«Специально никто и ничего не хочет ухудшать. Оно само собой как-то так получается. Государственное управление в стране давно перешло в состояние чистой энергии. Ощутить или почувствовать ее уже невозможно…»

Сетевой Казахстан. 18 августа 2011г.

AZATTYQ.ORG. в публикации «Собирается ли Россия вновь присоединить к себе Казахстан?» говорится: «Стремится ли Кремль присоединить к себе Украину и Беларусь? Для чего проведен опрос, по итогам которого почти треть опрошенных россиян высказалась за объединение с Казахстаном? Об этом говорят участники круглого стола радио Азаттык.

В начале августа на встрече с активистами прокремлевского молодежного движения “Наши” премьер-министр России Владимир Путин высказался за объединение России и Беларуси. В Минске негативно оценили слова Владимира Путина.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, согласно результатам которого, 27 процентов россиян будто бы желают объединения России и Казахстана. Но желают ли другие страны, в частности Казахстан, объединения с Россией? Что стоит за призывами Кремля о возможном объединении с некоторыми бывшими союзными республиками?

Эти и другие вопросы радио Азаттык обсудит на своем круглом столе. В нем принимают участие: Олег Соскин – украинский политолог, директор Института трансформации общества, профессор Национальной академии управления (Киев); Юрий Дракохруст – обозреватель Белорусской редакции Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода” (Прага); Андрей Грозин – директор отдела по Центральной Азии Института СНГ в Москве; Александр Князев – координатор региональных программ Института востоковедения Российской академии наук со штаб-квартирой в Алматы, а также Серик Бейсенбаев – аналитик Центра социальных и политических исследований “Стратегия” (Алматы)».

Султан-Хан АККУЛЫУЛЫ беседует с бывшим президентом Украины Леонидом КРАВЧУКОМ — «Назарбаев вряд ли мог бы стать премьер-министром СССР«.

«- Господин Кравчук, как вел себя президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время путча 19–21 августа 1991 года, и как вы, и другие воспринимали его поведение?

– Я думаю, он вел себя достойно, как серьезный, взвешенный политик, как казах, который защищает национальные стратегические интересы своего народа, своей страны. Я с ним общался в эти дни. Он понимал, что в Москве происходит неконституционный переворот, что в этой ситуации все народы, входящие в Советский Союз, должны определить свою позицию, свою политику, защитить свой народ и предпринять взвешенные шаги, а если надо, то и коллективные шаги по сохранению народа, его жизни и свободы.

– Господин Кравчук, существует версия, что руководители трех славянских союзных республик – России, Беларуси и Украины – перед подписанием документа, известного как Беловежское соглашение, будто бы пригласили президента Назарбаева в Беловежскую Пущу, но он не принял приглашение. Это так?

– Я не могу знать истинную причину, но знаю, что Борис Ельцин звонил лично Нурсултану Абишевичу, когда приземлился в Москве. Дело в том, что, когда мы находились в Беловежской Пуще, Нурсултан находился в Казахстане, но к завершению нашей встречи, к вечеру, был уже в Москве.

Борис Николаевич ему позвонил. Я не слышал разговора со стороны Нурсултана Абишевича, но Ельцин по завершении разговора сказал, что, очевидно, Назарбаев прилетит в Беловежскую Пущу. Однако через некоторое время нам стало известно, что он отказался. Как нам сказал Борис Николаевич, “Назарбаев встретился с Горбачевым, и Горбачев убедил его в том, что не надо лететь в Беловежскую Пущу, что якобы мы – я не знаю, что подразумевалось по словом “мы”, – соберемся в Кремле”. Вот это то, что я знаю как человек, участвовавший в Беловежских соглашениях, и то, что знаю со слов Бориса Ельцина».

IZRUS.CO.IL. Игорь ГАНТМАН в материале «Чиновники в Астане: Машкевич решил продать свой главный бизнес» сообщает: «Израильский гражданин Александр Машкевич, недавно объявивший о том, что покидает пост президента Евроазиатского еврейского конгресса, теперь решил избавиться и от своего главного бизнеса. По мнению казахстанских чиновников, так он готовится к смене власти в этой республике…

По словам источника, он и некоторые его коллеги считают, что подобным образом Машкевич решил «реализовать свои активы» и вывести капитал из республики до того, как реально встанет вопрос о преемственности власти (в июле президенту Нурсултану Назарбаеву, бессменно управляющему Казахстаном с 1990-го, исполнился 71 год). Как пояснил наш собеседник, это позволит Машкевичу, долгие годы пользовавшемуся покровительством главы государства, избежать участи ряда еврейских олигархов России, которые были вынуждены бежать за рубеж, лишившись значительной части бизнеса, после прихода к власти Владимира Путина«.

