Московская трагедия: что дальше?

СМИ о московской трагедии

Западные спецслужбы знали о подготовке теракта в Москве


Специальные службы западных стран более трех недель назад располагали информацией о планируемой вылазке чеченских боевиков в Европе. Это заявление сделал в воскресенье агентству AFP руководитель Международного центра мониторинга терроризма Ролан Жакар.


По его словам, центр имел данные, что \»чеченцы через Турцию направятся в Германию, но точно не было известно, планируют ли они теракты, будет ли эта акция связана с \»Аль-Каидой\», появятся ли они в Германии или в других европейских странах\».


\»В этой связи я задаюсь вопросом, не разделились ли эти чеченцы на несколько групп. Одни могли направиться к Москве, а другие — в Европу\», — отметил Жакар.


ИТАР-ТАСС


В Лондоне началось формирование \»фронта либерально-патриотических сил\».


27 октября 2002. В редакцию Агентства политических новостей поступил любопытный документ, который мы предлагаем вниманию читателей.


КОММЮНИКЕ


25-26 октября 2002 г. в Лондоне прошла серия встреч сопредседателя партии “Либеральная Россия” Бориса Березовского с депутатом Государственной Думы Федерального собрания России Виктором Алкснисом и главным редактором газеты “Завтра” Александром Прохановым.


Инициаторами переговоров выступили В.Алкснис и А.Проханов. Первоначальным предметом обсуждения были возможная роль и участие Б. Березовского, имеющего опыт урегулирования острых кризисных ситуаций, в освобождении заложников, захваченных чеченскими террористами в здании Театрального центра на Дубровке в столице России.


Проанализировав и обсудив причины и вероятные последствия страшного теракта, участники переговоров совместно пришли к следующим выводам.


1. В ночь с 25 на 26 октября 2002 г. представители МВД России и антитеррористических подразделений ФСБ России взяли на себя всю полноту ответственности за разрешение кризиса и, действуя фактически без санкции политического руководства страны, предотвратили катастрофу, которая могла бы иметь роковые последствия для страны. Силовые структуры показали, что в их рядах по-прежнему есть честные, мужественные, сильные профессионалы, которыми народ России может гордиться.


2. Президент РФ Владимир Путин с первых же часов трагедии устранился от участия в урегулировании кризиса. Ни он сам, ни его представители не предложили ни одного варианта решения проблемы и не принимали никакого участия в судьбе заложников. В.Путин ни разу не обратился к нации и не побывал на месте трагедии. Лишь через 2 часа после спецоперации, предотвратившей гибель сотен людей, страна и мир из уст кремлевского пресс-секретаря узнали, что президент РФ проинформирован (!) о случившемся. Есть основания полагать, что в дни трагедии глава государства пребывал в состоянии растерянности, которое неизбежно передалось миллионам наших сограждан. Самый драматический эпизод за неполные три года пребывания В.Путина у власти показал, что сегодня в Кремле нет лидера, способного защитить граждан России.


3. Директор ФСБ РФ Н.Патрушев и глава МВД РФ Б.Грызлов также ушли от ответственности за развитие событий, укрывшись за спинами своих подчиненных. Это неминуемо ставит вопрос о соответствии этих чиновников, равно как и большинства представителей властной команды В.Путина возложенным на них государственным задачам.


4. Паралич властной машины в дни трагедии показал, что якобы выстроенная Владимиром Путиным “вертикаль власти” – не более чем блеф, миф, призванный лишь обслуживать имиджевую политику нынешнего президента. “Вертикаль Путина” не выдержала первой же серьезной проверки на прочность.


5. Уничтожение террористов в Театральном центре на Дубровке не может гарантировать, что в ближайшее время не произойдут новые теракты. Для этого стране нужны новая политика и новая власть. Участники переговоров согласились продолжить консультации о формировании широкого фронта либерально-патриотических сил.


В. Алкснис


Б. Березовский


А. Проханов


АПН


Масхадов совершил самоубийство


Следующим президентом Чечни может стать Кадыров. Об этом в интервью АПН заявил член Совета по национальной стратегии, руководитель группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин.


