В прошлую субботу развлекательный комплекс “Кардинал” в южной столице нашей Родины стал самым-самым демократическим местом на всей казахстанской земле. В стенах увеселительного заведения был устроен той в честь 5-летнего юбилея ДВК. Несмотря на то, что пьянящий “кумыс” тек журчащим ручьем, многие стойкие батыры скромно цедили “белое” из одного бокала на протяжении всего действа…
![]() |
|
…Взору пожаловавших гостей уже на подступах к “ристалищу” открывалась чудесная картина: со вкусом убранные белоснежными скатертями “дастарханы” с всевозможными яствами звали и манили демократическую общественность развеять все тяготы непростого пятилетия. Правда, бросилось в глаза отсутствие “горилки” и бешбармака – национальных казахстанских блюд. На чьих-то лицах я прочитал легкое беспокойство. Но недоразумение скоро разрешилось: не в том смысле, что их все-таки подали – нет, увы, просто принимать пищу гости должны были стоя. Шведский стол – будь он не ладен – приобретенная на “загнивающем” Западе привычка наших либералов, не предполагает употребления внутрь чего-то особенно тяжелого и так не стыкуется с нашим казахским менталитетом пить и кушать, прочно упираясь пятой точкой во что-нибудь надежное.
Но вначале гости проследовали чуть в сторону от “самобранок”, к фотовыставке, посвященной историческим событиям образования и преследования “Демвыбора”. Перед глазами сотен гостей промелькнули отцы-основатели ДВК, в том еще не совсем сломленном виде. По-детски изумленное и чуть-чуть грустное лицо Мухтара Аблязова в поселке Державинка, собака с отрубленной или отрезанной головой под окном редакции, Галымжан в окне посольства, Галымжан в Кушмуруне, толпы полицейских, колонны демонстрантов, хлипкие попытки “майдана” и т.д. и т.п.
![]() |
|
Эх, какие были времена! И где теперь Мухтар Кабулович?! В Астане… пожимает морщинистую ладонь стареющего президента на очередном форуме финансистов?! А ведь тогда кому-то могло почудиться, что вот она – демократия, пусть и экономически жестко спровоцированная, возьмет верх. Да что уж Мухтар Кабулович, не было видно на празднике и Нуржана Субханбердина, не пришел и конструктивный Алихан Байменов. Конечно, люди каждого из перечисленных субъектов присутствовали на “тусовке”, вступали друг с другом в контакт, даже пили друг с другом хмельной “эль”, но как же извечное: “автора, автора!”…
Забавно, но свято место пусто не бывает. Неожиданно для себя заметил в рядах – чуть погодя сомкнувшихся вокруг столов – Тагира Сисимбаева, Уалихана Кайсарова, да и явление пред очи демократов кандидата №5 на прошлых выборах главы государства, эколога Мэлса Елеусизова, невзирая на то, что он “веселый и душа компании”, было не вполне прогнозируемо.
После просмотра фотосессии, организаторы попросили всех собравшихся придвинуться к столам и заслушать основных докладчиков вечера. На импровизированной сцене появились некоторые из тех, кто стоял у истоков “Демвыбора”: Галымжан Жакиянов, Булат Абилов, Ораз Жандосов, Толен Тохтасынов, Зауреш Батталова… По-моему, назвал всех. Жаннат Ертлесовой не было. Нынешний руководитель правопреемницы ДВК Народной партии “Алга!” Асылбек Кожахметов на сцену не поднялся. А может, его просто не пригласили, иначе, почему он так горько склонил голову и тихонько стоял в сторонке в окружении соратников.
Даже тогда, когда Асылбек Базарбаевич – легкий и прыткий – вспорхнул на сцену в самый разгар “сабантуя” и достал из “широких штанин” колоссальных размеров бутылку шампанского, его глаза излучали меланхолию. Лишь однажды, если не ошибаюсь, он радостно вскинул голову и немножечко улыбнулся краешками губ. В тот момент убеленный сединами аксакал Серикболсын Абдильдин со сцены выражал признательность деятельности партии “Алга!” и особенно – председателю президиума ее политсовета. Действительно, похвала была заслуженной и касалась организации “Алгой” различных акций в период заключения Галымжана Жакиянова, в том числе знаменитых пеших маршей в Кушмурун.
Остальную же гвардию политиков Серикболсын Абдильдаевич пристыдил, но сделал это по-китайски: тонко, мудро, поучительно и в то же время “под дых”. Он поведал гостям и виновникам торжества притчу об одном китайском князе, который, договариваясь с Богом о процветании своих земель, обмолвился о том, что для этого ему необходимы три вещи: армия, продовольствие и вера. Когда же небожитель повелел ему из них оставить только одну, князь выбрал веру. Так вот, следуя за восточной мудростью почтенного коммуниста, многим учредителям “Демократического выбора” в те горячие дни не хватило этой самой веры. Пришло время засутулиться Булату Абилову и Оразу Жандосову, тогда как стоящих рядом со мной “байменовцев”, как ветром сдуло. Наверное, они вовремя ушли на перекур. Между тем, глаза некоторых активистов “Алги!” в окружении главы партии и сочувствующей им журналистов начали фосфоресцировать.