TIME.KZ. Данияр АШИМБАЕВ в статье «Борьба хорошего с лучшим» отмечает: «Отпускной сезон еще не закончился, а государственный аппарат вновь тряхнуло — подряд вышло три указа президента. Одним была утверждена Концепция новой модели государственной службы, другим — Комитет уголовно-исправительной системы передан из Министерства юстиции в МВД, а третьим указом с традиционным названием “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан” перераспределены полномочия почти всего экономического блока министерств…

Не надо считать все связанное с “дальнейшим совершенствованием системы государственного управления” борьбой добра и зла или принимать за попытку государства что-то изменить в той или иной сфере, повысить эффективность, навести порядок или улучшить ситуацию. Точно так же нельзя рассматривать это “совершенствование” только как попытку создать очередную кормушку, украсть народные деньги или специально развалить ту или иную сферу. Специально никто и ничего не хочет ухудшать. Оно само собой как-то так получается. Государственное управление в стране давно перешло в состояние чистой энергии. Ощутить или почувствовать ее уже невозможно, но еще видно золотистое сияние где-то за горизонтом…«.

Геннадий БЕНДИЦКИЙ в материале «Большая утечка» сообщает: «Высокопоставленные сотрудники органов нацбезопасности снабжали совершенно секретной информацией криминалитет.

Ко многим вещам в этой жизни у наших спецслужб подход весьма избирательный. Особенно к государственным и служебным секретам. Так, например, журналист и редактор Рамазан ЕСЕРГЕПОВ схлопотал 3 года колонии общего режима за публикацию информации о том, что чекисты Южного Казахстана без всяких санкций запросто прослушивают телефонные разговоры частных лиц. Не такую уж и тайну он выдал общественности — и без него многие наблюдательные люди были в курсе того, что телефоны иногда прослушиваются.

Между тем, подвергая журналистов репрессиям за разглашение подобной информации, отдельные представители спецслужб, как выяснилось, совсем даже не брезгуют снабжать секретами криминалитет, контрабандистов или религиозных экстремистов-фанатиков.

Вот, например, какие интересные факты всплыли совсем недавно в так называемом хоргосском деле…».

Виктор ВЕРК в опусе «Баллада о госслужбе» замечает: «Служил Гаврила образцово везде, куда бы ни пришёл: ему и на госслужбе клёво, и в оппозиции — ак жол. Он и в премьеры, вероятно, сумеет в скорости попасть, ведь в нём — молчалинская страсть: умеренность и аккуратность.

Другого шефа и не нужно Агентству по делам госсслужбы. Вот только не спешил бы впредь своё суждение иметь. Ведь в нашем племени бастычьем — народ простой, как ни крути: капусту им рубить привычней, чем тест компьютерный пройти. Они в обойму попадают не для того, чтоб жить, как все. А им Гаврила предлагает писать какое-то эссе…

Хоть назови ты их басшы, а дастархан накрыть спеши!

Не прост, однако, тот Гаврила — кем только в жизни не служил он. Ему ль доподлинно не знать, как делает карьеру знать? Акимом служит ли чинуша, министр ли, депутат ли он — до той поры, пока он нужен, ему бояться не резон — ни сверху разных хитрых тестов, ни снизу — пламенных протестов.

Ему новации не в жилу, ему решительно плевать, как там надумает Гаврила его отныне называть. Любой чиновник твердо знает: бастык — он бывшим не бывает, пока недремлющий финпол его под следствие не подвёл.

Блаженствуй, бюрократ, на воле — спи сладко, набивай мошну. Гаврилу не возьмём мы в долю, коль дальше будет гнать волну!«.

LITER.KZ. Досым САТПАЕВ в комментарии «Реалисты и фантазеры» пишет: «На днях премьер-министр Казахстана Карим Масимов на личной странице в Twitter посоветовал интернет-пользователям прочитать книгу английского историка экономики и финансов Найла Фергюсона “Восхождение денег”…

Более того, я посоветовал бы ее прочитать в первую очередь не посетителям премьерской странички в Twitter, а нашим чиновникам, так как возникает такое ощущение, что некоторые из них опять начинают впадать в эйфорию…

Естественно, опять звучат прогнозы о крахе евро или ослаблении доллара, особенно в случае возникновения серьезных финансовых проблем не только у Италии, но и у Франции, а также о новой угрозе технического дефолта в США. С другой стороны, понятно, что за теми или иными заявлениями всегда стоят вполне конкретные интересы отдельных государств, финансовых структур или биржевых игроков. Одни пытаются успокоить. Другие, наоборот, напугать, чтобы поймать свою “золотую рыбку” в мутной воде финансовой неопределенности».

