Байга по-коммунистически: Владислав КОСАРЕВ и Толен ТОХТАСЫНОВ

Источник: газета \"Свобода слова с Гульжан Ергалиевой\"

Проект заочной полемики на страницах нашей газеты между известными политиками оказался на редкость удачным. Участники пробного забега “Байги” — советник президента РК Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ и независимый политолог Нурбулат МАСАНОВ после бурной газетной дискуссии решили встретиться “лично” в клубе “Политон” и более детально обсудить вопросы внутренней и внешней политики государства. И такая встреча действительно состоялась. Ну а как же оценили предыдущую “Байгу” наши читатели?

Судя по звонкам читателей и комментариям посетителей сайта “Навигатор” (всего более 30 мнений), в заочной полемике между известными политологами большинство голосов (без фальсификаций и подлогов) оказалось на стороне Нурбулата Масанова.

Во втором нашем забеге участвуют лидеры двух существующих компартий секретарь КПК Толен ТОХТАСЫНОВ и председатель КНПК Владислав КОСАРЕВ.

В чем истинные причины раскола некогда могущественной партии? Каковы принципиальные различия между компартиями Казахстана? Интересно-таки узнать, какие еще тайны коммунисты скрывают от трудового народа?

Это покажет наша “БАЙГА”.

Итак, алга, коммунисты!

ВОПРОС: После раскола Компартии в прессе стали поговаривать, что это дело рук верховной власти. В чем истинная причина раскола КПК? Какую роль в политическом разводе сыграл С. Абдильдин?

ТОХТАСЫНОВ: Я не назвал бы это расколом. Скорее всего, это была неудавшаяся попытка властей оттеснить от руководства партии Серикболсына Абдильдина и иметь послушную Коммунистическую партию, что, в принципе, она и обрела в лице КНПК. А если бы попытка им удалась, то все было бы очень “красиво”: управляемые коммунисты стали бы пугалом для Запада и США. Что касается роли Серикболсына Абдильдина, то он уже давно известен как борец с режимом Нурсултана Назарбаева. Президент не может ему простить депутатские запросы по “Казахгейту”.

КОСАРЕВ: Разговор о том, что выход членов ЦК из Компартии Казахстана совершен в угоду власти, начат и до сего дня продолжается Абдильдиным. Ему другого нечего сказать. Не скажет же он, что его покинули близкие товарищи из-за несогласия с ним. Истинная причина размежевания состоит в том, что С.Абдильдин видел своей главной целью на посту первого секретаря ЦК — претендовать на место президента. Он не занимается вопросами строительства партии и укреплением ее связей с народными массами. Высокое общественное положение Секе не избавило его от человеческого несовершенства. Мы могли бы и после этого еще долго и настойчиво работать в ЦК КПК, но Абдильдин решил от нас избавиться. 12 декабря 2003 года он единолично принял в партию Толена Тохтасынова, а на следующий день, вопреки уставу и воли всех членов бюро ЦК, провел его в состав и избрал секретарем ЦК.

С.Абдильдина не поддержали из 5 членов бюро четыре человека и большинство президиума Центральной контрольной комиссии КПК. С уставом и “Положением о Центральном комитете” он не считается. Он твердил, что в партии нужен денежный человек, действуя по правилу: “Когда нельзя, но очень хочется, то можно”. Мало того, спустя 2,5 месяца на очередном пленуме пошел процесс возмездия над членами ЦК, возражавшими против такой формы избрания нового секретаря ЦК. Из состава ЦК исключили Рыбалко Н.А., Сорокина Б.В., Магеррамова М.М. Сам вышел из партии и соответственно из ЦК А.А. Сабиров. Все они имеют определенные заслуги перед партией, а их “вина” состояла лишь в том, что они не поддержали С.Абдильдина на прошлом пленуме. Исключение из партии членов ЦК – вопрос съезда. Он подлежит глубокому изучению. А получилось, что кто-то выкрикнул, что Абдильдин просит голосовать, и тут же без счетной комиссии объявляет результат. Это был не пленум, а какой-то “шабаш”. Убирать неугодных Абдильдин начал давно. Из партии “выперли” Аполимова, Землянова, Бондаренко, Засухина, Желибо, Масленкову. И здесь место лидера партии он видел как возможность политического трамплина и создания бизнеса в форме политических торжищ. Но здесь он просчитался. Мы не позволили ему растворить коммунистическую идеологию в частных корыстных интересах и создать союз с политическими силами, далекими от пролетарских позиций. Мы не дали этого сделать, и время показывает, что мы были правы. Мы сохраняем в чистом виде коммунистические идеалы, пытаемся служить простым людям. Нам пока нет и года, но мы находим признание в народных массах.

