Аккурат в день 89-летия Великой Октябрьской социалистической революции в соседнем Кыргызстане прямо-таки назрела классическая предреволюционная ситуация. Как писали еще классики марксизма-ленинизма: верхи не могут, а низы не хотят.
Несмотря на то, что, на момент написания материала объявлено о фактическом хэппи-энде, с повестки дня не сходит вопрос: “В чем же уроки кыргызских событий?”.
Их несколько.
“Трайбализм и местничество – не орудие демократов”.
Всем известна почти патовая ситуация, связанная с так называемыми “северным” и “южным” факторами внутриполитического расклада у соседей. Оттуда и тандем Бакиев-Кулов, оттуда и компромиссы, иногда нелогичные и взаимоисключающие. К тому же искусственно созданные тандемы, как правило, могут оказаться неустойчивыми.
Ярковыраженный региональный характер вышедших на площадь людей – тоже следствие этой специфической особенности. Региональное лидерство не всегда есть гарантия национального лидерства. Отсюда и следующий урок:
“Власть толпы – не есть власть народа”.
Не хочу все утрировать, но, в конце концов, может дойти до абсурда: сменяя друг друга, будут выходить на площадь родственники и земляки противоборствующих политиков и требовать очередной смены власти. И так может продолжаться до бесконечности.
Дискредитируется сама идея подобной формы волеизъявления населения (которая, кстати, имеет право на жизнь). К сожалению, у соседей она принимает гротескный характер. Охлократия не есть подлинная демократия.
Между митингующими (за и против тандема) завязалась потасовка, была слышна стрельба! Возможность потенциальных жертв ставит важнейший моральный вопрос: “За что могут пострадать простые люди? За правое ли дело? Или – “паны дерутся, а у холопов чубы трещат?”.
Я за то, чтобы выходить на площадь за идею, но только не за родичей, которые подобным клановым асаром или хотят остаться у власти, или желают ее приобрести.
И, наконец, “Не всякая революция – благо!”.
Да, да, именно так я, профессиональный оппозиционер, вынужден констатировать на исходе полуторагодового правления постакаевской власти.
А какие были ожидания и перспективы! Какие строились планы по облагораживанию облика и содержания дискредитировавшей себя ранее власти!
Беспощадно бичуя “семейный” вариант правления и на ее волне одержав победу, новая власть на практике поступила с точностью до наоборот. Казахи в таких случаях говорят: “Поступай, как говорит мулла, но не поступай так, как он”.
Не понаслышке знаем об условиях “делания” бизнеса в этой стране, когда все решается через ближайших родственников действующего президента (хотя не исключаю, что это сгущение красок может оказаться банальным антибакиевским пиаром).
Понятно, что в прошлом году не были до конца отрегулированы и вопросы конституционной реформы, в первую очередь, разделения ветвей власти.
А ведь ларчик открывался просто: если бы новая власть пришла и изменила законы в сторону дальнейшей демократизации общества, где все наболевшие вопросы жизни общества решались цивилизованным путем, не получили бы братья-кыргызы семью Бакиева вместо семьи Акаева. Вот уж действительно: от перестановки места букв в фамилиях президентов ситуация не меняется! Не получили бы и ноябрьские события!
Смена плохой власти не есть автоматическое условие формирования хорошей власти.
В эти минуты в Бишкеке принято важнейшее решение о компромиссе. Хотя беспокоит одно обстоятельство — за ночь, как стихи поменявшего объект своего вожделения юного поэта, переписывается важнейший документ — Конституция страны! (хотя все знают, что спешка нужна только при ловле блох).
О каком качестве Основного закона можно говорить в подобной ситуации? Ведь такого рода судьбоносные решения не должны приниматься поспешно, без ведома общественности и широкого обсуждения. Будет ли он совершенен и не станет ли столь экстренно подготовленный документ миной замедленного действия? Будут ли там гарантии цивилизованных отношений между властью и оппозицией?
И что мешало новой власти адекватно среагировать на складывающуюся ситуацию в стране намного раньше и не спеша внести коррективы в действующую Конституцию? Принять превентивные меры, и, тем самым, предотвратить ноябрьское напряжение?
Что ж, на постсоветском пространстве еще одна страна наступает на те же самые грабли советского производства.
И наша страна, у которой на носу неизбежные политические кампании, тоже должна подумать об этом сельскохозяйственном инвентаре.
А то, как же быть с поговоркой, которую власть при удобном случае любит повторять — “казахи и кыргызы – братья”, дескать, мы не чужие, и проблемы наши не чужды.
Или это не совсем удобный случай для нашей власти?
Амиржан Косанов, который рос в ауле, и не понаслышке знает, что такое грабли
“Тасжарган” № 21 (21) от 9 ноября 2006 г.