Ромеи и росы меж двух расколов

29 мая исполнилось 550 лет со дня взятия Константинополя войсками султана Мехмеда II из династии Османов и падения Византийской империи

В начале правления Михаила III, сына Феофила, иконопочитание в ромейской империи было окончательно восстановлено, постановления иконоборческих императоров и соборов предали проклятию и уничтожению, и монахи-живописцы опять умножали на иконах и стенах храмов лики Христа, Богородицы и святых. Забылось потрясшее азийские фемы восстание Фомы Славянина, объявившего о восстановлении иконопочитания и выдававшего себя за сына императрицы Ирины. Фома вовлек в мятеж славян, персов, армян, грузин, заручился поддержкой калифа агарян Мамуна, но по воле Провидения был побежден и уничтожен.


Михаил был провозглашен василевсом, будучи еще младенцем, и делами правления занималась его мать августа Феодора. Возмужав, Михаил не проявлял интереса к заботе о державе, а предавался увеселениям, охоте и пьянству. Он начал тяготиться опекой матери и постепенно передал бразды правления кесарю Варде, своему дяде. Ослепленный свои возвышением и безнаказанностью, Варда вступил в греховную связь с собственной невесткой и оставил свою супругу. Узнав об этом, патриарх Игнатий, оскопленный сын свергнутого императора Михаила Первого, прилюдно отказал Варде в причастии. Варда затаил на Игнатия злобу, и ждал случая отомстить.


Когда василевс решил отправить в монастырь свою мать и незамужних сестер, Игнатий отказался дать свое благословение. Варда убедил Михаила, что Феодора и патриарх вступили в заговор, желая лишить его власти. Михаил низложил Игнатия и возвел на патриарший престол ученейшего мирянина Фотия, наперсника Варды, руководившего возрожденным университетом. Велением императора Фотий принял схиму и за шесть дней прошел все ступени посвящения. Игнатий не хотел отрекаться, был жестоко избит и отправлен в заточение на остров Теревинф. Папа римский Николай также не признал низложение Игнатия и на соборе в Риме предал Фотия анафеме. Церковь латинян, отдалившаяся от империи за годы иконоборчества, лишний раз показала свое несогласие с Константинополем.


18 июня 6370г.(от сотворения мира-это 862г. от рождества Христова-ред.) на город Константина обрушилась страшная северная гроза — воинственные и безбожные тавроскифы, называющие себя \»рос\». В бухте Золотого Рога появилось две сотни лодок-моноксил, а сухопутное войско росов осадило крепость Иерон в предместьях столицы. Росы точно рассчитали время своего появления, так как василевс Михаил с 40 тысячами войска воевал в то время с агарянами в Азии, флот же был направлен на Крит для борьбы с пиратами. Город остался беззащитным и чуть не был взят на варварское копье.


Были росы жестоки и немилосердны, и голоса их шумели, как море. Они ограбили пригороды и церкви, убили и увели в плен множество ромеев. Затем часть их направилась грабить острова, где они едва не захватили заточенного Игнатия, другая же часть встала под стенами Города. Архонт росов Аскольд потребовал богатого выкупа и заключения выгодного договора о торговле. Узнав о нападении, император оставил войско в Азии и с трудом вернулся в столицу. Фотий и Михаил всю ночь молились в храме Богородицы во Влахернах, затем погрузили в море край хранившейся в храме ризы Богородицы и обнесли ризу вокруг Города. Наутро божественным соизволением на море поднялась буря и разметала флот росов. Затем корабли-дромоны, вооруженные греческим огнем, сожгли и рассеяли множество уцелевших моноксил. Через неделю после своего появления росы так же неожиданно исчезли.


В Городе долго говорили о нашествии. На старой колонне прочли пророчество о том, что народ \»рос\» завоюет Город. Вспоминали осады болгар, арабов, обров и персов. Фотий в \»Проповеди о нашествии росов\» напомнил о сказанном в книге Иезеккиля: \»Так говорит Господь Бог: вот Я — на тебя, Гог, князь Роса, Мешеха и Фувала! И поверну тебя и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера\».


Происхождение этого народа точно неизвестно. Одни говорят, что они родственны варангам и свевам, другие утверждают, что они потомки роксоланов и царских скифов. Росы подчинили себе склавинские племена древлян и быстро усвоили их язык. Их земли начинаются за Меотийским озером, где кончается граница между Европой и Азией, и простираются до моря варангов. Впервые ромеи узнали о росах в 6346 году(от сотворения мира-ред.), когда послы их кагана, изъяснявшиеся на языке свевов, прибыли к императору Феофилу, а затем направились к правителю франков Лудовикусу.