ВОПРОС: В чем выражаются принципиальные отличия КНПК от КПК?

КОСАРЕВ: Коммунистическое движение в Казахстане сохраняет приверженность марксизму-ленинизму. КНПК ставит своей главной задачей уберечь комдвижение от постороннего воздействия. Буржуазная идеология стремится показать обществу свою приверженность коммунистическим ценностям, поэтому сближается с КПК. Делается это не во имя изменения общественного строя и установления народовластия, а в целях прихода к власти, опираясь на поддержку народа, испытывающего доверие к коммунистам. Наша главная цель – служить простым людям, опираясь на их доверие, установить в стране подлинное народовластие, изменить общественный строй. Их цель – помочь прийти к власти новым силам, цели которых не предполагают новой общественной формации.

ТОХТАСЫНОВ: Если смотреть на уставы и программы, то различий вроде бы нет. Но если смотреть на дела, то, конечно, разница принципиальнейшая. У КНПК то же лицо, что и у Нурсултана Назарбаева. Он говорит очень хорошо и про демократию, и про свободу средствам массовой информации, и о народе вроде бы печется. КНПК на словах тоже вроде бы находится в оппозиции, а на деле мы видим ее место и какой фланг обороны в системе нынешней власти она занимает. Не зря в прессе КНПК называли коммунистической партией Нурсултана Назарбаева.

ВОПРОС: Есть ли вероятность обратного процесса воссоединения и укрупнения Компартии?

ТОХТАСЫНОВ: Я бы не стал вопрос об укрупнении и воссоединении партии ставить в этом аспекте. Все достаточно просто. Пиши заявление или восстанавливайся, вступай в КПК. Двери нашей Компартии открыты для всех.

КОСАРЕВ: Вероятность объединения коммунистического движения есть и очень высокая. Многие коммунисты КПК понимают, что они оказались в буржуазном болоте и нет никакого сомнения в том, что недалек тот день, когда они сделают шаг на твердую почву подлинного марксистско-ленинского мировоззрения. Это осмысление неизбежно. Когда идет поиск истины, она будет найдена, в этом нет сомнения. Все мы найдем ту ленинскую позицию, которая наиболее приемлема в условиях, когда на базе социализма пытается расположиться капиталистический режим. В спорах, поиске, разнополярности коммунистического свойства стоим не только мы, казахстанские коммунисты. В конце концов все мы будем вместе не только в нашей стране, но и в международном масштабе. К счастью, комдвижения Китая, Кореи, Кубы, Молдовы, Вьетнама нам служат путеводной звездой.

ВОПРОС: Вы оба были депутатами мажилиса парламента прошлого созыва. Как вы прокомментируете общественное мнение, что тот парламент находился в прямой зависимости от президента Назарбаева?

КОСАРЕВ: Такого мнения, что “тот” парламент находился в прямой зависимости от президента Назарбаева, я не разделяю, да его и не слышал в такой форме. Мы насколько могли боролись. Результат этой борьбы – отставка правительства из-за земельного вопроса. Нами отложено рассмотрение проекта закона “Об амнистии в связи с легализацией имущества”. Предложения депутатов-коммунистов по отдельным вопросам собирали до 25-30 голосов. А когда рассматривался размер налога на землю, наши предложения в мажилисе выносились на голосование четыре раза и проходили, но отклонялись в сенате, а затем были приняты и там. Это крупная победа.

Что касается меня лично, то я никогда не был льстив и подобострастен к начальству. На этом стою и стоять буду.

ТОХТАСЫНОВ: Как депутат парламента прошлого созыва могу сказать, что у нас была группа депутатов в составе 10-15 человек, которая пыталась самостоятельно работать. Но в целом, могу сказать, что не только наш, но и другие созывы парламента, начиная с 1995 года, целиком и полностью выполняли волю и указ одного-единственного человека — президента Назарбаева.