По словам политолога, политические последствия штурма Театрального центра станут ясны, наверное, только через сутки, когда сформируется базовая реакция населения на произошедшее.


Конечно же, могут усилиться античеченские настроения. Заметно ослабнут позиции тех, кто был против войны и призвал вести переговоры с Масхадовым. Возникнет желание заасфальтировать всю эту территорию, отомстить за произошедшее в Москве. Но, полагает эксперт, в реальности у федеральных сил нет ресурсов провести такую операцию одним махом. Поэтому, скорее всего федеральные власти и президент на это не пойдут.


Однако возможны политические изменения и в самой Чечне. Неудача операции в Москве полностью дискредитировала Масхадова, превратив его в политический труп. Теперь было бы вполне уместно принять конституцию Чечни и провести выборы, дабы легализовать власть Кадырова.


Кроме того, вследствие московских событий по всей России пострадают чеченские диаспоры. Усилятся спецслужбы. Спецоперации против боевиков пройдут на всей территории страны. Будет оказано сильное давление на те страны, в которых располагаются базы боевиков.


Что же касается политических итогов, то скорых отставок от президента ждать не следует. Он человек рациональный и не будет делать скоропалительных эмоциональных шагов. Вместе с тем, очевидно, что после этой акции сильно ухудшатся позиции Лужкова. Это вполне понятно, так как он мэр города, в котором велась подготовка этого теракта.


Кроме того, недавний взрыв машины “Таврия” у “Макдональдса”, который столичные власти пытались представить как криминальные разборки, так же наносит удар по властям российской столицы. Вместе с тем, рейтинг самого президента, скорее всего, повысится.


Поэтому, резюмировал свой прогноз политолог, в ближайшее время можно прогнозировать не столько отставки, сколько перегруппировки внутри российского истеблешмента. Так будет “подвинут” Лужков. Ослабнут позиции “правого” фланга, который потеснят питерские “чекисты”. Ослабнут и позиции левых, которые со своим евразийством выглядели не очень-то красиво.


АПН


России необходим новый СМЕРШ


По мнению военного обозревателя “Независимой газеты” полковника запаса Игоря Коротченко, теперь чеченский терроризм примет индивидуальные формы. Об этом он заявил в интервью АПН.


Как заявил военный обозреватель, спецоперацию по освобождению заложников можно назвать успешной, она произведет сильный психологический эффект на мирное население, и на террористов. Решение о штурме было единственно правильным: “даже если бы расстрела заложников не было, выпускать террористов было нельзя. Это могло бы привести к гораздо большим жертвам. Нужно было сделать все, пока они были локализованы”.


Эксперт также отмечает ту новую технологию, которая была использована при освобождении заложников – в России до этого никогда не применялся газ: судя по внешним признакам, скорее всего, речь идет о нервно-паралитическом газе, который обездвижил боевиков и не позволил им оказать активное сопротивление при начале штурма. Вполне очевидно, продолжал эксперт, что перед спецназом стояла четкая задача – открывать точечный огонь на поражение — террористы выделялись среди заложников своей одеждой. Задача захвата явно не ставилась, да это было и невозможно при такой скорости операции. При этом складывается впечатление, что нападавшие представляли себе, что происходит в зале. Очевидно, что они “мониторили” ситуацию с помощью стетоскопа – специального прибора, который крепится к стенам и дает возможность слышать разговоры внутри здания.


По словам Коротченко, освобождение заложников — это большой успех, прежде всего, ФСБ: “я готов повторить, как и в первом своем комментарии АПН, что Патрушев из всех силовиков наиболее компетентный и профессионально подготовленный руководитель – и эти события подтверждают его профессионализм”.