Росы и подвластные им склавины поклоняются языческим лжебогам и духам лесов и водоемов, душам мертвых. Им они приносят кровавые жертвы, часто человеческие. Некоторых богов они переняли у персов и хазар, некоторым поклоняются издревле. Столица росов стоит на берегу многоводного Борисфена, по которому на сделанных из одного древесного ствола лодьях весной они плывут на юг. Они волоком перетаскивают лодьи через пороги и обрушиваются в воды северного Тавра, быстро достигая земель хазар, грузин, мисян и ромеев. Раньше росы платили дань хазарскому кагану, союзнику империи со времен славного императора Ираклия, но затем сами завоевали множество земель славян, а также феннов и турок, и начали выказывать неповиновение хазарам. В битвах они яростны и безжалостны и не сдаются в плен, предпочитая смерть. Из своих земель они вывозят меха и мечи, воск и рабов. Власть у них передается от старшего брата к младшему.


В это время правитель франков Лудовикус заключил союз с ханом мисян-болгар Борисом. Архонт склавинов-моравов Ростислав начал опасаться, что его земли окажутся в окружении. Решив заручиться помощью ромеев, Ростислав отправил к василевсу Михаилу послов, которые сообщили о желании моравского народа перейти в христианство и просили прислать им монахов для крещения и проповеди. Фотий отправил в Моравию своего библиотекаря Константина и его брата Мефодием. Братья были родом из Фессалоник, где проживает большое количество славян, и сызмальства знали славянскую речь. Для записи славянской речи Константин придумал письмена и перевел на их язык части Священного Писания и литургические песнопения.


Тем временем страну мисян охватил страшный голод. Пока войска хана находились на севере, ромеи морем подошли к его столице и были готовы ее захватить. Устрашенный Борис согласился разорвать союз с франками и принять христианскую веру. Для крещения он прибыл в Константинополь, его крестным отцом стал сам император Михаил, в честь которого Борис принял его христианское имя.


Папе Николаю сообщили о крещении мисян и подчинении новообращенных стран мисян и моравов патриарху Константинополя. В ответном послании папа, желавший при помощи франков подчинить эти земли римскому патриарху, воспротивился использованию славянского языка для церковной службы. Заодно он возродил забытый теологический спор о нисхождении Святого Духа не только от Отца, но \»и от Сына\» (filioque). Эти слова полвека назад были добавлены папой к Символу Веры по велению правителя франков Карла, незаконно провозгласившего себя императором Запада. Помимо всего прочего, Николай упрекнул Михаила в том, что тот дал уйти росам неотомщенными.

Михаил, по-прежнему больше занятый делами дворца, а не державы, возвысил своего нового любимца македонянина Василия. Этот сын крестьянина из окрестностей Адрианополя был то ли склавенского, то ли армянского рода. Его внук император Константин Багрянородный напишет о происхождении Василия из рода персидского царя Аршака. Как многие честолюбивые юнцы, Василий оставил отеческий дом и пришел в Константинополь искать милостей судьбы. За необыкновенную силу и умение укрощать диких жеребцов Михаил приблизил Василия к себе, осыпал благодеяниями, наделил высокими чинами и богатством. Опасаясь происков своего дяди, он подговорил Василия убить Варду. Через год Михаил усыновил Василия, женил на его своей любовнице Евдокии и сделал своим соправителем.


По прошествии некоторого времени после своего нападения росы прислали к василевсу свое посольство, чтобы заключить с Ромейской державой мирный договор. Василий одарил послов золотом, серебром и шелковыми тканями, заключил с ними договор и отправил в их земли монахов для проповеди и крещенья.


Для решения спора между Римом новым и старым был созван собор, на котором Фотий анафематствовал Николая за еретическое прибавление filioque. В ответ папа предал анафеме Фотия. Так произошел первый раскол церкви греческой с церковью латинской.


Спустя еще два года Василий убил пьяного Михаила и стал единовластным императором. Не в первый раз пролилась кровь императора, не в первый раз безродный пришелец по воле Божьей занял ромейский трон. Василий лишил Фотия патриаршества и вернул из ссылки Игнатия. Отношения с папой были восстановлены, анафемы были забыты.


По воле всеблагого Господа в правление Василия начались победы ромейского оружия над врагами, а потомки его укрепили и расширили державу, возвращая исконные ее земли. Никто из рода Македонцев не был насильственно лишен жизни, и даже когда в власти приходили могущественные временщики, потомки Василия сохраняли жизнь и титул.