ВОПРОС: Если верить критикам режима, то последние парламентские выборы имели символический характер. На самом деле в администрации президента заранее знали, какие кандидатуры и от каких партий станут депутатами. Если так, то почему вас не включили в президентский список? В чем причина вашей непобеды?

ТОХТАСЫНОВ: Говорить о прошедших парламентских выборах, думаю, излишне, наши читатели и так все знают. Не только оппозицию, но и других лояльных по убеждению людей власть “отстреляла” на осенних выборах. Причем списки тех, которых должны были “избрать”, утверждались задолго до выборов и в очень узком кругу высокопоставленных чиновников. Даже областные акимы не смогли отстоять свои кандидатуры. Почему я не оказался в списке, тоже понятно. До выборов пресса писала, что по приказу Нурсултана Назарбаева Серикболсын Абдильдин и Толен Тохтасынов не должны быть в парламенте.

КОСАРЕВ: О последних парламентских выборах наш ЦК заявил буквально следующее: “Общество, униженное нищетой, попросту безропотно делало то, что диктовала власть. Каждый боялся потерять то, что имеет. Такая угроза открыто висела над каждым, а исходила она опять же от власти, от ее ярых слуг – чиновников, состязавшихся в том, кто изощреннее воздействует на людей в интересах намеченной цели”. И далее “… в ходе выборов нового парламента власть понесла огромный урон… Раболепие перед властью не вечно. Оно — явный признак того, что грядут перемены. Власть, видимо, и сама понимает, что так дальше вести себя нельзя. А если не понимает, ей же хуже”. Это было сказано сразу же после выборов в газете “Коммунист Казахстана”.

Согласен с вами, что отбор парламентариев состоялся еще до выборов. А вот посыл “если так, то почему вас не включили в президентский список”, для меня звучит оскорбительно. Будто вы уверены в том, что я имею перед президентом “заслуги” и являюсь его верноподданным. Мое кредо — служить людям, народу, ему я и присягал. И никому другому.

Причина в том, что нас не захотела власть. У нашей партии были высокие результаты по ряду территорий. В Риддере, например, мы набрали 35,4% голосов, в Аксае Западно-Казахстанской области мы заняли второе место после “Отана”. Да и само положение в партийном списке под № 1 давало нам, как минимум, 3% механических “птичек”. Но… увы, так уж было угодно власти.

А что касается “непобеды”, то здесь вы не правы. Мы на выборах широко заявили о себе. В ходе агиткампании мы создавали партию, ее структуры, в этом мы видим успех. Организационно после выборов мы стали сильнее. И в целом мы видим главное в построении стройных колонн партийных рядов и укреплении связей с массами. Без этого нам трудно на что-то рассчитывать. Мы поднимаем наиболее крупные социальные вопросы. Часть из них решается, правда, не от нашего имени, а от власти. Мы побеждаем, приобретая доверие простых людей.

ВОПРОС: Если КНПК И КПК являются идеологическими и политическими соперниками власти, то почему эти партии не объединятся в оппозиционном движении “За справедливый Казахстан”?

ТОХТАСЫНОВ: В блоке “За справедливый Казахстан” собрались именно те, кто желает перемен в обществе, и те, кто желает казахстанскому народу того, чего сам народ заслуживает. А КНПК, как мне видится, это попытка приспособиться к нынешней реальности. Иначе почему бы им не проявить ряд инициатив и не поддержать бы кандидатуру Жармахана Туякбая как кандидата от единой объединенной оппозиции и потребовать от Нурсултана Назарбаева не нарушать Конституцию и не выдвигать свою кандидатуру в очередной раз на пост президента?

КОСАРЕВ: Крайне наивный вопрос. Как уже сказано выше, партии наши не соперники. Мы расходимся с руководством КПК в вопросах внутрипартийного строительства и стратегии борьбы за коммунистические идеалы. Из-за этого мы и не входим в движение “За справедливый Казахстан”. Стакан и бутылка – оба стеклянные, но их не соединить в одно целое.

