«Запасы нефти в регионе были гораздо более важным аргументом в геополитической большой игре. А потому не исключено, что и салафизм сегодня – это инструмент в геополитической борьбе за нефть, ресурсы, территорию нашей страны»

Сетевой Казахстан. 9 сентября 2011г.

AZATTYQ.ORG публикует ответы Жармахана ТУЯКБАЯ, сопредседателя “Общенациональной социал-демократической партии “Азат”, на вопросы читателей сайта.

«- Разумеется процесс увеличения доли казахского народа это нормальный процесс и, в целом, это приведет к дальнейшей казахизации общества. Но абсолютное бездействие властей в отношении казахского языка, всегда создают напряжение в обществе. В мире мононациональных обществ мало. В развитых странах успешно решают вопросы государственного языка и межнациональных отношений. У нас же власть практикует политику «разделяй и властвуй», чтобы в любой искусственно созданной проблемной обстановке, стороны конфликта апеллировали к власти. Власть хочет все время выступать в качестве арбитра…

Контактов с Рахатом Алиевым наша партия не осуществляет. С Г. Жакияновым, А. Кажегельдиным и М. Аблязовым – людьми, неравнодушными к судьбе Казахстана — существуют скорее сугубо человеческие отношения.

Я являюсь мусульманином по вероисповеданию – по-моему, это обстоятельство достаточно говорит о моем отношении к этой религии. Вместе с тем, я категорически против использования вопросов веры в политических спекуляциях и какой-либо кампанейщине. Есть простой принцип — религия отделена от государства. Поэтому я против как навязывания верующими своей позиции государству, так и против каких-либо репрессий государства против верующих, если их действия не носят доказанного экстремистского характера. Что же касается, например, ношения хиджаба в общественных и учебных учреждениях – мне такой вопрос ранее не задавался и я на него не отвечал».

Ержан КАРАБЕК в публикации «Уральские события 1991 года. Тайны и легенды» пишет: «Разгон Большого казачьего круга 15 сентября 1991 года в Уральске обошелся без межнационального столкновения, хотя опасность конфликта между казахами и русскими была. Оппоненты того времени и спустя двадцать лет винят друг друга в противостоянии. Уральским событиям до сих пор не даны независимые политические и научные оценки…

После пожарной эвакуции казаков казахи-демонстранты и не думали расходиться. Народ был взбудоражен, эмоции перемежались со слухами, что вот-вот могут появиться русские рабочие с железными прутьями и обрезками кабеля. Но это были только слухи, и члены штаба движения “Азат” дали демонстрантам команду разойтись. К раннему вечеру 15 сентября центр города Уральск стих, впервые за многие тревожные дни. Но митинги “азатовцев” продолжались еще несколько дней«.

LITER.KZ. Кайрат Лама ШАРИФ, председатель Агентства РК по делам религий, в статье «Религия и терроризм несовместимы» пишет: «В год председательства Казахстана в Организации исламского сотрудничества исламская умма также активно участвует в урегулировании наиболее острых проблем современности, утверждая свои интересы в формирующемся новом мировом порядке XXI века. Так, в июне с.г. министры иностранных дел мусульманских стран приняли Астанинскую декларацию, в которой решительно осудили терроризм во всех его формах и проявлениях. Главы внешнеполитических ведомств государств – членов ОИС заявили о том, что нельзя связывать терроризм с религией, расой, верой, ценностями, культурой или обществом. При этом отметили, что вопрос терроризма невозможно эффективно решить только путем мер безопасности или военными методами. Борьба с терроризмом должна осуществляться посредством предоставления надлежащего духовного просвещения.

В Астане мусульманским сообществом была поддержана инициатива короля Саудовской Аравии – Хранителя двух святынь Абдаллы бен Абдель Азиза о создании международного центра по борьбе с терроризмом под эгидой ООН«.

Диас КУСАИНОВ беседует с политологом Айдосом САРЫМОМ — «Почему салафизм не наш путь?«.

