Мужчины в Казахстане не доживают до пенсии

За чей счет бюджет?


Министр финансов Зейнулла Какимжанов отчитался по исполнению бюджета 2002 года. “Предварительные бюджетные итоги прошедшего года выглядят вполне оптимистично – в доходную часть республиканского бюджета поступило 565 миллиардов тенге вместо 525 миллиардов, которые ожидались изначально. Израсходовали же из республиканской казны в прошлом году меньше, чем планировали – 566,7 миллиарда тенге составило исполнение расходной части против 606 милиардов, которые планировались в начале года. Дефицит республиканского бюджета в 2002 году, по предварительным данным, составил всего 1,5 млрд. тенге (0,11% ВВП), а не свыше 8 млрд, как это было по плану” (“Известия-Казахстан”). На самом деле, если посмотреть, что стоит за этими цифрами, то поводов для оптимизма практически не остается. Например, оказалось, что к числу программ, деньги на финансирование которых так и остались лежать невостребованными в казне, относится выплата пенсий: “3,5 миллиарда тенге, предназначенных на пенсии и пособия, так и не нашли своих получателей, как сказал Какимжанов, “из-за уточнения контингента получателей”. На самом деле истинная причина, почему из года в год государственные средства экономятся именно на этой статье, уже была озвучена ранее. Это происходит из-за “естественной убыли населения”, и об этом говорили не СМИ, не “поколенцы”, а сами чиновники. Пенсионеров становится все меньше, в среднем – на 70 тысяч человек в год. А если учесть, что в ближайшие три-четыре года на пенсию будут выходить люди, родившиеся в 1940-45 гг., то экономить можно будет еще больше. Тем более что, по информации “СолДАТа”, продолжительность жизни в Казахстане сокращается: В среднем мужчины сегодня “могут рассчитывать на 59 лет жизни, женщины – на 71 год, то есть на двенадцать лет больше. В среднем по ЕС, что соответствует показателям Австрии, эта разница составляет только шесть лет (мужчины –75 лет, женщины – 81 год)”. То есть на пенсионеров мужского пола правительству вскоре можно будет не тратиться вовсе…


Дезинформация – еще не ложь


“Недавно на российских новостных сайтах появилась сенсационная информация о том, что ООН якобы призвала мировое сообщество оказать экстренную помощь Казахстану, страдающему от деградации сельскохозяйственных земель. По данным одного из информагентств, 66 процентов территории Казахстана непригодны для ведения сельского хозяйства, и в перспективе Казахстан ожидает социально-экономический кризис. Между тем сотрудники программы развития ООН в Казахстане категорически отрицают свое причастие к подобным публикациям” (“Известия-Казахстан”). Но, как говорится? “в каждой дезинформации есть доля информации”, если еще точнее, в каждой шутке – только доля шутки, все остальное – правда. “По учтенным специалистами ООН территориям республики, включая естественные пустыни, реки и горные хребты, для земледелия в республике непригодны вовсе не 66, а 52 процента”. Правда, понятие “непригодны” весьма относительно. Как сообщает издание, “засушливость земель всегда считалась одним из распространенных экологических бедствий в Центральной Азии. Сегодня к этой проблеме добавился и экологический беспредел со стороны многочисленных добывающих компаний. В результате сотни квадратных километров приморских территорий покрыты черными нефтяными пятнами. Другая экологическая угроза нависла над озером Балхаш, которое сегодня стремительно теряет свои водные ресурсы”. В такой ситуации впору задуматься, чьи данные больше дезинформируют общественность: интернет-сайтов или Минсельхоза, который постоянно рапортует “о значительном увеличении площадей, используемых под сельхозугодья”. Истина же, наверное, находится где-то посередине…


Награда найдет героев?