ВОПРОС: Как вы относитесь к киргизским событиям? Согласны ли вы с мнением международной прессы, что следующим регионом в списке “бархатных революций” станет Казахстан?

КОСАРЕВ: Киргизия – яркий урок тем, кто пренебрегает интересами народа, перестает понимать и разделять его взгляды. Я не берусь быть прорицателем и строить прогнозы.

Что же касается “мнения международной прессы”, то я бы советовал вам не обобщать в мировых масштабах. Разговор о Казахстане возникает в связи с предстоящими президентскими выборами. Хочу и буду делать все, чтобы они были честными, без подкупа, подтасовок и любых форм насилия. Тогда не останется возможности “доголосовывать” на площадях и уличных “тусовках”. Технология \»цветных\» и \»матерчатых\» революций везде одна. Объединяются проигравшие, а точнее не пропущенные избранники, мобилизуют свои штабы, избирателей, получают подпитку и берут свое силой. Это путь крайне рискованный, особенно в нашей многонациональной стране. Чтобы этого не было, надо дать народу возможность голосовать честно и по закону. Наши западные наставники спят и видят, когда возникнут внутренние противоречия и тогда они вмешаются и помогут в обмен на взаимопонимание в будущем. Или еще хуже, доведут до состояния, когда потребуется ввод “голубых касок”. В мире эти приемы проиграны уже десятки раз. У них все готово и к нашим выборам. Дай только повод.

ТОХТАСЫНОВ: Есть такая поговорка, гласящая, что каждый народ достоин своего правителя. А если брать глубже, то главная причина, на мой взгляд, заключается в том, как лидеры этих стран (Украина, Киргизия, Грузия) выстроили систему власти и как построили систему материальных благ для своих граждан. Это авторитарный режим личной власти, основан на манипуляциях и фальсификаций итогов выборов в парламент, это семейно-клановая экономика, где лучшие куски распределены среди своих детей и близких. В Украине это дочь и зять президента Кучмы, в Грузии — дочери и зятья президента Шеварднадзе, в Кыргызстане — братья, сын, дочь и зять Акаева. То же самое и у нас, плюс бездарно отданная иностранцам вся сырьевая отрасль страны.

Все эти режимы до конца пытались применить силовые методы в отношении оппозиции и собственного народа. Что из этого вышло, мы видели. Режим Н.Назарбаева обречен — это для меня совершенно ясно. Как это произойдет? Не исключаю, что в результате \»цветной революции\».

ВОПРОС: Как вы прокомментируете факт покушения на Жармахана Туякбая? В прессе появилась информация, что следующей жертвой станет Абилов…

ТОХТАСЫНОВ: Нападение на Жармахана Туякбая — это грязная афера, задуманная в самых верхах. И как всегда, топорно исполненная в низах. Это попытка напугать и Жармахана Туякбая, и всех нас. Не исключаю и ареста Булата Абилова, так как с точки зрения астанинских политтехнологов — это единственный способ заставить его замолчать. Но запугать народ и его настоящих лидеров уже невозможно. Лимит страха не безграничен. Бездумным исполнителям воли Н.Назарбаева советую подумать о своем будущем и будущем своих детей. Назарбаев до сих пор ни разу не участвовал в действительно конкурентных выборах. Мысль о том, что у него могут быть реальные соперники на выборах, его просто ужасает. Поэтому покушение на Жармахана Туякбая и то, что может случиться с Булатом Абиловым, и суд над Заманбеком Нуркадиловым — это целенаправленные попытки отсеять неугодных ему соперников на президентских выборах.

КОСАРЕВ: Покушение на Жармахана Айтбаевича расцениваю как акт вандализма, политического бескультурья. У тех сил, которые прибегают к таким приемам, в политике нет будущего. Этот акт вызвал протест во всем обществе, и вряд ли его посмеют повторить. Булат Мукишевич может быть спокоен. Террор в политике – признак агонии.

ВОПРОС: В какой степени ваша партия будет принимать участие в предстоящих президентских выборах? Какого кандидата вы выдвинете?

КОСАРЕВ: Мы намерены рассмотреть тактику нашей партии на съезде. Изучаем мнение народа и о кандидатуре тоже думаем.