«- Вы сказали, что салафизм возник во времена противостояния арабов и тюрков. Некоторые даже усматривают в этом некий реванш, когда арабы пытаются насаждать в Центральной Азии чуждые региону религиозные ценности, пытаются сделать все, чтобы мы отказались от своей истории и культуры. Что вы на это скажете?

– Я не сторонник теории заговоров. Но если посмотреть на происходящие процессы с историко-культурной, геополитической точки зрения, то некоторые аналогии напрашиваются сами собой. Судите сами, появление салафизма в арабском мире было связано с периодом противостояния тюрко-монголам. Это были XIII–XIV столетия! После падения династии Ильханов (хулагуидов) на историческую арену вышли другие тюрки-османы! Их доминирование в регионе, в том числе и над арабами, продлилось до начала XX века! Именно с османским правлением связан второй всплеск салафизма и его крайнего течения – ваххабизма.

Тогда ваххабизм стал идеологическим обоснованием для объединительных тенденций и национально-освободительной борьбы арабов против турок. Из положений и практики ваххабизма вытекало его вполне определенное антишиитское и антисуфийское содержание. Бунт ваххабитов против “тюркского” ислама, как показало развитие событий, далеко вышел за религиозные рамки и приобрел военно-политический характер. Ваххабизм стал знаменем арабского национального движения против турецкого влияния в Аравии. Движение было принято принцем Абдель Азиз ибн Саудом, впоследствии основателем и первым королем Саудовской Аравии (1932–1953). В результате чего ваххабизм стал господствующей исламской доктриной в этой стране. Не секрет, что арабское движение против иноземного господства всегда носило религиозный характер. Лишь в конце XIX в начале XX века в лексиконе арабских политиков стало появляться слово “ватан” (родина), что предопределило разделение арабского мира на целый ряд независимых государств в будущем. Большему проявлению именно этнического, национально-освободительного формата в арабском мире способствовали процессы в Европе, где уже происходили процессы национально-государственного строительства, интенсифицировались процессы самоопределения наций в восточной и южной Европе. Не последнюю роль в кристаллизации антиосманского движения сыграли и западные державы, заинтересованные в демонтаже Османской империи и дележе “арабского пирога”. Активность англичан, а потом и американцев в регионе преследовала не только благородные цели освобождения “арабского мира” от “османского господства”. Запасы нефти в регионе были гораздо более важным аргументом в геополитической большой игре.

А потому не исключено, что и салафизм сегодня – это инструмент в геополитической борьбе за нефть, ресурсы, территорию нашей страны».

В публикации «Коалиция “Казахстан-2020” в действии» говорится: «На днях в Астане состоялось очередное заседание Общенациональной коалиции демократических сил “Казахстан-2020”, которая была создана по инициативе народно-демократической партии “Нур Отан” в поддержку кандидатуры действующего президента Нурсултана Назарбаева.

В нее вошли около шестисот объединений: политических партий и общественных объединений. Данная организация стала самым успешным образованием, которое показало себя консолидирующей силой и провело широкомасштабную работу по разъяснению проводимых реформ…

«Обращение Общенациональной коалиции демократических сил “Казахстан–2020”…

Коалиция обращается ко всем политическим партиям, общественным объединениям и другим институтам гражданского общества, имеющим альтернативные взгляды на развитие общества, проявлять ответственность за судьбу Родины, не допускать создания искусственного напряжения при решении имеющихся проблем в общественно-политической и социально-экономической сфере. Только путем дискуссий, двусторонних и многосторонних встреч партий, других институтов гражданского общества и власти можно добиться консенсуса, конструктивно решать задачи эволюционного движения страны вперед.

Только единство и сплочение народа, мобилизация его неисчерпаемых ресурсов позволит нам успешно реализовать намеченные планы по улучшению жизни всех казахстанцев.

Построим наше будущее вместе!».

NOVGAZ.COM. Амиржан КОСАНОВ, генеральный секретарь ОСДП “АЗАТ”, в статье «Скрытая угроза» отмечает: «Последние события в стране наглядно показывают актуальность религиозной темы. Планируется принятие закона “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”.

