшими между собой потомками Чагатая, сына Чингиз-хана.


Последний раз Тараз упоминается в 1513 году в описании похода казахского хана Касыма к Сайраму на помощь осажденному в нем узбеками Катта-беку. Но самого Тараза уже более двухсот лет не существовало. Свидетельствует Мухаммед Хайдар Дулати (1500 – 1515 гг.): “Могулы называли Тараз Йанги…в степях встречается много развалин городов…но неизвестно, какой из этих развалин был Йанги и как назывались другие…”.


Таким был конец средневекового Тараза, сгинувшего с лица земли задолго до образования Казахского ханства в 1465 – 1466 гг. Нет вины казахов в гибели Тараза.


Возрождение


В XVIII веке в Ферганской долине образовалось Кокандское ханство. Его ханы узбекского племени минг действовали агрессивно и достаточно скоро овладели территорией с городами Ташкент, Ходжент, Кашгар, Куляб и др., а казахов Старшего жуза сделали своими данниками. Закрепляя свои завоевания, они построили на развалинах средневековых городов вдоль Сырдарьи и Таласа цепь крепостей, в том числе и на месте средневекового Тараза. Эта крепость была построена в 1826 – 1827 гг. вблизи поселения Учкурган, населенным выходцами из Намангана. Крепость получила название Наманган-коче. В 1856 году здесь завершилось строительство мавзолея в честь проповедника ислама с давно забытым именем. Мавзолей назвали просто — Аулие-ата (Святой отец). Возрожденный на развалинах город получил это же название, стал называться Аулие-ата.


В 1864 году Аулие-ата был штурмом взят отрядом российских войск полковника М.Г.Черняева. В донесении Оренбургскому генерал-губернатору он писал: “Аулие-ата состоит из собственно крепости – неправильного четырехугольника, в северо-западном углу – цитадель. К югу и востоку от крепости расположена слобода; улицы ее тянутся на южной стороне почти на версту. Слобода также обнесена стеной…”. В городе было 567 домов, 3 караван-сарая, 5 мечетей, при главной мечети-медресе. Ремесленники трудились в 8 кузницах, 2-х чугунолитейных цехах, 15 кожевенных мастерских и 2-х по изготовлению мыла и свечей. В центре города был базар с многочисленными лавками и будками ремесленников-одиночек. От базара по радиальным направлениям расходились дороги-улицы, соединявшиеся вкруговую кривыми переулками. Улицы были немощеные, пыльные, без зелени. Но каждая усадьба была с садом и огородом, обнесена глинобитным дувалом. Саманные дома смотрели окнами во двор. Жителей в городе было около 5 тысяч человек, почти все узбеки, казахов было всего три семьи шымырского рода.


Город до 1867 года управлялся военной администрацией, а потом стал уездным центром в составе Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства. В городе появилась новостройка, застроенная кирпичными домами, с прямыми улицами, засаженными деревьями, с русским и украинским населением, составившем более двенадцати процентов от общего числа жителей города; в большинстве по-прежнему были узбеки. По переписи 1887 года в городе жили 11722 человека.


В энциклопедии В.И. Масальского “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”, том 19, “Туркестанский край”, издания 1913 г., значится: “Домов в городе насчитывается 1791, фабрик и заводов 17 (винокуренные, кожевенные и др.), жителей обоего пола – 19052; приход – 96085 рублей, расход – 41622.”


На заводах и фабриках Аулие-аты работало 280 промышленных рабочих. Выпуск продукции – 579208 рублей. В городе были почтово-телеграфная контора, военный госпиталь, больница на 15 коек, аптека, городское училище, три церковно-приходских школы (при трех церквях), 21 медресе (при 21 мечети). В училище и школах 24 учителя обучали 250 учеников, а в медрессе муллы – 450 детей азиатской национальности. Грамотность по городу составляла 7,3 %. Местному населению, как русскому, так и азиатскому медицинскую помощь оказывали всего 4 человека – врач, фельдшер, акушерка и оспопрививатель.


Аулие-ата был темным городом, электричества не было, освещение было свечным, керосиновым и газово-калильным (в 1914 году таких фонарей в городе было 44). В 1915 году был открыт небольшой кинозал. Работала библиотека с несколькими сотнями книг. Она была платной.


После революции 1917 года и завершения гражданской войны в Туркестане развитие Аулие-аты ускорилось многократно. Уже в 1920 году была построена первая электростанция, положившая начало крупному промышленному производству в городе, росту его населения, развитию образования, науки и культуры.


К началу Великой Отечественной войны население города увеличилось в 3,4 раза, достигло 64 тыс. человек. В нем работало 18 школ с 10 тыс. учащихся. Количество промышленных рабочих увеличилось в 12 раз. На 20 промышленных предприятиях работало 3,4 тыс. рабочих. В 1940 году было выработано товарной продукции на 22 млн. рублей.


С 10 декабря 1938 года город стал именоваться Джамбулом – в честь великого казахского акына. А с 14 октября 1939 года он стал областным центром вновь образованной Джамбулской области.


Город достойно потрудился в годы войны, а в послевоенный период его развитие, его успехи можно назвать просто сказочными. В известной песне поется: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…”. Это и о джамбулцах тоже.


В краткой энциклопедии Казахской ССР, том 2, 1988 г., в статье о городе Джамбуле сказано: “…здесь построены предприятия химической, энергетической, машиностроительной, легкой и пищевой промышленности. В их числе Джамбулская ГРЭС,… суперфосфатный завод,… производственное объединение “Химпром”, Новоджамбулский фосфорный завод, … завод тракторных запчастей, …. завод металлических конструкций,.. авторемонтный завод,… производственное кожевенно-обувное объединение,… фабрика первичной обработки шерсти,… завод коммунального машиностроения,.. завод резиновых изделий,.. мебельная фабрика,.. сахарный комбинат,… мясоконсервный комбинат, комплекс предприятий строительной индустрии и транспорта. Джамбул – один из культурных и научных центров республики. Здесь имеется 53 общеобразовательных школы, 5 средних специальных учебных заведений, институт легкой и пищевой промышленности, педагогический институт, гидромелиоративно-строительный институт, факультет Казахского химико- технологического института, 32 клубных учреждения, Дворец культуры химиков, 10 кинотеатров, 108 библиотек, 2 музея (памятников древнего Тараза и историко-краеведческий), драмтеатр, филармония, 16 больниц, 15 поликлиник, 2 стадиона и др.”.


Неудобно даже сравнивать с тем, что было в Аулие-ата по данным энциклопедий, изданных в 1913 году и ранее. Просто “песчинка” рядом с “барханом”, созданном за семь десятилетий после окончания Гражданской войны.


Не менее показателен рост населения, его интеллектуального развития. В 1913 году в городе проживали 19 тыс. человек с уровнем грамотности 7,3 %, в 1991 году – 315 тыс. человек со стопроцентной грамотностью, в абсолютном большинстве своем имеющих образование не ниже неполного среднего. В Аулие-ата в 1913 году имеющих образование выше гимназического были единицы (врач, несколько учителей), а в сегодняшнем Таразе специалистов с высшим образованием – тысячи; докторов наук и профессоров – 66, кандидатов наук – 426.


В 1990 году в Джамбуле было произведено промышленной продукции почти на 1,5 млрд. руб. (в переводе на масштаб сегодняшнего тенге около 300 млрд.). Продукция джамбулцев имела устойчивый сбыт во всех республиках СССР, экспортировалось во многие зарубежные страны. Нет слов, чтобы зримо, ощутимо обозначить, чем является эта денежная абстракция труда джамбулцев. Вот лишь один факт, характеризующий его величие – Джамбулский суперфосфатный завод производил за год минеральных удобрений столько, сколько в 1940 году не производилось во всем мире.


Таким было возрождение Тараза через Аулие-ата, Мирзоян и Джамбул. Указом Президента Республики Казахстан от 8 января 1997 года ему возвращено его историческое имя. За 2000 лет оно менялось много раз: Талас, Ахтун, Арчу-Талас, Талас-улуш, Арчу-Талас-улуш, Тараз, Янги (Яны), Наманган-коче, Аулие-ата, Мирзоян, Джамбул, Тараз.


После кризиса


Распад СССР вверг Тараз (Джамбул), как и многие города не только Казахстана, но и других республик бывшего Союза, в жесточайший кризис. Прервались хозяйственные связи, рухнул общий рынок союзных республик, производство обвалилось, промышленные гиганты остановились, возникла безработица. Многие тысячи джамбулцев мигрировали из города, большинство — за пределы Казахстана. Несмотря на приток мигрантов из сельской местности с еще более кризисной обстановкой, численность населения Джамбула уменьшилась за 1992-1995 гг. на 14,2 тысячи человек (область потеряла к 2000 году 50 тыс. человек.). Начались протестные забастовки и голодовки ввиду невыплат заработной платы. Возникли негативные процессы: уменьшение продолжительности жизни, снижение уровня рождаемости, повышение смертности, рост преступности. У абсолютного большинства населения ухудшилось качество жизни. В настоящее время обстановка постепенно улучшается. Наметился рост производства. В первом полугодии текущего года в Таразе произведено продукции на 10 млрд. 669 млн. тенге, с ростом против соответствующего периода 2001 года на 19,5 % (но это в 15 раз меньше, чем было произведено за полугодие в 1990 году). Число безработных за полугодие уменьшилось на 959 человек. В страны СНГ и дальнего зарубежья с начала года выехало 912 человек – 35,5 % от общего числа выбывших из области (2570 чел.).


Юбилейные мероприятия, подготовка к празднованию 2000-летия Тараза благоприятно отражаются на жизни горожан. Правительство республики выделило 2,1 млрд. тенге на благоустройство города. Осуществляется капитальный ремонт здания Таразского государственного университета, облдрамтеатра, концертного зала “Баласагун”, центрального стадиона “Химик”, бассейна “Дельфин”. Реконструируется бульвар “Атшабар”. Завершается строительство Дворца молодежи. Заново покрыты асфальтом многие километры городских улиц, на них высажены десятки тысяч молодых деревьев. Красивые ажурные арки украсили город.


С юбилеем вас, славные, многотерпеливые таразцы! Будьте счастливы и достойны своих предков, возродивших древний и сотворивших современный Тараз!

Новости партнеров

Загрузка...