К концу правления внука Василия, ученейшего императора Константина Багрянородного, провидение даровало ромеям победы над агарянами, поклонниками мерзкого Моамеда, над гуннами, захватившими Паннонию, над безобразными кочевниками патцинаками, над мисянами в Болгарии, и над нечестивцами, исповедующими павликианство, тлетворное перерождение ереси манихейской, отрицающими вечную Деву-Богородицу, силу животворящего креста и книги Ветхого Завета.


С большим посольством в Город прибыла архонтисса росов Хельга, вдова Ингора, женщина хитроумная и дальновидная. Она приняла святое крещение от самого императора Константина под именем Елена. Немало русов обратилось к свету истинной веры, хотя сын Хельги каган Сфендослав оставался язычником. Сфендослав прославился


умением совершать молниеносные походы. Одним таким походом он сокрушил мощь хазарского кагана и разрушил его столицу. Он подчинил власти Киева множество земель и народов.


Многие недовольны были тем, что Роман, сын василевса Константина, выбрал в супруги честолюбивую красавицу Анастасию, дочь трактирщика. Забыли люди, что отец Феодоры, супруги императора Юстиниана, был укротителем зверей в цирке. Приняв звание императрицы, сменила Анастасия свое имя на Феофано. Подобно Феодоре, приобрела она над супругом своим огромную власть. Не был только Роман схож с Юстинианом, не интересовался наукой управления державой, а предавался сластолюбию и недостойным развлечениям. После смерти Константина, сопровождавшейся появлением хвостатой звезды, делами государства вершил евнух Иосиф Вринга, бывший друнгарий флота, невзлюбивший Феофано.


В те годы доместик схол Никифор из славного и богатейшего рода Фок снискал славу как великий полководец, любимый войском и народом. Он был умерен в быту и благочестив, щедро одарял монастыри, под доспехами носил власяницу и часто говорил о желании принять монашеский чин. На огненосных кораблях-дромонах отплыл он в поход на Крит, изгнал оттуда исмаильтян и возвратился с богатой добычей. Вспомнили тогда пророчество о том, что вернувший Крит под власть ромеев станет василевсом.


Феофано родила Роману сыновей Константина и Василия. Правление Романа оказалось недолгим — после четырех лет на престоле и через два дня после рождения дочери Анны Роман скончался. Очередная смута назревала в ромейской державе, и Феофано опасалась за жизнь детей и собственную судьбу. Власть оставалась за Врингой. Он задумал избавиться от Никифора руками двух других славных стратигов — Иоанна Цимисхия и Романа Куркуаса. Он отправил им послание, в котором обещал высокие звания и убеждал силой захватить Никифора, ослепить его и постричь в монахи. Куркуас и Цимисхий отвергли предложение евнуха и сообщили Никифору о его происках.


Они убедили Никифора поднять мятеж и захватить верховную власть. Никифор не желал одеться в багрянец, потому что незадолго до этого потерял супругу и любимого сына. Но стратиги и войско азийских фем провозгласили его василевсом и двинулись к столице. Сопротивления почти не было — Никифор с торжеством вошел в Город и был венчан на царство в храме Божественной Премудрости. Он стал соправителем малолетних сыновей Романа, сохранив им жизнь и право на престол. Вскоре пятидесятилетний воин отступил от привычек монашеской жизни, стал употреблять в еду мясо и вступил в связь с Феофано, сохранившей красоту и коварство, а затем сочетался с нею браком. Иоанн Цимисхий стал доместиком схол Востока.


Народ переменился к Никифору, потому что тот радел только о воинской славе, урезал выдачи членам синклита и увеличивал подати ради нужд войска, особенно усиливая полки тяжеловооруженных всадников-катафрактов. Он даже просил патриарха объявить святыми мучениками всех воинов, павших в сражениях. Близкий Никифору монах Афанасий основал на горе Афон Большой монастырь, положивший начало славе афонских пустынножителей.


Из-за недородов в Городе начался голод, но брат императора Лев продавал хлеб из государственных хранилищ по завышенной цене. Опасаясь покушений, Никифор превратил Большой дворец в крепость. Он продолжал борьбу с агарянами в Сирии, вернул под власть ромеев сто городов и подступил к стенам святого града Антиохии.


Тем временем германский король Отон присвоил себе титул императора латинян и решил породниться с царским родом ромеев, прислав послов просить руки юной принцессы Феофано. Никифор отверг посольство, сочтя недостойным брак багрянородной принцессы с выскочкой-германцем.