Решит ли он накопившиеся за эти годы проблемы в этой чрезвычайно щекотливой сфере жизни общества, назовет ли первопричины негативных тенденций, связанных с массовым вовлечением молодежи в сомнительные секты, или же станет очередным пустопорожним документом, коих много, покажет время.

Симптоматично, что президент очень много говорил о внешних угрозах, предупредив, что “мы должны понимать, что ближайшие годы не будут временем беспечности для нас и для всего мира”.

Но почти ничего (за исключением вышеупомянутых проблем) не сказал об угрозах внутренних, которые каждый день обсуждаются казахстанцами: безудержный рост цен и тарифов, чудовищная коррупция, всевластие чиновничества.

Но все мы знаем, что все скрытые угрозы рано или поздно становятся явными«.

Александр КРАСНЕР беседует с кинорежиссером Сергеем АЗИМОВЫМ — «Культурная безопасность«.

«- Месяца три назад в газете “Время” прочитал, что ты назвал наших кинематографистов чуть ли не дебилами. Потом оказалось, что автор статьи переврал твои слова. Тем не менее, как говорится, “ложки нашлись, но осадок остался”…

— Я вообще не хотел реагировать на эту публикацию — слишком много чести. Но сейчас подумал, что это отличный повод поговорить о журналистской этике, о состоянии казахстанского кино и всей нашей национальной культуры в целом. А предыстория этого конфликта такова: месяца три назад я был участником “круглого стола”, посвященного национальному кинопрокату, и сказал там, что большинство фильмов, которые демонстрируются в кинотеатрах Казахстана, это фильмы для дебилов и про дебилов. А журналист газеты “Время” Тулеген Байтукенов, который делал отчет с этого “круглого стола”, мою фразу интерпретировал следующим образом, что большинство казахских фильмов снимается дебилами и про дебилов. Казалось бы, убрали всего один предлог, но суть сказанного изменилась кардинально: по публикации во “Времени” выходит, что я поливаю грязью своих коллег- кинематографистов.

Мне ничего не оставалось, как написать в эту газету письмо-опровержение. Но вместо элементарного извинения от журналиста, который переврал мои слова, выходит статья, в которой мне пытаются приписать, что, мол, я имел в виду фильмы “Небо моего детства”, “Прыжок Афалины” и “Жеруйык”. Подбор этих картин не случаен, более того, он тенденциозен: первый фильм – о детстве президента Казахстана, второй снят по сценарию нашего министра обороны, а третий сделан моим коллегой Сламбеком Таукелом, который будучи директором “Казахфильма” в советское время, очень сильно мне помогал».

CARAVAN.KZ. Елена КОЭМЕЦ в статье «Тепловой удар» отмечает: «Состояние теплосетей в крупнейшем городе страны – Алматы – критическое. Более 1100 аварий, в том числе с опасным выбросом кипятка и кусков асфальта, произошло с начала года. Что будет зимой – специалисты даже не берутся прогнозировать. Тем не менее тарифы на теплоэнергию будут расти!».

В публикации «Что смотрят в Казахстане?» говорится: «Казахстанцы в самых отдаленных уголках страны предпочитают спутниковое телевидение эфирному. И в основном смотрят российские программы.

В актюбинской глубинке “тарелки” украшают почти каждый двор. И не важно, что без казахстанских каналов, зато есть что посмотреть.

Потому-то сельчане всегда в курсе всех новостей… российских. Еще один плюс: совмещают приятное с полезным – пара месяцев непрерывного просмотра узбекских, туркменских каналов, и эти тоже практически родные. Не беда, что хромает качество и на некоторых каналах время от времени теряется сигнал. В районах области “тарелка” уже не роскошь, а крайняя необходимость. Потому как, кроме “Хабара” и “Евразии”, ну и, если повезет, еще “Казахстана” и “Ел Арны”, смотреть нечего.

О местных новостях остается только мечтать: прямое включение актюбинского филиала “Казахстан-Актобе” лишь час в день – с 16.50 до 17.50. Технические возможности не те…

Восточный Казахстан, наверное, единственная область, где без отечественного телевидения и радио остается почти 90 населенных пунктов, без отечественного радио – больше 350.

Аулы Костанайской области смотрят спутниковое тв – и это правда жизни семи-, пятилетней давности, и это правда жизни сегодняшнего дня.

Единственное требование – энная сумма денег, чтобы нанять специалиста, который поставит “тарелку”. Обычно это “Ямал”.

EXPRESS-K.KZ. Павел ВОРОНИН в статье «И вырвал грешный мой язык» пишет: «История знает немало примеров, когда государство пыталось с помощью радикальных мер устаканить языковой вопрос. К примеру, привести к какому-то единому стандарту говорящие на разных диалектах народности, населяющие страну. Как показывает практика, наломать дров при реализации подобного прожекта можно очень просто.

Сегодня у всех на слуху письмо казахской интеллигенции, предложившей исключить из Конституции пункт, сохраняющий за русским языком официальный статус. Ждать, пока казахский язык, для поддержки которого государство сегодня делает и так немало, постепенно войдет в жизнь каждого гражданина, авторы обращения не намерены. Они куда-то чрезвычайно спешат«.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ в заметке «Жемкорлык тыгдык-тыгдык» замечает: «Казахстан. Недалекое будущее. Офис одного из госучреждений. Утренняя планерка. За креслом директора висит плакат-напоминание: «Бiз казакша сойлеймiз». Гнетущее молчание. Сотрудники испытывают неясное томление духа. Директор долго обдумывает первую фразу, затем осторожно начинает:

– Салам аллейкум… что ли.

– Агаллейкум ассалам! – облегченно вздыхают сотрудники.

Снова наступает зловещая тишина. Слышно, как в голове директора скрипят несмазанные шестеренки правого полушария, отвечающего за словарный запас. Глава учреждения смотрит в окно, и его осеняет:

– Ауа райы!

Но потом его мозговые шестеренки снова дают сбой. Необходимо продолжение фразы, поскольку она лексически не завершена. Не придумав ничего путного, директор, мило краснея, тихо мямлит:

– Ауа райы бугiн – ого-го!

– Ого-го! – дружным эхом отвечают ему преданные сотрудники.

И только главный бухгалтер, в силу финансовых причин имеющий относительную свободу, осторожно поправляет директора:

– Гиги-гай!

Директор долго обдумывает сложившуюся щекотливую ситуацию, поскольку его авторитету нанесен превентивный удар. Наступившую тишину снова нарушает скрип мозговых шестеренок. глава учреждения идет на временную уступку и выносит окончательный вердикт:

– Ауа райы – гиги-гай!

– Гиги-гай! – верноподданнически принимают поправку во втором чтении сотрудники».

KP.KZ. Юлия НИТЧЕНКО в заметке «Религиозные объединения ждет перерегистрация» сообщает: «Новые требования наведут порядок в действующих в Казахстане нетрадиционных религиозных течениях.

Агентство по делам религий презентовало разработанный им законопроект “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” в мажилисе. Документ предполагает сокращение числа религиозных организаций, в первую очередь, тех, чья деятельность носит деструктивный характер.

— После принятия этого закона предполагается перерегистрация всех религиозных объединений. Именно в этот период у Агентства по делам религий совместно с акиматами и органами юстиции появляется уникальная возможность навести порядок как в регистрации, так и в деятельности религиозных объединений и малочисленных групп путем тщательного изучения их учредительных документов, — проинформировал председатель Агентства по делам религий Кайрат Шариф Лама».

CAMONITOR.COM. В публикации «Я не я, и подпись не моя…» говорится: «В настоящее время языковая проблема является одной из самых обсуждаемых в казахстанском обществе. Однако обсуждаемая еще не значит острая. В стране немало других проблем — экономических, социальных, которые являются более актуальными, серьезными и требующими неотложного решения.

