Итак, вчера сенат парламента 42 голосами депутатов во втором чтении принял закон о первом Президенте Республики Казахстан – лидере нации.
Предлагая законопроект сенаторам, мажилисмен и один из авторов инициативы Розакул Халмурадов подчеркнул историческую роль Нурсултана Назарбаева в создании казахской государственности. “В Конституции говорится, что он является одним из основателей казахской государственности. А он не один из. Он — основатель государства. Присвоение статуса первого президента-лидера нации позволит обеспечить гарантию незыблемости особого казахстанского пути развития”, говорил он.
Без лишних вопросов к стоявшему на трибуне мажилисмену, сенаторы сразу перешли к обсуждению законопроекта.
Впрочем, как такового обсуждения законопроекта не было. Все немногочисленные депутаты верхней палаты говорили о том же, что и Розакул Халмурадов. Вспомнили развал Советского Союза, когда остановились фабрики и заводы и народ оказался без средств к существованию; историческое решение президента Назарбаева о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, чтобы ядерное оружие не стало дубинкой устрашения; говорили о том, что “страна, жившая при тоталитарном режиме, даже не имевшая представления ни о рыночной экономике, ни о демократическом обществе, которой многие отказывали в перспективах развития, достигла впечатляющих успехов под руководством мудрого политика Нурсултана Назарбаева”.
Сенатор Орынбай Рахманбердиев отметил также, что “весь мир знает Нурсултана Назарбаева как великого реформатора и лидера нации”, а его коллега Александр Савченко – что “Нурсултан Абишевич преподал мастер-класс воспитания казахстанского патриотизма”.
По мнению экс-министра внутренних дел РК, а ныне сенатора Бауржана Мухамеджанова, вносимые изменения и дополнения в конституционные законы и законодательные акты в связи с определением политико-правового статуса первого президента-лидера нации “полностью соответствуют Конституции и действующему законодательству”.
По окончании пленарного заседания сената удалось взять блиц-интервью у некоторых депутатов. В частности, “Зону.кз” интересовало, почему закон принят с такой поспешностью? Ведь 5 мая депутаты мажилиса поручили соответствующему комитету нижней палаты подготовить заключение к 26 июня.
Анатолий Башмаков:
— А что вас смущает? Законопроект принимается демократично высшим органом законодательной власти. Методом голосования. Это признак демократичности. У нас обычно и год может быть, и полтора года. Это нормальная процедура. Никакого нарушения регламента абсолютно нет.
— Меня лично смущает, что закон о ветеранах принимается более 10 лет, не принят до сих пор. А тут такая оперативность.
— Ну, тут тоже вопросы есть определенные. А тут никакого нарушения нет.
Тасбай Симамбаев:
— Я думаю, поспешности нет, все в рамках регламента. Это давно назревший вопрос. Пожелания наших избирателей. Нурсултан Абишевич является истинным лидером нации.
— А пожелания избирателей вы как-то изучали? Почему бы не провести общенациональный референдум?
— Мы постоянно встречаемся с избирателями. Вот сейчас еще на 10 дней выезжаем. Все говорит, что они нас поддерживают.
— Ататюрк, Вашингтон, Ганди, Дэн Сяопин – признанные лидеры без всяких регалий и титулов. Они служили народу и отечеству бескорыстно.
— Нет, у них тоже были приняты такие законодательные акты. Есть законы, вы полистайте. И Ататюрк, и Рузвельт, и Сяопин – мы анализировали этот вопрос. Вообще-то, такие законопроекты – о лидерах – во многих странах есть.
— В законопроекте говорится, что необходимо все вопросы внутренней и внешней политики согласовывать с президентом. Но есть Конституция. В конце концов, закон о первом президенте, где все четко расписано.
— Раньше была не четкая формулировка. Сейчас очень четко.
— Назовите мне грань: где четко, а где не четко, Какие статьи Конституции и закона о первом президенте не четкие?
— Были расплывчатые формулировки. Всем президентам дается правомочие, чтобы они обладали правом решения этих вопросов.
— В законопроекте говорится о неприкосновенности имущества не только президента, но и проживающих с ним членов семьи.
— Такая практика во многих странах есть. Это такое правовое поле, которое мы не перешагнули. Члены семьи не обладают неприкосновенностью. Они отвечают перед законом. Речь идет только о президенте – лидере нации.
Куаныш Султанов:
— Это закон о государственном строительстве. Это не только касается личности президента, хотя называется закон о первом президенте. Как показала практика за эти 20 лет нашего государственного строительства, деятельность первого президента тесно связана со строительством нашей государственности. Поэтому мы принимаем закон о качественном улучшении нашего правового поля. Принимая нашу государственность, мы приняли закон о наших государственных символах, уважительного отношения к государственным символам, государственным институтам. И в этом плане сегодняшние изменения качественно улучшают правовую возможность, улучшают нашу государственную культуру.
— Лидер нации, кажется, — все-таки понятие более общественное. Скажем, лидер партии.
— В целом это в мировой практике применяется. Если вы помните, когда президент был в Турции, президент Турции назвал нашего президента лидером всего тюркского мира. Это признание его личных заслуг. Поэтому сегодняшний закон предполагает расширение государственной культуры, расширение понятия об уважении к государственному строительству, государственным структурам, нашим государственным символам.
***
К сожалению, не удалось получить комментарии у сенатора и лидера Партии Патриотов Гани Касымова. Сославшись на свое непременное участие а работе какого-то совещания, Гани Есенгельдинович поспешно скрылся от журналистов за дверью лифта.
***
© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена