“Тот, кто не разбирается ни в чем,
может взяться за что угодно”.
Станислав Ежи Лец
Демократическая общественность пришла к консенсусу по вопросу заявки Казахстана на председательствование в ОБСЕ. К международной организации обратились с просьбой перенести заявку Астаны на 2011 год, а до рассмотрения вопроса на Совете министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ в конце 2008 года потребовать от Ак Орды предпринять реальные шаги по демократизации.
На круглом столе в гостинице “Анкара” прозвучал достаточно широкий спектр мнений относительно председательствования Казахстана в ОБСЕ – 2009.
Сначала правозащитник Евгений Жовтис ввел собравшихся (многие из них уже собирались в прошлом году по этому же вопросу) в курс дела. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе появилась в соответствии с Хельсинкским актом от 1 августа 1975 года. Идея председателя ОБСЕ зафиксирована в Парижской хартии 1990 года. От Германии в 1991 году до Испании в настоящее время (в 2008 году будет Финляндия) к странам-председателям трудно предъявить претензии в плане гражданских свобод и прав человека.
“Нынешняя политика тоже является субъектом рынка”, — заметил лидер коммунистов Серикболсын Абдильдин. Далее он продолжил: “Назарбаев ведет свою политику не в интересах Казахстана, а в собственных. Он одурачивает всех, объявляя, что Казахстан имеет прекрасную экономику, а его народ живет лучше остальных”.
“Казахстан является воровским государством. Входить с таким лицом на председательствование в ОБСЕ было бы очередным позором”, — подытожил председатель Коммунистической партии.
Жармахан Туякбай, лидер ОСДП, обратил внимание на сложность проблемы, где смешались интересы страны, власти и общества, вопросы авторитета и патриотизма. Если Астана станет председателем, то мировое сообщество признает действующий политический режим. С другой стороны такой пост означает пусть формальное, но признание Казахстана страной, соответствующей требованиям европейской цивилизации.
Он предложил рассмотреть вариант переноса председательствования на 2011 год. Дать шанс власти сделать что-нибудь реальное в плане демократизации страны. “Полный отказ Казахстану в надежде быть председателем ОБСЕ не выгоден ни нам, ни обществу”, — подчеркнул г-н Туякбай.
Прошлогодний итоговый документ был принят участниками круглого стола за основу. Но чтобы отразить динамику, Тулеген Жукеев, лидер партии “Нагыз ак Жол”, предложил добавить в число условий для Астаны и такое: “Провести выборы в Мажилис не позднее октября 2008 года”.
Розлана Таукина, председатель фонда “Журналисты в беде”, акцентировала такой момент, что “стандарты ОБСЕ вполне реалистичны”. “Страна-руководитель должна быть искренним приверженцем этих требований, — считает она. – Казахстан является демократической страной лишь декларативно. Он не имеет права на председательствование в ОБСЕ”.
Представитель руководства незарегистрированной партии “Алга!” Марат Жанузаков высказался по этому поводу так: “Казахстан не созрел, другое дело, что власти надо дать шанс”.
Сейдахмет Куттыкадам, главный редактор журнала “Мысль” придерживается мнения, что власти создали очень нехорошую ситуацию, когда любое решение влечет проблемы как для страны, так и для ОБСЕ. “Самый лучший выход для власти – снять свое предложение о председательствовании”, — предложил он.
“Мы за то, чтобы Казахстан возглавлял, но для этого лучший вариант, чтобы он демократизировался”, — сформулировал идеальную схему Петр Своик, общественный деятель. Пока же “удивительно быстро усугубляется экономическая ситуация, а парламента нет, альтернатив нет”. “Лучше заявку снять, но мы же реалисты, поэтому как компромиссный вариант – 2011 год”, — так видится ситуация ему.
Общественный деятель Жасарал Куанышалин политические кульбиты вокруг ОБСЕ считает игрой, поскольку “режим личной власти заинтересован в том, чтобы как-то проявляться на международной арене”. “Назарбаев сам верит в председательство? Думается, что нет, он же не глупый. Мы “благополучно” идем вспять: вместо шажков вперед катимся назад, — заметил он. – Лично я не вижу никакого смысла в подвижке на 2011 год, в этом опять будет подыгрывание”.
Евгений Жовтис полагает, что у многих стран-членов ОБСЕ подход к председательству Казахстана – “не заслужил, но должен получить”. Потому что в случае отказа Астана еще больше сближается с главными участниками ШОС и отдаляется от европейского вектора. Однако за год Казахстан не выполнил ни одного условия по 2009 году. “Выборы в парламент, поправки в Конституцию для меня этот вопрос закрыли”. Правозащитник не против 2011 года, но здесь критически важны условия: “2011 год и очень четкие условия”.
“Отказаться от заявки для Астаны было бы честно, но у нас власть не знает, что такое честность”, — анализирует проблему политик Асылбек Кожахметов.
Гульжан Ергалиева, главный редактор газеты “Свобода слова”, согласилась с предыдущими выступающими, что за прошедший год все стало хуже. “Реальных рецептов противодействия этой тревожной тенденции нет. Аргументацию власти мы понимаем, а что делать нам?” — задалась она вопросом. Хочется иметь хотя бы призрачную надежду, что ситуация с председательством хоть чуть-чуть изменит положение дел к лучшему.
Лидер “Нагыз Ак Жол” Булат Абилов считает, что “лучше оставить дверь приоткрытой и поставить 2011 год”. Но без условий председательствования в 2011 году Ак Орде не давать. Среди условий – честные парламентские выборы, регистрация партий, свобода митингов и собраний и т. п.
Журналист Сергей Дуванов не разделяет подход “а вдруг власть одумается (2011 год)”. “Власть удавится, но митинги не разрешит, телевидение не отдаст. Я еще понимаю, если бы она за этот год что-то сделала, но ведь ничего хорошего не было”, — подчеркнул он.
“Мы обсуждаем поведение второгодника-пэтэушника на заседании педсовета, тянем его за уши”, — так оценивает происходящее Галымжан Жакиянов, общественный деятель. “Началось с амбиций руководства, а мы увидели в этом шанс для улучшения ситуации”, — заметил он. Когда г-н Жакиянов предложил “дадим Казахстану еще один шанс”, из зала последовала реплика “последний”.
Когда итоговый текст согласовали, Булат Абилов заявил протест относительно того, что на круглом столе демократической общественности оказался Адиль Тойганбаев, зять экс-президента Кыргызстана. “Я знаю людей, которые потеряли бизнес и здоровье от его действий – это были мои партнеры. Это все равно, что Рахат Алиев будет сидеть с австрийскими или кыргызскими демократами и подписывать различные обращения”.
Галымжан Жакиянов предложил оставить рассмотрение данного вопроса на тот период, когда в регионе появится реальное правосудие и “мы определимся – кто есть кто”. Тем не менее, последней фразой Булата Абилова была такая: “Это преступник! И я не откажусь от своих слов”.