На следующий год посол мисян явился в ромейские предела и потребовал дани, которую ромеи платили им уже долгое время. В гневе Фока прогнал посла и вышел в поход против мисян. Он отправил в страну росов патрикия Калокира с пятнадцатью кентинариями золота, чтобы убедить архонта росов Сфендослава напасть на мисян. Войско Сфендослава, только что разгромившее столицу хазарского хакана, состояло из росов, славян, патцинаков и гуннов-мадьяр. Сфендослав молниеносно захватил север страны мисян, но затем был отозван на родину, где патцинаки осадили его столицу.


В праздник Пасхи в Городе произошло столкновение армян и моряков с войском Никифора. Во время ристаний на ипподроме он приказал войску показать потешный бой, но горожане посчитали его знаком к началу резни и пустились в бегство. Многие погибли в образовавшейся свалке.


После того, как великий град Антиохия на Оронте был возвращен под власть ромеев, во время празднования в честь сонма бесплотных сил неизвестный монах вручил Никифору письмо, в котором предсказывалась его смерть на третий месяц после сентября.


Пресытившись страстью престарелого Никифора, Феофано воспылала страстью к красавцу Иоанну Цимисхию, вызвав его опалу. Никифор лишил его звания доместика схол, назначил логофетом дрома и запретил покидать свои владения. Опасаясь за свою жизнь, Цимисхий вместе с влиятельным евнухом Василием устроил заговор.


Ночью десятого декабря Феофано вышла из спальни, оставив двери открытыми. Никифор долго молился, а потом заснул на шкуре барса и пурпурном войлоке. Заговорщики ворвались и зверски зарезали его. Он правил шесть лет и четырех месяца, и было ему пятьдесят семь лет. Цимисхий притворно покаялся перед патриархом Полиевктом, подчинился его требованию сослать убийц Никифора, отправил Феофано на остров Прота и был помазан на царство. Затем он раздал свое состояние горожанам и прокаженным, снискав поддержку жителей Города. Феофано вскоре бежала и пыталась найти убежище в храме Святой Софии, но ее захватили и отправили в далекий и надежно охраняемый монастырь в феме Армениаки, откуда Цимисхий был родом.


Евнух Василий приобрел власть при дворе. В стране и на границах началось недовольство и брожение. В Азии полководец Варда Фока, племянник Никифора и сын Льва, поднял мятеж и провозгласил себя василевсом, войска агарян захватили Антиохию, в Италии германцы перешли в наступление. Калокир, всем обязанный Никифору, подговорил Сфендослава способствовать собственному воцарению.


Сфендослав неожиданно появился в земле мисян, покорил север страны и двинулся на юг. Он сохранил власть за ханом, чем привлек на свою сторону часть боляр. Сопротивление он подавлял жестоко — после взятия Филипополя посадил на кол двадцать тысяч горожан — и горел желанием захватить все владения ромеев в Европе и перенести туда свою столицу. Цимисхий отправил ему послание, в котором просил его удовлетвориться полученным от Калокира золотом и напоминал о судьбе его отца Ингора, из алчности нарушившего клятву и убитого склавинами. В ответ Сфендослав пообещал осадить Город.


Цимисхий отправил на север доместика схол Варду Склира, который под Адрианополем нанес первое поражение войску Сфендослава и заставил его отступить в город Доростол. Цимисхий усмирил восстание Варды, отвоевал Антиохию и умиротворил Италию, выдав принцессу Феофано за сына Оттона. Сам он женился на дочери императора Константина Феодоре. Египетские агаряне хотели отбить Антиохию, но новым походом Цимисхий захватил Алеппо.


Затем он двинулся в поход на север и осадил не ожидавших нападения росов. После кровопролитных сражений росы согласились на мир. Цимисхий встретился со Сфендославом. Тот прибыл в лодке, одетый как простой воин и с одним телохранителем. Голова его была выбрита, за исключением косицы волос.


Говорят, что Цимисхий подкупил патцинаков, которые настигли истощенных воинов Сфендослава в своих степях и перебили их. Из головы Сфендослава предводитель патцинаков сделал чашу.


Цимисхий опять двинулся на Восток, захватив Нисибис, Мартирополь, Баальбек и подошел к священному Иерусалиму. Он увеличил выдачи членам синклита, сделал пожертвование в храм Божественной Мудрости и вернул привилегии церкви. Однако евнух Василий, опасавшийся за себя и судьбу своих племянников, сыновей Романа Василия и Константина, отравил Цимисхия.


