Ермурат Бапи: Я не был предателем никогда

Сегодня он официально подтвердил свой уход с должности главного редактора газеты “СолДат”

Ермурт Бапи официально подтвердил свой уход с должности главного редактора газеты “СолДат”. Причины своего решения экс-редактор объяснял дважды: для читателей в предыдущем номере (24-31 мая) и для журналистов в Национальном пресс-клубе 27 мая.


Е.Бапи считает, что усилившиеся репрессии против “СолДата” во многом связаны с его именем. Он надеется, что его уход ослабит давление на коллектив издания.


— Сейчас, как никогда, над газетой сгустились тучи. Вся мощь репрессивного аппарата нацелена против маленького редакционного коллектива. Режим намерен принудительно закрыть “СолДат” через отработанный механизм финансового банкротства. Такое уже было с газетой “Дат” четыре года назад. Я имею достоверную информацию, что именно мое присутствие в газете раздражает власть. Возможно, мой уход успокоит инициаторов гонений на газету и сохранит “СолДат” для читателей. Меня не волнует мой собственный статус в газете. Важно, чтобы газета жила и продолжала свое благородное дело. Уверен, что “СолДат” как одно из немногих истинно независимых изданий останется открытой и доступной трибуной для всех, кому дороги идеалы демократии, соблюдения прав и свобод человека.


Также усиление давления на “СолДат”, по мнению Бапи, связано с публикациями сообщений об аресте бывшего советника президента РК Дж.Гиффена, по делу “Казахгейт” и предстоящими выборами.


— Я думаю, когда суд по “Казахгейту” наберет обороты, выявятся главные персонажи. До этого момента власти постараются закрыть газету “СолДат”, где со временем будут опубликованы материалы, связанные с главными персонажами “Казахгейта”. Во-вторых, если посмотреть на опыт прошлых лет, когда закрывали газету “Дат”, это было в 1998 году 2 ноября, это было накануне выборов. Оставалось 2 месяца до президентских выборов. Я думаю, может, грянут парламентские, досрочные президентские выборы. И поэтому власти сейчас стараются обуздать газету “СолДат”, чтобы инакомыслия, чего придерживается газета “СолДат”, не было.


За четыре года существования “СолДата” изданию было предъявлено одиннадцать административных исков и три уголовных. Из них непосредственно к редактору — два административных, заведено одно уголовное дело. 3 апреля 2001 года решением Жетысуского районного суда г. Алматы Е.Бапи был осужден на год с отбыванием наказания в колонии общего режима. Но практически сразу был амнистирован.


— Я ухожу не из страха перед последствиями. В нашей стране невозможно надеяться на объективное следствие и справедливый суд. Просто я не хочу, чтобы направленное против меня уголовное дело негативно отразилось на текущей деятельности газеты. Что бы со мной не случилось, “СолДат” должна выходить.


Отказ от должности, по словам Е.Бапи, не означает отказа от прежней гражданской позиции.


— Я не был предателем никогда. Поэтому в течение всего этого периода, несмотря на все моменты гонений, слежки, давлений, нахожусь и буду находиться в той позиции, которую я выбрал где-то в конце 1997 года. Я остаюсь членом РНПК, членом ДВК, членом исполкома РНПК и членом Форума демократических сил Казахстана. Если хотите, я остаюсь приверженным идеям Акежана Магжановича Кажегельдина.


Чем Е.Бапи займется в будущем, он пока точно не решил. По его словам, предложения уже поступили. Также он надеется до конца года закончить работу над книгой, начатую в 1997 году. Если журналист получит разрешение на выезд, то попытается посетить Америку по приглашению группы сенаторов конгресса США.


По решению попечительского совета редакции “СолДата” исполняющим обязанности главного редактора издания стала Бакитгул Макимбай. Во главе с ней редакционная политика, по мнению Е.Бапи, не изменится:


Я уверен, что “СолДат” будет выходить в том же духе. Никаких коренных изменений в политике выпуска газеты не будет.


На пресс-конференции присутствовал Амиржан Косанов, председатель исполкома РНПК, который прокомментировал “Нави” решение Ермурата Бапи:


— Я хочу сразу сказать, что мы около 20 лет являемся соратниками и коллегами с Ермуратом Бапи. Я являюсь одним из авторов этой газеты. Я пишу в этой газете, чем очень горжусь. А что касается решения, то в моем личном понимании, это элементарное желание отца, родителя сохранить здоровье ребенка. Все понимают, что главный удар направлен в фигуру самого Ермурата Бапи, потому что он состоялся как явление в независимой казахстанской журналистике. В таких тяжелейших условиях поставить на ноги газету, издавать и сделать популярной, это, я думаю, не каждому дано. …Понятно, что все эти иски, все эти уголовные дела, почти 400 тыс. долларов — это все направлено против него. Я думаю, что это было тактичное, достаточно выверенное решение. Я не считаю это слабостью. Если бы Ермурат Бапи отказался от своих политических воззрений…, возможно, тогда это можно было бы назвать слабостью. А когда человек остается на тех же гражданских, политических позициях, это достойно уважения.