Business New Europe: Астана предложила Ульбинский металлургический завод в Усть-Каменогорске в качестве места для международного банка ядерного топлива

Глава МИД РК Е.Идрисов считает, что банк ядерного топлива «ярко высвечивает наш вклад в дело нераспространения и мирного использования атомной энергии»

Издание Business New Europe опубликовало статью под названием «Kazakhstan to seal international nuclear fuel bank».

В ней говорится так: «Казахстан находится на завершающей стадии переговоров с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) относительно планов по размещению у себя международного банка ядерного топлива.

В то время, когда ряды стран, инвестирующих средства в атомные электростанции, растут, банк сделает возможным для них покупку топлива вместо создания своих собственных заводов по обогащению. Запуск международного банка тогда имеет целью оказание содействия предотвращению распространения ядерного оружия.

Астана предложила Ульбинский металлургический завод в Усть-Каменогорске в качестве места для международного банка ядерного топлива

«Казахстан разместит на своей территории международный банк низко-обогащенного урана МАГАТЭ и в настоящее время завершает переговоры по подготовке соглашения по его размещению, — утверждается в заявлении казахского министерства иностранных дел. – Мы считаем, что развитие многосторонних подходов к ядерному топливу, включая создание гарантированных запасов ядерного топлива, будет способствовать мирному использованию ядерной энергии».

«Принятие окончательного решения по банку ожидалось в 2013 году, но переговоры все еще продолжаются», — говорится в этом документе.

Казахстан является ведущим производителем урана в мире и в прошлом году выдал 38 процентов мирового объема продукции. В стране действуют семнадцать урановых горнорудных проектов, 12 из них представляют собой совместные предприятия с зарубежными партнерами.

Астана предложила советской постройки Ульбинский металлургический завод в Усть-Каменогорске на самой восточной окраине страны в качестве места для топливного банка, который будет хранить, а также распределять низко-обогащенный уран на международном уровне.

В 2012 году глава государственного ядерного агентства «Казатомпром» заявил, что завод является одним из самых безопасных мест в мире для хранения урана».

Появление такого заявления МИД РК, по-видимому, представляет собой начало реализации разработанного несколько ранее плана казахского правительства по информированию отечественной общественности относительно появления в стране международного банка ядерного топлива. Информация о том, что он готовится, была распространена прошлой осенью внешнеполитическим ведомством республики.

Глава МИД РК Ерлан Идрисов, выступая 16 октября прошлого года во время правительственного часа в казахстанском парламенте, заявил так: «Население Казахстана будет проинформировано о деятельности банка ядерного топлива на основе специального плана, разработанного министерством иностранных дел страны для этой цели».

По его словам, выходит, что «Банк ядерного топлива не несет никаких экологических и иных угроз, наоборот, он ярко высвечивает наш вклад в дело нераспространения и мирного использования атомной энергии».

Что ж, удивляться тут, в общем-то, особенно нечему. Не мытьем, так катаньем те, кто желает того, чтобы Казахстан, так или иначе, оказался приспособлен к нуждам других использующих атомную энергетику стран, своего добиваются. В одно время государственные структуры Казахстана предлагали решать проблемы, связанные с последствиями ядерных испытаний, посредством завоза ядерных отходов из других стран. По их словам получалось, что иначе их никак не решить. От этого предложения, вызвавшего волну возмущений общественности, удалось отбиться. Но после небольшого затишья появилась другая, не менее опасная идея: создать в стране международный банк ядерного топлива. Она-то уже реализуется.

Такие предложения и комментировать-то затруднительно. Но, согласитесь, тут есть повод для сомнения в том, что идея завоза ядерных отходов в Казахстан или идея создания международного банка топлива на его территории продиктована именно императивной необходимостью решения проблемы экологического оздоровления зоны Семипалатинского полигона, а также подобных ей участков в других регионах страны. Названная парочка идей – это, по сути, две стороны одной медали. И вторая из них, если судить по справедливости, ничуть не менее опасна, чем первая. Но ее власти, воспользовавшись тем, что общественная бдительность после потрясений последних лет (события в Жанаозене и их последствия, серия террористических актов и т.д.) притуплена, все-таки уже, считай, реализуют.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.