Гаухара БАЛМАХА, культуролог, в статье «Все мы немного лошади» пишет: «По мнению выдающегося казахского ученого Маргулана, народное искусство казахов находится в генетической связи с искусством саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана. “Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства. Вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Лошадь имела наибольшее значение в жизни скотоводов. Лучших коней приносили в жертву. Череп и копыта коня служили оберегом. Например, саки подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна как предмет, приносящий счастье в пути и оберегающий от гибели во время боя. Такой же обычай был и у казахов”.

Далее Маргулан считал, что казахи поклонялись наскальным изображениям копыт скакуна, которые в огромном количестве открыты в Центральном Казахстане, в горах Каратау и Мангышлака. “Эти рисунки казахи называют тулпар тас – камень скакуна. Аль-Бируни и Казвини отмечали, что этим рисункам поклонялись огузы и кипчаки. Изображение копыта скакуна встречается и на обожженных кирпичах мавзолеев Центрального Казахстана, например мавзолея Келин-там на реке Кенгир (XIII век).

Если была так высока культура почитания лошадей, то почему же в Турции коней не едят, а в Казахстане самыми лучшими деликатесами считаются блюда из конины? Такой вопрос мог бы прозвучать только из уст несведущих людей. Нет ничего вкуснее еды для потомков великих кочевников, чем казы, карта, бешбармак, кумыс – гордость казахской национальной кухни. Ответ известен многим. Если в Турции, как мы знаем, благоприятный для произрастания всевозможных фруктов климат позволял питаться в более щадящем режиме, то кочевой образ жизни казахов диктовал свои условия выживания. Скотоводы-кочевники питались тем, что давал им их образ жизни и природа, ведь мандариновых и апельсиновых рощ в Казахстане не было. Материальная и духовная культура любого этноса всегда зависела от природных климатических условий.

Таким образом, конь издревле олицетворял культ солнца и играл важную роль в жизни кочевников Евразии. Некоторые атрибуты коня являются и сегодня очень важными сакральными вещами, которые наделяются сверхъестественной силой, способной отгонять злых духов. В шаманизме таковыми являются подкова и камча, они также являются предметом особого почитания у казахов и считаются оберегами, приносящими людям счастье. И поэтому часто встречаются в квартирах современных казахов. Как дань уважения прошлому и как наследие древней архаической культуры народов Евразии».

EXPRESS-K.KZ. Гульжан АСАНОВА в материале «Для намаза нет решеток» сообщает: «В Таразе сразу в двух колониях – общего и строгого режима – недоступными для посещения оказались намазхана (молельная комната) и мечеть. По официальной информации, оба помещения закрыты на ремонт. Но есть и другие версии.

В минувшую субботу, 13 августа, осужденные колонии общего режима обнаружили, что двери намазханы заварены. Имам из числа заключенных стал искать объяснений у сотрудников учреждения. Вероятно, делал он это слишком настойчиво, потому и угодил в штрафной изолятор.

За два дня до этого в той же колонии случился инцидент между сидельцами – мусульманами и блатными. Словесная перепалка между представителями двух групп чуть не довела до конфликта. Погасил его не кто иной, как здешний «смотрящий»…

Фактически в местных колониях взялись усилять режим. И почему-то стесняются об этом говорить вслух. Хотя ужесточать и принимать строгие меры надо было, как говорится, еще вчера, а не в связи с передачей функций уголовно-исполнительной системы из Минюста в МВД. Стоит учесть, что в пенитенциарных учреждениях Жамбылской области, сидельцы которых традиционно причисляли себя к «черной зоне» со всеми ее отрицательными атрибутами, назревает перелом. Свое влияние пытаются усилить представители нетрадиционных течений, осужденные за уголовные преступления, в том числе проявления экстремизма. Семеро отбывают наказание в колонии общего режима, трое – строгого, пятеро – в колонии особого режима.

Кстати, эти пятеро – салафиты из Мангистауской области, участники прошлогоднего побега из тамошней колонии. Все полтора десятка осужденных находятся под особым наблюдением. Вместе с тем делиться своими религиозными убеждениями в условиях несвободы им никто и ничто не мешает».