Но тема казахского языка становится безотказным оружием политического пиара — и этим пользуются все кому не лень. Как нам стало известно из некоторых источников, главным «двигателем» написания письма стал небезызвестный отечественный поэт и борец за национальные ценности Мухтар Шаханов. В последнее время в некоторых СМИ появилась информация, что он получает финансовую поддержку от беглого олигарха Мухтара Аблязова, который уже долгое время ведет открытую войну против легитимной власти в Казахстане. Если допустить, что это правда, то складывается весьма неприглядная картина. Получается, что известный национал-патриот Шаханов попросту отрабатывает заказ Аблязова, надавив на больную казахскую мозоль — родной язык. Именно языковая тема может стать орудием раскола казахстанского общества, взбудоражить его так же, как первый вариант Доктрины национального единства. А нестабильность и разлад на родине — это то, что нужно бывшему банкиру.

И здесь пугает то, что под письмом подписалось много известных и уважаемых людей, которые попросту сплясали под дудку Шаханова, а может быть, и Аблязова. Единственным, кто смог внятно разъяснить тезисы обращения, стал известный политолог и националист Айдос Сарым, отметивший, что письмо стало адекватным (пусть и немного эмоциональным) ответом на серию шовинистических публикаций, появившихся на ряде сайтов русской диаспоры. Другими словами, только он разумно и взвешенно объяснил наличие своей подписи под текстом, наделавшим столько шума.

Стоит отдать должное и Мухтару Шаханову: он сумел уговорить множество людей поставить подписи под обращением, мягко говоря, имеющим одиозный характер. Само по себе письмо содержит угрозы и элементы шантажа, а некоторые фразы в нем имеют неприкрытый националистический оттенок. Впрочем, выясняется, что не все так просто, как кажется. Большинство подписантов попросту не вникли в смысл письма, подумав, что оно лишь призвано защитить казахский язык. Многие из них уже сегодня вынуждены извиняться за свой необдуманный поступок».

В материале «Призраки демократии» сообщается: «В прошлом номере мы рассказали об акимах, получивших свои должности по итогам экспериментальных выборов-2005. Честно признаться, мы, продолжая начатую тему, ожидали, что итоги работы глав администраций, избранных в ходе уже следующей кампании, в октябре 2006-го, будут куда более впечатляющими. Но увы и ах. Может, в большинстве своем они и были неплохими исполнителями, однако заметного следа так и не оставили. Впрочем, отдельным персонажам удалось прославиться, но если одних слава привела к карьерному росту, то других — на тюремные нары.

Напомним, в октябре 2006 года прошли выборы 49 акимов районов и 10 городов областного значения. Преимущественно посты сохранились за действующими главами регионов, но была влита и так называемая «свежая кровь»: двадцать человек были избраны впервые. Почему «так называемая»? Да потому, что все вновь избранные акимы, за исключением одного, — представители номенклатуры своего региона. Неудивительно, что «свежая кровь» быстро скисла, а разговоры о грядущем счастье для жителей районов и городов, где появились такие руководители, вскоре стихли. Практически сразу стало понятно, что формула «активность избранного акима, помноженная на бюджетные ресурсы, равняется росту социальных благ» ошибочна, если не сказать, что взята с потолка. Да, никто не ожидал, что избранные акимы с открытым забралом и оголенными шашками кинутся бороться с трудностями. Но никто не ожидал и другого — того, что в массе своей они тихо-мирно досидят свой срок, особо не высовываясь. Честное слово, не борцы за народное счастье, а легион «серых мышей», забившихся в свои норы и надеющихся на то, что авось пронесет. И пронесло же! Практически у всех участников гонки-2006 жизнь удалась«.

IA-CENTR.RU публикует интервью с генеральным директором ИАЦ Алексеем ВЛАСОВЫМ — «С Думой о языке«.

«- За последние 20 лет Казахстан неоднократно ставился в пример как страна, где неукоснительно соблюдаются права русскоязычного населения, где русский язык имеет глубокие корни и рассматривается как важный инструмент конкурентоспособности.

Достаточно глубоко вникнуть в суть казахстанской модели межэтнического согласия, чтобы понять роль и значимость высокого статуса русского языка в жизни казахстанского общества. Несомненно, что эти установки руководства РК — не пустые слова и обещания.