“Политсовет ДВК учредил ежегодную награду “За развитие демократии в Республике Казахстан”. Ее первыми лауреатами по итогам 2002 года стали Галымжан Жакиянов, Мухтар Аблязов и Сергей Дуванов. Согласно положению об этой премии, они станут членами комитета, который будет определять номинантов этого года”, — сообщает “СолДАТ”. Видно, соратники политзаключенных все так же решительно настроены освободить своих товарищей уже в текущем году, о чем, кстати, заявлял в политпрогнозе и Толен Тохтасынов.


Скандал продолжается


Уже неделю казахстанские масс-медиа активно обсуждают ситуацию, сложившуюся в одном из крупных медиа-холдингов страны. С “31 канала” люди уходили и прежде, и, как правило, самые талантливые и востребованные на рынке СМИ, их имена у всех на слуху и приводить их снова мы не будем. Но после публикации материала некоего Алтая Кереева в газете “СолДАТ” неприятная и, мягко говоря, не красящая руководство холдинга история может обернуться настоящим скандалом. Предваряющий статью комментарий гласит: “Надеемся, что наши мудрые читатели отделят в ней зерна от плевел, факты – от эмоций и дадут свою оценку как главному герою статьи, так и ее автору”. Оценивать Арманжана Байтасова как менеджера, наверное, не стоит, ему и так за последние месяцы было дано немало оценок с применением весьма нелестных эпитетов, но автор явно рискует за статью под названием “Моральный крах медиа-магната” получить иск о возмещении морального вреда. Дело в том, что некоторые “факты” статьи явно неотделимы от эмоций, во всяком случае доказать их будет довольно трудно. Например, заявление о том, что “в ряды топ-менеджеров медиа-холдинга перешла часть руководства страховой компании “АТФ-полис”, аффилированной небезызвестному “АТФ-банку”. Причем с большими полномочиями, неподконтрольными формальному руководителю холдинга. Если вспомнить, кому принадлежит это финансовое учреждение, то тогда слухи о том, что г-н Байтасов с родственниками отнюдь не являются единоличными владельцами “31 канала”, обретают под собой реальное основание. А если сюда прибавить “узун-кулак” о том, что эти самые “полисмены” будут проводить тотальный аудит в холдинге, становится понятным, кто же на самом деле в “доме” хозяин”. Но не все же ссылаться на слухи и “узун-кулак”, поэтому дальше автор упоминает “информированный источник”: “Но, видимо, г-н Байтасов допустил ряд ошибок в экономической сфере или в конкурентной борьбе, вследствие чего он уже не может единолично управлять холдингом и разрабатывать его информационную политику. По сведениям из того же источника, материалы, опубликованные в “постмукушевских” номерах “Мегаполиса” под псевдонимом “Равиль Усманов” (который, кстати, вначале принадлежал Петру Своику, а потом стал общередакционным), на самом деле спущены из пресс-службы президента. Новая концепция газеты, по тем же сведениям, уже разрабатывается там же…”. И еще кусочек: “Кроме того, подтверждением того, что руководство этого холдинга является нарушителем некоей “конвенции”, заключенной между ним и властями, является факт победы в тендере на телерадиочастоты его весьма слабого дотоле соперника – телекомпании “Рахат”, которая теперь станет вещать в пяти областях”. В итоге, пишет г-н Кереев, президент “31 канала” потерял имидж “беспристрастного поставщика информации общественному мнению. И этот моральный крах по большому счету гораздо весомей любого финансового”. С этим выводом, конечно, согласятся все те, кто как-то следит за ситуацией в сфере электронных масс-медиа, но посылки, из которых автор делает свой вывод, все равно практически недоказуемы. Хотя, может быть, обойдется и без судебных претензий, поскольку редакция не только предложила г-ну Байтасову разместить на страницах газеты свое мнение, но, скорее всего, “подсушила” и тон статьи, которая в изначальном виде наверняка была более хлесткой по отношению к медиа-магнату, не умеющему, как выразился автор, “ценить талантливых людей”.

Новости партнеров

Загрузка...