DIAPAZON.KZ. Алмас КУДАЙБЕРГЕНОВ беседует с Толегеном ТАЛДЫБАЕВЫМ, религиоведом, окончившим университет в Туркестане, работающем сейчас ведущим специалистом в департаменте по делам религий города Актобе — «Откуда у нас хиджабы, короткие штаны и религиозный экстремизм«.

«- О мусульманской одежде сейчас много споров. В Коране есть аяты, посвященные женской одежде, но в них не называется ни цвет ткани, ни ее вид. Там говорится, что у женщин могут быть открытыми лицо, кисти рук и ноги ниже щиколотки. В каждой стране мусульмане одеваются по-своему. У нас сейчас носят одежду, принятую надевать в Пакистане, Турции, некоторые вообще заворачиваются во все черное, как в Саудовской Аравии. Одни носят хиджаб, другие никаб, закрывая лицо…

Почему это встречается все чаще? Торговцы делают на этом деньги. Отделы мусульманской одежды теперь чуть ли не на каждом шагу, это приносит неплохой доход…

Что касается коротких брюк, по словам Толегена Талдыбаева, в хадисе действительно есть слова о том, что штанины должны быть выше щиколотки и что тот, у кого они ниже, попадет в ад.

Но осуждать молодых за то, что они носят короткие штаны, нельзя. Мы долгое время были атеистами, у нас не было специалистов в области ислама, поэтому молодежь черпает знания кто откуда. Какие-то сведения она берет из Турции, какие-то – из Аравии, отсюда различия во внешнем облике, изменения некоторых традиций и обрядов.

В исламе есть три мазхаба или школы шариатского права. Появление их связано с различиями в культуре и традициях исламских стран. В Казахстане придерживаются ханафитского мазхаба. По нему, к примеру, ношение бороды – суннет, то есть не обязательно. А в арабских странах ношение бороды – уаджип, то есть обязанность. Самое суровое наказание там – сбрить бороду, это подобно смерти. Наши верующие тоже стали это заимствовать…

Мы не можем запретить быть салафитом или еще кем-то, будет хаос. В том, что происходит, виноваты мы сами. Молодежи неоткуда черпать религиозные знания, она принимает то, что дают, или находит сама. Надо давать нормальные религиозные знания. Для этого готовить теологов, преподавателей религиоведения для школ, разработать по этому предмету нормальную программу, но пока этого нет. Нужно время».

INFORM.KZ публикует интервью с атырауским политологом Эльдаром ЖУМАГАЗИЕВЫМ — «Религия должна объединять, а не разъединять общество«.

«- Безусловно, дальнейшее распространение учения данного религиозного течения представляет угрозу национальной безопасности страны, и поэтому необходимы меры противодействия. Чем опасен салафизм в Казахстане? Учитывая социально-экономические проблемы регионов, отсутствие социальных лифтов, бытовую неустроенность, коррупцию в государственной системе управления, низкую религиозную грамотность населения республики, можно с уверенностью сказать, что молодой человек, попадая в их среду, становится легкоуправляемым, которого можно без труда использовать для достижения основной цели салафитов — подрыва конституционного строя страны. Ваххабиты дают им надежду и обещание на исправление этой несправедливости. Салафизму присущ буквализм в трактовке всех положений Корана. Они и обычные правоверные мусульмане-сунниты читают одни и те же сборники хадисов. Но салафиты, в отличие от суннитов, понимают хадисы буквально, без иносказаний: как сказано в хадисе — так и выполняют. Сунниты же могут интерпретировать хадисы по своему разумению. А если учитывать, что салафиты стремятся к реализации практических действий (“амал”), то это делает их учение опасным для нашего светского общества. Недавние погромы на мусульманских кладбищах в некоторых городах Казахстана — тому яркое подтверждение. Эти события произошли сразу же после издания саудовским шейхом фетвы, которая запрещает надгробные плиты. Салафиты призывают разрушать могильные памятники, мазары и любые другие сооружения в виде памятников в честь погибших. И таких примеров много.

— В таком случае как остановить развитие салафитского течения в стране?

— Запретить буквально, как предлагает Духовное управление мусульман Казахстана, не получится, поскольку салафиты не имеют четко очерченную, видимую организационную структуру. Это не общественная организация и не политическая партия, которая имеет устав, какие-то учредительные документы, открытое членство. И в толпе верующих, на улице, в любом другом общественном месте определить салафита невозможно, так как он не носит с собой партбилета. К тому же велика вероятность, что приверженец традиционного ислама в Казахстане, принадлежащий ханафитскому мазхабу, так же может быть заподозрен в пропаганде салафизма, поскольку по внешним признакам их не отличишь. Среди этих бородачей есть как ваххабиты, так и обычные сунниты.

