Financial Times: Г-н Кан навлек на банк Kookmin убытки на сумму, по меньшей мере, в 400 млрд. вонов ($338 млн.), связанные с казахстанским банком “ЦентрКредит”

Гендиректор банка Kookmin Кан обнаружил, что у казахского банка имелось много внешней задолженности, но он не сообщил об этом совету директоров своего банка

Британская газета Financial Times опубликовала статью Сона Джун-а под названием Korean banksnot travelling so well.

В ней говорится так: “В отличие от таких корейских промышленных гигантов, как Samsung Electronics и Hyundai Motor, чей глобальный профиль стремительно рос за последние годы, корейские банки остаются небольшими локальными игроками, отставая далеко от своей цели стать ведущими банками Азии.

Корейские банки имеют 139 филиалов в 32 странах, но на зарубежные операции все еще приходится всего лишь 4 процента от их совокупных банковских активов, а их доходы от операций за рубежом упали на 11,8 процента или до $636 миллионов в прошлом году. Отдача от их внешних активов снизилась до 0,96 процента в прошлом году с 1,19 процента в 2011 году, а их чистая процентная маржа от зарубежных операций скатилась с 2 процентов до 1,59 процента, что является самым низким уровнем с 2008 года.

Некоторые корейские банки, такие, как Shinhan Bank, Woori Bank и Hana Bank, устремились в Китай, но страна на поверку оказывается жестким рынком для них из-за строгих регулирующих правил.

Kookmin Bank, крупнейший розничный кредитор страны, является одним из таких корейских банков, которые наиболее активно добиваются внешней экспансии. Он взял под свой контроль казахстанский банк “ЦентрКредит” в 2008 году после приобретения доли в PT Bank International Indonesia”.

Едва ли можно говорить, что этот опыт вхождения южнокорейского банковского капитала в сектор оказания финансовых услуг экономики Казахстана оказался удачным. О том, что из этого вышло, в другой статье Сона Джун-а под названием S Korean regulator punishes Kookmin officials — FT.com, опубликованной в той же британской газете Financial Times, говорится так: “Финансовые регуляторы Южной Кореи наказали банк Kookmin, а также его нынешних и бывших должностных лиц за решения, которые привели к убыткам в $948 млн. в крупнейшей розничной кредитной банковской структуре страны. Большая часть убытков проистекает из состоявшегося в 2008 году приобретения банком Kookmin казахстанского банка “ЦентрКредит” и выпуска облигаций с обеспечением на 1 млрд. долларов”.

Сделаем небольшое отступление для того, чтобы получить представление о предыстории такого наказания.

Считающаяся главной англоязычной газетой Южной Кореи Korea Herald опубликовала во второй половине апреля 2010 года статью Ли Суна Ена под названием Regulator may penalize Kang of Kookmin Bank — The Korea Herald — “Регулятор может наказать Кана из банка Kookmin. В ней утверждалось следующее: “Высший финансовый регулятор страны может принять дисциплинарные меры в отношении генерального директора банка Kookmin Кана Чона Вона вслед за расширенным изучением банка из-за предполагаемых нарушений. Новостное агентство Yonhap цитирует следующие сказанные представителем Службы финансового надзора слова: “Мы намерены представить в следующем месяце результаты нашего исследования по KB Financial Group и Kookmin Bank в дисциплинарный комитет. Мы перейдем к дисциплинарному процессу как можно быстрее”.

Тут следует, пожалуй, сказать, что в южнокорейских средствах массовой информации сообщения о том, что у национального финансового регулятора возникли серьезные вопросы по деятельности банка Kookmin, стали широко распространяться еще в начале 2010 года.

В вышеназванной публикации из газеты Korea Herald говорилось на этот счет так: “В январе-феврале этого года СФН (Служба финансового надзора) мобилизовала более 40 инспекторов для изучения группы KB Financial и ее финансового подразделения Kookmin. Она провела в декабре предварительное исследование. Она рассмотрела предполагаемые нарушения с участием Кана и некоторых внешних директоров, а также управленческие решения, принятые Каном. Одним из них является решение Кана от 2008 года о приобретении казахстанского банка “ЦентрКредит”, которое, по оценкам, навлекло на Kookmin номинальный убыток в размере 250 млрд. вон ($224 млн.)”.

Следует добавить, что названная казахстанская банковская структура фигурирует почти во всех случаях, когда публично поднимается вопрос о затеянных Службой финансового надзора Южной Кореи разбирательствах с банком Kookmin и его руководством. Отсюда можно сделать вывод, что именно эта сделка, похоже, вызывала наибольшие нарекания.

Примечательным представляется еще вот что. После того, как в январе 2011 года южнокорейские СМИ достаточно активно обсуждали затеянную финансовым регулятором проверку деятельности банка Kookmin из-за предполагаемых нарушений и, помимо прочего, из-за возникающих в связи приобретением им казахстанского “ЦентрКредита” вопросов, там по этой теме вроде как наступило затишье. Но потом, в самый канун состоявшегося в апреле 2011 года официального визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Южную Корею такие разговоры вновь активизировались.

Стоило главе РК вернуться оттуда, тамошняя вышеназванная активизация получила, вроде как, своеобразное продолжение в Казахстане. Так, 27 апреля 2011 года информационное агентство Reuters передало репортаж под названием Financial police raid Kazakh bank CenterCredit | Reuters — “Финансовая полиция совершила рейд на казахский банк “ЦентрКредит”. В нем говорилось следующее: “Казахская финансовая полиция совершила рейд на офис “ЦентрКредита” CCBN.KZ, четвертого крупнейшего кредитора страны, частично принадлежащего южно-корейскому банку Kookmin, — заявил банк во вторник, отрицая какие-либо нарушения. “ЦентрКредит” сказал, что финансовая полиция проводила проверку его документов после того, как анонимное письмо обвинило банк в “нарушении кредитной политики”. “Все обвинения не имеют никаких оснований, и мы уверены, что мы правы, так что наши клиенты не должны волноваться”, — процитировала пресс-секретарь “ЦентрКредита” слова генерального директора Владислава Ли”.

Эта история действительно не имела серьезных последствий для деятельности “ЦентрКредита”. Во всяком случае – на взгляд со стороны.

Kookmin, подразделение KB Financial Group, владеет 42 процентами, тогда как International Finance Corporation располагает 10 процентами акций банка “ЦентрКредит” из Казахстана.

В своей вышеназванной второй публикации за авторством Сона Джун-а газета Financial Times сообщила о сделанном южно-корейской Службой финансового надзора заявлении о начале накладываемого им лимита на новые инвестиции банка Kookmin в такие небанковские виды деятельности, как страхование и брокерские услуги. Она также вынесла дисциплинарное предупреждение в отношении бывшего генерального директора банка Kookmin Кана Чона Вона, которое отлучает его от работы в финансовой компании на три года. В общей сложности 88 сотрудников в банке Kookmin были наказаны за различные формы нарушения.

Проведенное Службой финансового надзора расследование в банке Kookmin, как сообщила Financial Times, выявило, что господин Кан навлек убытки на сумму, по меньшей мере, в 400 млрд. вонов ($338 млн.), связанные с казахстанским приобретением. Напомним, что еще в апреле 2011 года речь шла о 250 млрд. вонов ($224 млн.) в качестве финансовых потерь от вхождения названного южнокорейского банка в “ЦентрКредит”. Служба финансового надзора заявила, что господин Кан не сообщил важнейшую финансовую информацию, касающуюся “ЦентрКредита”, совету директоров банка Kookmin. Проявляя должную бдительность, господин Кан, как утверждает СФН, обнаружил, что у казахского банка имелось много внешней задолженности, которая потребовала бы от банка Kookmin откладывания дополнительных провизий по убыткам. Однако он, по словам представителя Службы финансового надзора, не удосужился сообщить это совету директоров своего банка, что привело к неверным управленческим решениям и соответствующим убыткам.

Господин Кан ушел в отставку.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.