Из других методов силовых структур Коротченко выделил радиоконтроль всех переговоров боевиков, — по мобильным и спутниковым телефонам: несмотря на заявления представителей правоохранительных органов, что им не удается определить средство технической связи террористов с Масхадовым, это была, очевидно, дезинформация, которая должна была заставить их ослабить бдительность, считает аналитик. Такой дезинформации в заявления властей есть и будет много. К примеру, такой дезой явно следует считать показ мертвого Бараева с бутылкой коньяка Hennessy – если он и впрямь в момент штурма пьянствовал, то при падении бутылка бы вылетела у него из рук и разбилась. Однако она была запечатана и как будто аккуратно вложена ему в руки. И, уверен эксперт, это лишь одно из мероприятий по комплексной дезинформации. Но это оправданная мера. Сейчас нашим спецслужбам выгодно максимально дискредитировать террористов в глазах мусульманской общественности: как известно, пьянство для правоверных – смертный грех. Во время первой чеченской войны чеченский министр информации Мовлади Удугов мастерски вел пропаганду, основанную на дезинформации, и добился сочувствия мировой общественности, в конечном итоге, наши должны были извлечь хоть какие-то уроки.


В целом, подчеркивает обозреватель, сейчас Путин должен использовать эту ситуацию, чтобы мировое сообщество признало Ичкерию террористическим образованием, а Аслана Масхадова приравняло к Усаме Бен Ладану.


Что касается ближайших последствий, то, как считает Коротченко, в ближайшее время могут последовать акции индивидуального террора – прежде всего, в общественном транспорте – особенно, в метро в час пик. Поэтому нужно сосредоточить усилия на повышения бдительности граждан: они должны быть предупреждены, что любой подозрительный предмет может оказаться взрывчаткой. Население надо прямо призвать к бдительности. Это важно.


Руководству страны следует сделать необходимые выводы. Прежде всего, нужно понять, как чеченцы смогли подготовить и провести эту операцию – и кто за это ответственен. Необходимы кадровые изменения. В ФСБ при этом надо усилить антитеррористической блок. Усилить техническую экипировку и финансовое снабжение, пусть даже за счет резервных фондов правительства. Помимо “Альфы” и “Вымпела”, нужно создать оперативно-поисковые группы – для борьбы с боевиками в горах, взяв на вооружение практику зачистки Украины от бандеровцев и Прибалтики от Зеленых братьев”, — подытожил свое рассуждение эксперт.


АПН


Министерство юстиции Саудовской Аравии объявило о начале разработки общего для всех мусульманских стран закона о борьбе с тероризмом.


По мнению министра юстиции Королевства Абдуллы аль-Шейха, в настоящее время мусульманские страны ассоциируются во всем мире с международным терроризмом, и, к сожалению, это отчасти так. Преступники пользуются значительной разницей в законах различных мусульманских стран, используя расплывчатые определения шариатского законодательства.


По мнению саудовской стороны, ситуацию может исправить только один общий для всех закон, в котором будут четко определено понятие терроризма и меры наказания за него. Как отмечает министр юстиции Саудовской Аравии Абдулла аль-Шейх, разрабатываемый его ведомством документ не будет принципиально отличаться от других международных антитеррористических конвенций.


ЦентрАН


Владимир Козловский


\»Московский газ\»: специалисты спорят


В воскресенье утром ряд ведущих американских газет поместил материалы по поводу таинственного газа, примененного в Москве при освобождении заложников.


Не зная названия и состава газа, который российские официальные представители пока характеризуют лишь как \»спецсредство\», американские эксперты могут лишь гадать на основании репортажей из Москвы, описывающих приблизительную клиническую картину. \»Нам предоставили информацию, что это выводящий или успокаивающий реагент, но мы мы не имеем конкретных данных о характере этого вещества\», — заметил посол США в Москве Александр Вершбоу.


Здешние специалисты, с которыми консультировалась \»Вашингтон пост\», говорят, что речь, очевидно, идет о каком-то выводящем средстве, возможно, запрещенном международной конвенцией по химическому оружию.