Подобная практика может негативно сказаться на взаимоотношениях государственных структур и верующих мусульман в целом. Поскольку велика вероятность начала репрессий в отношении “неугодных”, сведения личных счетов. Пострадают невиновные, и, в конечном счете, ситуация может даже ухудшиться».

IA-CENTR.RU. Талгат АДИЛОВ в публикации «Казахстан и Россия-2011: между кризисом и революциями» пишет: «Мне кажется, что главная причина всех прошлых и предстоящих кризисов для наших государств заключена именно в этом простом обстоятельстве — приобретая внешний лоск культурного, цивилизованного бизнеса и администрирования, наше государство и наши предприниматели не перенимают внутренние смыслы рыночной цивилизации — ни в какой ее версии: протестантской, католической, любой другой.

Внутри созданной модели экономических и политических отношений абсолютная пустота, тотальная деидеологизация, которую воспринимали как благо, но на практике, этот вакуум ценностей в сфере социального диалога как раз и ведет к революциям, что более чем очевидно на примере арабских стран.

Мы на постсоветском пространстве приспосабливаем экономику и политику к специфичности нашего образа жизни. И все до поры до времени довольны -олигархи и кланы у власти все-таки стали выполнять функции социального патронажа. Но это не надежный механизм, что в казахстанских реалиях заметно особенно рельефно. Когда в каком-то из регионов система дает сбой, мы сразу ищем внешний фактор. Вот — бастуют на западе страны нефтяники, и сразу идет универсальное объяснение — враги: Алиев, Аблязов, вашингтонский обком. Наша элита не заточена под честную самооценку, хотя бы даже и не публичную. И это уже безусловный риск и проблема для Назарбаева«.

INTERFAX.KZ публикует выдержки из интервью экономиста и общественного деятеля Мухтара ТАЙЖАНА — «Националист – гордое слово!» (источник газета «Свобода слова»).

«- Что такое колонизация? Это когда один партнер ущемляется за счет другого. У Казахстана на протяжении последних трех веков не было равноправных партнерских отношений с Россией. Мы и в царское время были колонией. По тем временам это была экономическая колонизация. Вспомните: рудники, лучшие пастбища, земли силой отдавались русским переселенцам. Или, допустим, русские возводили повсеместно крепости. И когда казахские рода перекочевывали с одной стоянки на другую, им приходилось платить за пересечение территории, где находились русские крепости. Наши предки справедливо возмущались таким положением дел — ведь эта земля тысячелетиями принадлежала нам…

…Я считаю, что нам объединение с Россией стратегически не выгодно. Мы большего сможем добиться для всех наших граждан при самостоятельной, разумной экономической политике. Самостоятельной! Ведь если нет самостоятельности, то каким образом ты можешь улучшить свое благосостояние, если ты сам не принимаешь решения?!.

…Национализм — это государствообразующее свойство. Если бы не было национализма, не было бы национальных государств. Национализм — понятие научное, и только у нас оно негативное…

…Я считаю, в контексте Казахстана националист — это гордое слово!..

…Раз нам Бог эту землю дал и предками она нам оставлена, то мы должны ее сохранить как казахское государство. Иначе казахи больше нигде в мире не сохранятся. У нас нет другой — запасной — родины. Нужно просто создать национальное демократическое государство — с соблюдением прав граждан всех национальностей без исключения. Европа так и живет. Кто скажет, что европейские страны не являются демократичными? Но при этом они же национальные государства! Значит, Европе можно так жить, а когда казахи начинают об этом говорить, нас сразу называют националистами. Где справедливость?!».


GULJAN.ORG публикует материал «Своеобразный ответ Тлеухана«.

«В дело о плагиате стала вмешиваться… финполиция…

Депутат Бекболат Тлеухан так и не ответил на обвинения в его адрес о плагиате песни “Менің Елім”. Зато, как нам стало известно, против Курмангалиевых стали работать сотрудники алматинского департамента финансовой полиции. Казалось бы, при чем здесь финпол, какая связь между гражданским (или политическим) делом и АБЭКП? Очень простая — родственная…

Просто у Тлеухана-депутата имеется родной брат — Тлеухан-финполовец: генерал-майор финполиции Рамазан Тлеухан в разное время возглавлял ДБЭКП в регионах страны, а сейчас командует Академией финансовой полиции».

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена