Издание Huffington Post UK опубликовало статью под названием «This Is Not Cold War Russia, This Is Imperial Russia» — «Это – не Россия времен холодной войны, это — имперская Россия».
В ней говорится так: «Иногда для того, чтобы разобраться в настоящем, мы должны лучше понять прошлое. Это был викторианской государственный деятель и премьер-министр лорд Пальмерстон, кто лучше всего оценил поведение России:
«Политика и практика российского правительства всегда заключалась в том, чтобы продвигать свои поползновения настолько быстро и настолько дальше, насколько апатия или недостаток твердости у других правительств позволяют ему делать это, но всегда останавливаться и отступать, когда оно встречало решительное сопротивление, а затем дожидаться следующего удобного случая».
Некоторые вещи никогда не меняются. Какой Россия была описана Пальмерстоном в 1850-ых годах, такой именно Россию мы видим сейчас в Крыму.
Много было риторики политиков и комментаторов, утверждающих, что то, чему мы являемся сегодня свидетелями, представляется свойственным холодной войне поведением и возрождением Советской России. Такая точка зрения не только ошибочна. Она представляет собой всецело превратное восприятие намерений Владимира Путина.
Та Россия с ее осуществляемыми на наших глазах сегодня действиями в Крыму – это не Россия времен холодной войны, это имперская Россия. Поведение Путина похоже на поведение российских царей, которые создавали имперскую Российскую империю, вовлекая в ее состав одну страну за другой, одно ханство за другим, одно королевства за другим. Иногда посредством договоров. Иногда мечом. Глазами россиян в свое время территориальные приобретения XVII и XVIII веков, которые отчасти определяли имперскую Россию, рассматривались не как «аннексии», а как вступление во владение тем, что уже принадлежало им. В то время имперские завоевания России широко характеризовались как акты освобождения православных христианских собратьев из-под польско-католического правления.
Уберите религиозное определение и замените его необходимостью защиты — перефразируя Владимира Путина — братских связей Москвы с этническими русскими, и мы получаем аналогичную ситуацию.
Но так же, как и в XIX веке, Москва сегодня видит себя забирающей то, что, по ее разумению, уже принадлежит ей. Будь то Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Крым, создание предлагаемого Евразийского союза, Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, или то, что равнозначно сюзеренитету Армении во всем, кроме названия, империя восстанавливается — мечом и посредством договоров.
Для многих аннексия Крыма будет выглядеть как фактор изменения правил игры в международных нормах. Аннексия соседней страны силой является беспрецедентным в XXI веке. Последний раз такое произошло тогда, когда Саддам Хусейн аннексировал в 1990 году Кувейт с тем, чтобы сделать его 19-й провинцией Ирака.
Те действия России, свидетелями которых мы стали за последнюю пару недель, были преднамеренными и просчитанными. Они являются частью гранд-стратегии, запущенной в настоящее время Путиным. События, разворачивающиеся сегодня в Крыму, восходят корнями к провалу российской «перезагрузки» между округом Колумбия и Москвой, одностороннему разоружению Европы, которая оставила европейцев неспособными защищать самих себя, отходом Соединенных Штатов от Европы. Россия смогла использовать ситуацию в своих собственных интересах, рассчитывая на то, что Запад не будет (или, что еще хуже, не может) ответить каким-либо существенным образом. Она права.
Как знал Пальмерстон, Россия будет делать то, что, как она знает, может ей сойти с рук. Не больше и не меньше. То, что относилось к императорской России, относится и к путинской России. Именно через такую призму мы должны рассматривать проблему.
Западу не нужна реакция. Ей нужна стратегия».
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.