Недостаток информации


Первые предположения на этот счет высказало еще в субботу утром агентство ЮПИ, научный корреспондент которого Джозеф Верренджиа назвал два возможных \»спецсредства\» — аэрозоль валиума или галлюциноген БЗ (BZ), разработанный армией США во время холодной войны. \»Россияне могли применить в зале БЗ, но, возможно, в более высокой концентрации\», — сказал агентству завкафедрой медицинской токсикологии Виргинского университета доктор Кристофер Холстедж, склоняющийся, впрочем, к версии аэрозольного валиума.


Валиум и БЗ называют также эксперты, с которыми говорила \»Вашингтон пост\», хотя они ссылаются на недостаток информации и на то, что в России больше знают об этом предмете, чем в Америке. \»Не удивительно, что у русских имеются такие вещи, — сказал агентству Аccошиэйтед пресс Рон Мадрид из Пенсильванского университета. — Они работали над ними 30 лет, тогда как нам мешали договоры и президентский запрет\».


В недавнем докладе ВВС США по \»несмертельному оружию\» утверждалось, что советские войска применяли какие-то успокаивающие средства по моджахедам во время войны в Афганистане.


Опытный специалист по химическому оружию Джонатан Такер, работающий в Институте мира в Вашингтоне, замечает, что применение БЗ или аналогичных средств явилось бы нарушением конвенции по химическому оружию, которую Россия подписала в 1997 году. Конвенция делает исключение для таких средств, как слезоточивый газ, хотя граница между ними и запрещенными веществами довольно расплывчата.


\»Вещи вроде слезоточивого газа, действие которого быстротечно, разрешены, — говорит Такер, — но реагент, который выводит человека из строя на несколько часов, точно запрещен\».


Если россияне \»применили в этой ситуации что-то помимо слезоточивого газа, — вторит ему бывшая сотрудница совета национальной безопасности США Элайза Харрис, — то это вполне может составлять нарушение конвенции по химическому оружию. Но на самом деле сейчас еще слишком мало информации, чтобы говорить наверняка\».


Против варианта газа БЗ говорит то, что он крайне непредсказуем и часто приводит людей в состояние большого возбуждения, каковую цель вряд ли ставили себе россияне, напуская его на террористов. Как пишет \»Лос-Анджелес таймс\», американские ученые всегда предупреждали, что установить точную дозировку спецсредств с тем, чтобы они выводили людей из строя, но не убивали их, крайне трудно. На войне это роли не играет, но при наличии заложников калькуляции другие.


ВВС


Стивен Ик


Захват театра: иностранный след?


Представители чеченских властей, лояльных Москве, заявляют, что среди женщин, участвовавших в захвате московского театра, было немало с Ближнего Востока. Повторяя слова президента Путина о том, что операция по захвату планировалась и частично проводилась иностранцами, члены администрации Ахмада Кадырова также говорят, что среди захватчиков-мужчин были арабы и афганцы.


В Москве пока еще очень мало официальной информации о национальном составе захватчиков. Однако пророссийская администрация Чечни уже заявила, что многие из женщин-захватчиц не были чеченками, а иностранками с Ближнего Востока. Возможно, это несколько облегчит положение членов чеченской общины в Москве. Ранее они были шокированы фактом участия чеченок в этом террористическом акте.


Однако в своем первом телевыступлении после начала кризиса с заложниками, президент Путин заявил, что операция была разработана за пределами России.


Затем российские спецслужбы сообщили, что ими были зафиксированы интенсивные контакты захватчиков по мобильным телефонам с тремя странами — Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Турцией.


Российские власти всегда болезненно реагировали на иностранную — особенно западную — критику войны в Чечне. Информация о ближневосточном происхождении захватчиков, возможно, даст шанс российским властям вновь призвать Запад пересмотреть позицию по чеченскому вопросу.


Однако остается еще ряд вопросов. У России нет открытых границ: иностранцы могут въезжать в страну только при соблюдении всех визовых формальностей. Иностранцы, живущие в России, должны регистрироваться в милиции, которая в любой момент может проверить их личность. Один из главных вопросов: если многие из захватчиков действительно были иностранцами, как им удалось организовать такое дерзкое нападение в российской столице?


ВВС