Есть четкий курс Нурсултана Назарбаева — сохранять русский, учить английский, развивать казахский язык. Другого варианта решения языкового вопроса на самом деле не существует. В стране, где проживают более 130 этносов, русский язык должен выполнять важнейшую коммуникативную функцию. Это и есть один из главных ресурсов РК — переход к модели трехязычия, о которой соседи по региону могут только мечтать…

Не думаю, что заявления некоторых казахстанских политиков по теме языка пойдут на пользу политической стабильности в стране. Можно, конечно, заработать какие-то очки среди определенной части населения, но это не государственный подход. И опять-таки встает вопрос модерирования этого обсуждения. Качество не соответствует сложности вопроса».

RUSSIANSKZ.INFO. Максим АКИМОВ в статье «Нахлынула новая волна “казахизации”… Сколько это может продолжаться?» пишет: «Порой, русские с сожалением, а казахские националисты со злорадным ликованием говорят: “Процесс казахизации необратим! Русскому языку в Казахстане осталось лет десять!” Однако, возможно ли это в принципе? Может ли тотальная казахизация стать фактом? И, главное, отчего нынче, вот именно сейчас вновь так яростно стали её продвигать? Почему не терпится-то?

А ответ прост: процессы дезинтеграции бывших территорий, на которых располагалась Рос. Имп., а затем СССР, подходят к концу, поскольку тенденции девяностых годов имели искусственный характер, а теперь набирают обороты уже совсем иные процессы, а именно — центробежные интеграционные, воссоединительные. И нынешние попытки срочно осуществить казахизацию, уменьшить русское пространство в Казахстане, на самом-то деле закономерны, это почти естественная реакция тех сил, которые стоят против возвращения территорий в нормальное состояние единого полиэтнического пространства.

Судорожные порывы перевести всё на казахский язык, выдавить русских — это всего лишь нежелание принимать новую, наступающую реальность — реальность Евразийского союза, который, несмотря ни на что, формируется, и доминирующим языком которого будет, разумеется, русский, а определяющей политической силой — российский суверенитет над процессами и субъектами…

Националисты спешат, пытаются “пометить территорию”, форсировать процесс, надеясь успеть до того момента, когда реальность кардинально изменится, когда диктовать и навязывать казахский язык будет уже невозможно. А такое время не за горами. И они чувствуют это…«.

GULJAN.ORG. Гульжан ЕРГАЛИЕВА в материале «Генеральная прокуратура РК как инструмент путчистов» отмечает: «Напомню, что несколько дней назад мы получили обескураживающий ответ от заместителя прокурора г. Астаны по нашему письму президенту Назарбаеву, который поручил Генеральной прокуратуре, как мы просили, провести служебное расследование по факту похищения, избиения и изнасилования жительницы Астаны в 2009 году, ставшей жертвой нескольких высокопоставленных сотрудников финполиции. Об этом происшествии мы писали на нашем сайте с указанием имени одного из подозреваемых — С. Алиева, подавшего впоследствии на нашего корреспондента в суд. Однако следы этого преступления были скрыты правоохранительными органами. И вот к нам поступил ответ из самой Генеральной прокуратуры за подписью старшего прокурора Управления (непонятно какого) А. Айтуганова.

Ответ г-на Айтуганова оказался таким же пространным и не по существу нашего письма к президенту. Суть его сводится к тому, что, мол, прокуратура не вправе вмешиваться в осуществление правосудия, о чем мы вообще не говорили и не говорим. Мы просили провести служебное расследование по тому “замятому” делу по изнасилованию, но ни городская, ни Генеральная прокуратуры об этом даже не вспоминают. И, как мы понимаем, никакого расследования проводить не собираются. То есть поручение президента они, получается, демонстративно игнорируют.

Теперь мне лично стала понятна позиция всей прокуратуры Казахстана, которая откровенно покрывает делишки финполовской “элиты”. И это немудрено. Такое заключение исходит из прошлогодней истории о так называемом “заговоре южан”, которая несколько месяцев публиковалась в газете “Свобода Слова”, когда я там была главным редактором«.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена

Новости партнеров

Загрузка...