В Азии очень распространено запускание воздушных бумажных змеев. Дальность и длительность полета, как правило, зависят от того, как человек, запускающий змея, сможет уловить поток ветра.
Данный принцип, как мне кажется, порой пытаются использовать и некоторые политики этого региона мира, держа, как говорится, нос по ветру при проведении своей как внешнеполитической, так и внутриполитической доктрины. В этом можно убедиться хотя бы на примере, связанном с недавней военной операцией сил международной коалиции в Ираке. Многие страны мира сразу же и однозначно поддержали данную военную акцию, другие же выступили с категорическим осуждением применения военной силы против режима Саддама Хусейна. Часть из них так и осталась при своем мнении, даже после того, как стало очевидным, что операция завершилась успехом и был свергнут террористический режим иракского диктатора. Некоторые, но не все.
Возьмем в качестве такого примера Кыргызстан. Накануне начала антитеррористической операции в Ираке министр иностранных дел Кыргызстана А.Айтматов на брифинге в Бишкеке 12 февраля 2003 года, поддерживая мнение антиамериканской коалиции об отказе от применения силы в отношении этой арабской страны, отметил, что официальный Бишкек “высоко оценивает конструктивные подходы России, ФРГ и Франции к решению иракской проблемы мирным путем”.
С началом боевых действий в Ираке в Кыргызстане была развязана неприкрытая кампания осуждения действия военных сил американской коалиции. В частности, послушное руководству Кыргызстана Законодательное собрание Жогорку Кенеша Кыргызстана 24 марта 2003 года делает обращение к президенту и Конгрессу США, парламентариям мира, в котором сообщается, что “депутаты глубоко озабочены возросшей активизацией деструктивных сил, делающих ставку на насильственное навязывание мировому сообществу своего видения путей развития общества”, “США и Великобритания грубо нарушили основной принцип международного права” и т.д.
Когда коалиция стала очевидной, тональность официальных заявлений Бишкека резко изменилась. Так, А.Айтматов на пресс-конференции в Бишкеке 8 апреля с.г. заявил буквально следующее: “США остаются надежным и стратегическим партнером Кыргызстана… Между нашими странами сложился весьма высокий уровень взаимоотношений и доверительный политический диалог”.
Здесь хотелось отметить тот факт, что позиция Кыргызстана по этому и по другим основным вопросам внешней политики, как правило, связана с тактикой лавирования между мировыми центрами силы. В целом, она внешне обусловлена, с одной стороны, стратегическим партнерством с Россией и членством в Договоре о коллективной безопасности, тесным отношением с КНР. Однако, с другой стороны, Кыргызстан стремится и не потерять связей с США.
Понять такую политику “плавающего маятника” не сложно. Кыргызстан, страна с почти 5-миллионным населением, обладает необычайно скудными материально-сырьевыми ресурсами, слабо развитой производственной индустрией и, как бы ни кичилось ее политическое руководство (ссылаясь на неизвестно откуда найденные данные о 2200-летней киргизской государственности), отсутствием собственным богатым культурно-историческим наследием. В условиях свалившейся независимости, страна оказалась неготовой к своему самостоятельному развитию. Попытка проявить себя как самое “передовое демократическое государство Центральной Азии”, возглавляемое “самым независимым и прогрессивным президентом Азии” на деле оказалась самой настоящей фикцией.
Чем же на самом деле обернулась для киргизов так называемая демократия по-киргизски? Прежде всего, уровень жизни в Кыргызстане достиг критически низкого уровня. Достаточно сказать, что среднемесячная пенсия в стране составляет всего 12 долларов. За годы независимого развития практически полностью разрушена система здравоохранения и образования, особенно в сельских районах. При этом безработица в стране достигла около 77 процентов! Практически в стране никто не работает…
Из-за повальной нищеты люди идут на крайние меры, воруют все, что плохо лежит или даже висит… так совсем недавно практически вся Джалалабадская область осталась без света. Причина довольно необычна, для любой другой страны, но не для Кыргызстана. Дело в том, что всего за одну ночь были срезаны электрические тросы на Курнсайской гидроэлектростанции. Практически в это же время в центре Бишкека пропадают бронзовый памятник поэту Джомарту Боконбаеву и красному комиссару Фрунзе. Причина… Цветной металл.