Власть перешла к юным Василию и Константину. Евнух Василий вернул Феофано и сослал Варду Склира, назначив его дукой Месопотамии. Недовольный Склир поднял восстание. Его поддержали каппадокийцы и архонт грузин Давид. Василий направил против мятежников Варду Фоку. В сражении близ Амория Варда Фока ранил в единоборстве Склира. Тот бежал в Багдад к халифу Хосрою.


Юный император Василий был прирожденным воином, а его брат Константин предавался увеселениям и охоте. Василий отстранил от дел евнуха и Варду Фоку и отправился в поход против мисян, который окончился небывалым разгромом ромейского войска. Склир опять восстал. Василий вернул Варде Фоке титул и отправил на усмирение Склира. Но на этот раз Фока решил восстать сам и провозгласил себя императором. Склир подчинился ему, но Фока бросил его в темницу и двинулся на Город.


Патриарх призывал народ Города на защиту законных императоров, но войска поддержали мятежника, и Василий обратился за помощью к Владимиру, младшему сыну Сфендослава от рабыни. Владимир унаследовал храбрость отца и расчетливость бабки. Он убил своих братьев и стал единовластным правителем русов, славян и степных турок. По совету своих полководцев и жрецов он установил идолы лжебогов в своей столице на Борисфене.


Константинополю грозил мятежник Фока, и у юного Василия не осталось ни войск, ни союзников. Суровой зимой отправились его послы на север. Непомерной и унизительной была плата — Владимиру пообещали в жены сестру Василия Анну. Но согласился Владимир перейти в веру Христову, крестить народ свой и принять митрополита и клир из греков.


Внял он слову Божьему и был крещен под именем Василия, и отправил шесть тысяч воинов-варангов в помощь императору. В сражении под Авидосом ромеи и росы победили войско мятежника, который неожиданно умер прямо на поле сражения. Народу объявили, что в этом была воля божественного провидения, но многие говорили о подкупленном виночерпии, который подсыпал Фоке яд. Остаток войска возглавил освобожденный из узилища престарелый Склир, но Василий склонил его на свою сторону обещанием высокого чина.


Императоры ромейские ответствуют за свои поступки только перед всемогущим Господом и вольны нарушать обещания во имя высших интересов государства. Как мог, тянул Василий с отправкой сестры на варварский север, слал хитроумно составленные уклончивые грамоты, написанные пурпурными чернилами, пока не захватил Владимир Корсунь и не пригрозил двинуть войска свои на богохранимый Город.


Устрашился Василий, и безутешная Анна отплыла в страну росов. Были с ней попы царьградские и корсунские. По дороге она заболела, и опасались уже за саму жизнь ее, но после долгих молитв снизошло на нее чудесное исцеление.


Явился Владимир в Корсунь, оставив семерых жен своих и тысячу наложниц, чтобы сочетаться браком с принцессой Анной. По возвращению в Киев вывел Владимир народ, богат ли, убог или нищ, и крестил его в Днепре. Стояли в воде одни до шеи, другие по грудь. Порушил Владимир идолищ Перуна и Хорса, Дажьбога и Стрибога, крылатой собаки Семаргла и матери сырой земли Макоши, и крестил он потом Новгород огнем и мечом.


Счастливым оказался брак Анны, родила она Владимиру сыновей Бориса и Глеба. После смерти Владимира началась между многими его сыновьями от прежних жен вражда, и Святополк убил братьев своих, Бориса — копьем, а Глеба — ножом столовым. Ярослав же, княживший в Новгороде, разбил Святополка с его печенежским войском. Другой их брат, Мстислав, убил вождя косогов Редедю и воссел на престол в Тмутаракани, приблизив к себе хазар и яссов, а потом разбил Ярослава и варяжскую дружину Хакона Слепого.

Ярослав и Мстислав поделили земли отца, а через двадцать лет Мстислав умер, не оставив наследника. Стал Ярослав единым правителем и принял титул кагана. Позже потомки прозвали его Мудрым. Сыновей и дочерей своих он сочетал браком с королевскими и княжескими родами Запада. Умер он в тот год, когда патриарх константинопольский Михаил Кируларий и папа римский Лев предали друг друга анафеме из-за спора об опресноках и субботнем посте, положив начало схизме между греками и латинянами. К тому времени бесплодными умерли дочери Василия, пресекся род Македонянина, и трон снова стал игрушкой и причиной гражданских войн. Ромейская держава начала терять с таким трудом отвоеванные земли, и в восточных фемах появились первые турки.


А Борис и Глеб стали почитаться как первые святые земли Русской.


* * *


Андрей Аджамов — писатель, культуролог. Живет в Ташкенте.


ИА \»Фергана.Ру\», 29.05.2003

Новости партнеров

Загрузка...