ТОХТАСЫНОВ: Мы свое отношение к предстоящим президентским выборам уже высказали на прошедшем ХХХ съезде партии, который состоялся в июне прошлого года, а также на последующих пленумах. Мы будем принимать участие в выборах в составе блока “За справедливый Казахстан”, где однозначно поддержим кандидатуру Жармахана Туякбая. Как только официально будут объявлены президентские выборы, мы проведем съезд партии и утвердим кандидатуру Ж.Туякбая — кандидата от единой объединенной оппозиции.

ВОПРОС: Как вы оцениваете шансы Жармахана Туякбая и Нурсултана Назарбаева?

ТОХТАСЫНОВ: Я думаю, что шансы Жармахана Туякбая гораздо выше, чем у Нурсултана Назарбаева. Рейтинги у нынешнего главы государства “дутые”. Только административный ресурс, только фальсификации, очередные манипуляции могут дать шанс Назарбаеву в очередной раз стать президентом. Я уверен, что Жармахан Туякбай, как кандидат от объединенной оппозиции, имеет все шансы выиграть на предстоящих выборах.

КОСАРЕВ: Говорить о шансах нашего экс-председателя мажилиса и нынешнего президента как о претендентах не берусь, поскольку никто из них еще не назван кандидатом в президенты. Не хочу подталкивать события и вам не советую. Здесь неожиданно для себя можно оказать “медвежью услугу”. Могу сказать свое мнение просто о личностях.

Ж. Туякбай – зрелый, смелый, выдержанный, чуткий политик и имеет свою жизненную позицию, не чуждую интересам страны. Н.Назарбаев имеет большие заслуги перед страной, широко признан его международный авторитет. Бессменное пребывание на посту главы государства рассматривается как с положительных, так и с критических позиций. На весах и жизнь народа, и соблюдение законности в стране, и, прежде всего, Конституция Республики Казахстан, гарантом которой он является. Придут выборы, будут названы кандидаты, тогда и поговорим об их соответствии должности главы государства. Время дает шанс каждому задолго до выборов всесторонне себя проявить.

РУКОПОЖАТИЕ СОПЕРНИКОВ

Владислав КОСАРЕВ, председатель Коммунистической народной партии Казахстана: Жаль, что Серикболсын Абдильдаевич не осмелился на наш газетный диалог. Как и всегда, хитрый лис подставил другого. Видимо, боится “прокола”.

К Толену, как и прежде, испытываю уважение. Наши товарищеские отношения могли продолжаться и крепнуть, если бы его фигура не была разыграна в политическом бизнесе. Желаю вам, Толен Мухамедиевич, прежней стойкости, политического чутья, выдержки, самоанализа, а главное – не путать политику с бизнесом, это далеко не одно и то же. В политике ценится чистота помыслов, убеждения, верность человеческим идеалам, а в бизнесе – другие достоинства, которыми вы сполна обладаете. Крепкого вам здоровья и личного счастья.

Толен ТОХТАСЫНОВ, секретарь ЦК Коммунистической партии Казахстана: До создания Владиславом Борисовичем КНПК мы достаточно тесно с ним общались. Я уважал его как смелого политика и просто как человека. Мне очень жаль, что позднее с ним произошла такая метаморфоза. Его пример наглядно демонстрирует то, что может произойти с любым человеком под прессом безжалостной государственной машины. Несмотря на возраст, я пожелал бы Владиславу Борисовичу быстрее “повзрослеть” и подумать о будущем: как о своем собственном, так и нашей страны и нашего народа, частичкой которого мы все являемся.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Уважаемые поклонники “Байги”, еще раз напоминаем вам, что исход каждой встречи предоставляется определить вам. Для этого просим вас назвать понравившегося участника каждой “Байги”, он же и будет считаться победителем. Все решит принцип большинства симпатий.

Вы можете звонить по телефонам: (3272) 50-46-38, 50-46-39 или написать по электронному адресу sslova@list.ru.

Кроме того, наш проект “Байгу” любезно согласился публиковать “Навигатор” (www.navi.kz.), в котором вы также можете высказать свое мнение по результатам заочной полемики.

“БАЙГУ” провела Дилярам АРКИН

\»Свобода слова с Гульжан Ергалиевой\», 27.04.05г.