Одновременно в Кыргызстане процветает незаконная торговля горюче-смазочными материалами, контрабандно доставленными в страну из соседних стран. и все это происходит практически при молчаливом согласии правительственных структур.
Внешний долг Кыргызстана достиг астрономической цифры – 2 миллиардов долларов США. Одной только России государство задолжало около 200 миллионов долларов. И естественно, все чаще возникает вопрос, куда делись 2 млрд. долларов внешних кредитов (США, Мирового банка, МВФ, Германии, Японии)?
Зададим еще раз вопрос. Так чем же обернулась для Кыргызстана демократия по-киргизски? По мнению обозревателей, прежде всего приватизацией кланом Акаева всей государственной собственности страны. Остальным кланам досталась мелочь. Как известно, Акаев является уроженцем Кеминского района, из колхоза с символическим названием “Красное знамя”, представителем захудалого племени конокрадов сарыбагыш, что дало возможность последним практически встать у руля власти Кыргызстана.
Еще одна очень немаловажная деталь, характеризующая нынешнюю “демократическую” власть Кыргызстана. Недавно в Кыргызстане был принят закон, гарантирующий действующему и бывшему главе государства и всем членам его семьи (!) судебную неприкосновенность. Согласно данному законодательному акту, нынешний президент никогда не будет привлечен ни к административной, ни к уголовной ответственности за действия, совершенные им в период нахождения у власти. Одновременно нынешний президент, после ухода со своего поста (если, конечно, такое когда-нибудь произойдет!), станет пожизненным членом Совета безопасности.
Но что самое удивительное, согласно принятому закону, — судебная неприкосновенность гарантирована также и двум бывшим руководителям еще советской Киргизии – депутатам Абсамату Масалиеву и Турдакуну Усубалиеву, очевидно, за выдающиеся заслуги в строительстве светлого коммунистического будущего в Кыргызстане.
Согласно новому закону, пенсия экс-президента составит 75% от зарплаты действующего главы государства. Ему также предоставят квартиру и государственную дачу, бесплатное медицинское обслуживание, в пожизненное пользование персональные автомобили представительского класса с водителями. По подсчетам, данные акты милосердия обойдутся киргизским налогоплательщикам в 60 тысяч долларов ежегодно. И это происходит в то время, когда нищенствует практически 80% населения страны, без зарплаты сидят учителя и врачи…
Сегодня руководство Кыргызстана стоит перед сложнейшей проблемой, откуда и как можно получить очередные финансовые пироги. Сказка про “киргизскую демократию” уже вряд ли пройдет. Прошедший недавно референдум, с его явно подтасованными результатами, так называемая земельно-аграрная реформа, когда более или менее крупными собственниками земли стали избранные и наиболее приближенные к президенту люди, когда семейный клан президента становится главным собственником государства, когда под давлением руководства страны закрываются независимые СМИ, в частности, такие популярные в народе, как “Моя столица”, дали возможность всему миру узнать истинное лицо “киргизской демократии”.
В этом случае руководству Кыргызстана не остается ничего другого, как пытаться осуществлять политическое лавирование между международными политическими силами. Отсюда и прыжки то в сторону антиамериканской военной коалиции в Ираке, то затем в противоположную сторону, открытие американской военной базы в “Манасе”, а затем в скором времени — российской базы неподалеку от киргизской столицы.
Сегодня главным принципом киргизских политических руководителей является прежде всего отсутствие каких-либо принципов политики. Отсюда очень явственно проглядывается и цель всех этих непоследовательных, на первый взгляд, шагов руководства Кыргызстана. Угодить и тем и другим, а в результате — получить возможность вливания очередной порции финансовой инъекции для дальнейшего процветания избранных в государстве и дальнейшего обнищания большинства киргизского народа.