Впрочем, о любви друг к другу, взаимной терпимости и уважении, несмотря ни на какие внутренние разногласия, еще раз напомнил Ораз Жандосов, сказавший, что демократическое движение отличается от власти тем, что это не пирамида, где каждый этаж пронумерован. “Оппозиция – открытая площадка, на которой не бывает тесно и, если кто-то по разным причинам отходит в сторону или вообще выходит вон, пусть не кидает вслед своим вчерашним соратникам камни и не рассказывает того, чего не было”.
В свою очередь, Галымжан Жакиянов торжественно констатировал, что “Демвыбор” оказался продолжателем традиций более ранних проектов, наподобие Форума демократических сил, Республиканской народной партии Казахстана, партии “Азамат”, Компартии, “Азата” и других. Но и на это в багаже Серикболсына-ага нашелся хлесткий, как айтыс жырау, аргумент. Обведя публику величественным взглядом, Серикболсын Абдильдаевич изрек, что ДВК по количеству сторонников, политическому авторитету и ВЕРЕ в нее превзошла всех своих предшественников. Но как только “Демвыбор” стал раскалываться и рассыпаться, как курт под ударами молота президентской администрации, поддержка ДВК в народе начала резко уменьшаться. Из чего кандидат в президенты 1999 года от КПК сделал вывод о необходимости идти в борьбе с общим злом до конца. Многие из слушателей одобрительно закивали головами.
Тем временем неумолимо приближалось главное. Амиржан Косанов эмоционально декламировал казахские стихи. До него успел выступить Булат Абилов, который, в присущей ему футбольной манере изъясняться, заявил, что хоть и в первом тайме власть нас и затаскала по полю, во втором мы должны показать динамичную и высококлассную игру. В его речи также прослеживались мотивы пущей консолидации: он напомнил об убийствах Заманбека и Алтынбека, о вынужденной эмиграции Акежана Кажегельдина и, поздравив всех с праздником, особо выделил несколько имен, в том числе: зам. главного редактора “Республики” Галины Дырдиной и моего земляка, крутого профсоюзного деятеля минувших лет Павла Шумкина. Первую помню только в компании с заместителем Кожахметова по “Алге” Бахыт Туменовой, что символично. Второй же пользовался расположением Булата Абилова, который уже в ходе “пира” пригласил Павла Александровича к микрофону. Тот хоть и не ожидал такого поворота событий, в грязь лицом не ударил.
“Разглядывая происходящее с точки зрения нулевой волны, которая родилась еще при империи, хочу сказать, что рад видеть людей, разделяющих позиции и взгляды свободомыслия и демократии, — провозгласил он. – Не все так, как мечталось, а во многом и уродливо, но в целом нам некуда деваться, как пасте, выдавленной из тюбика.
И я знаю, что так называющие себя демократические партии осознают, в конце концов, первейшую необходимость существования в стране института профсоюзов и кинуться наперегонки помогать в их рождении.. И при этом не будут затачивать их под себя (профсоюз для выбора \»Алги\», \»Ак Жола\» и пр.), а понимать, что без демократической атмосферы, созданной всеми слоями общества, не будет и того, о чем они втайне мечтают…”.
Среди трибунов замечены были и социал-демократ новой волны Жармахан Туякбай с лидером движения пенсионеров “Поколение” Ириной Савостиной. Но в сознание врезался спич Толена Тохтасынова, который произнес:
“За прошедшие пять лет демократическая оппозиция, наше общество в целом потеряло ряд выдающихся лиц. Я хотел бы напомнить имена этих лиц: это Аркен Уваков, Асхат Шарипжанов, Батырхан Даримбет, Заманбек Нуркадилов, Алтынбек Сарсенбайулы, Оксана Никитина, Василий Журавлев, Бауыржан Байбосын, Нурбулат Масанов и многие-многие другие. Эти люди оставили большой след в истории нового Казахстана. Мы уверены, что имена этих людей будут вписаны золотыми буквами в историю современного Казахстана”.
![]() |
|
Ну а потом занавес поднялся или, наоборот, упал. Мне отчетливо запомнилась большая бутылка от “Алги”. Я все норовил испить из этого драгоценного кубка, но по какому-то злому умыслу иль коварному проведению чаша сия упорно миновала край нашего стола. Все чаще она стремилась туда, где мне мерещились адепты великой империи “ТуранАлема”. Однако и мое терпение было вознаграждено. В конце концов, волшебный сосуд оказался под рукой, и, казалось бы, заструилось золотистое шампанское в желанный бокал. Но, не наполнив и четверти сосуда, искристая жидкость кончилась. В этом я усмотрел дурной знак и с подозрительностью покосился на ехидно подмигивающего мне с этикетки председателя совета директоров БТА.