Доминирование одного государства над другим исключает механизм консенсуса в ЕЭС, заявляет Сагинтаев

Астана. 8 апреля. КазТАГ — Оксана Скибан. В Евразийском экономическом союзе (ЕЭС), образуемом Казахстаном, Россией и Беларусью, доминирование одного государства над другим исключено согласно механизму консенсуса, сообщил первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев.

“В проекте договора по Евразийскому экономическому союзу обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов сторон. Также заложен четкий механизм консенсуса при принятии стратегически значимых вопросов, решения на всех уровнях, что исключает всякую возможность доминирования одного государства”, — сообщил Б. Сагинтаев на брифинге в службе центральных коммуникации при президенте РК во вторник.

Как пояснил Б. Сагинтаев, “самое главное, что Евразийский экономический союз не является политическим объединением”.

“Предметом договора являются вопросы исключительно экономического сотрудничества”, — подчеркнул он.

В ходе переговоров казахстанская сторона полностью отстояла позицию о недопустимости политизации союза и обсуждение в его рамках вопросов, затрагивающих национальные компетенции и государственные суверенитеты.

Также не стали рассматривать в рамках проекта договора нормы о сотрудничестве сторон в неэкономических сферах. Вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, нелегальной миграции вообще не рассматриваются.

В союзе, по информации первого вице-премьера, 2 постоянно действующих органа — Евразийская экономическая комиссия и суд. В них будет обеспечено равенство сторон.

“Мы делегировали трех членов в коллегию — Даниал Ахметов, бывший председатель АРЕМ Нурлан Алдабергенов и бывший заместитель министра экономики и торговли Тимур Сулейменов”, — напомнил он.

Б. Сагинтаев рассказал, что в рамках ЕЭС применяется механизм принятия решений или консенсусом, или квалифицированным большинством.

“Консенсусом принимаются наиболее чувствительные вопросы. Перечень таких вопросов будет определяться и утверждаться главами на высшем совете. По остальным вопросам решения будут приниматься квалифицированным большинством, то есть две трети голосов. Но, когда мы говорим о двух третях голосов, мы добились того, что в этих двух третях голосов должен присутствовать один из членов коллегии с каждой стороны. Один из трех наших членов коллегии в этих двух третях должен быть, только тогда будет принято решение”, — пояснил Б. Сагинтаев.

Также он уточнил, что если какое-то решение не будет устраивать одну из сторон, есть возможность блокировать решение советом комиссии. Далее решение может быть блокировано на уровне межправительственного совета, который возглавляет премьер-министр, а затем — высший совет, в котором собраны уже главы государств.

“Есть все меры, если решение нас не будет устраивать, мы можем принять меры, и оно (решение — КазТАГ) не вступит в силу”, — отметил первый вице-премьер.

“Что касается структурных подразделений комиссии, то мы также договорились с нашими коллегами о том, что, если брать должностных руководителей структурных подразделений комиссии на уровне департаментов, то сегодня имеется 23 департамента. Два директора из Беларуси, три — из Казахстана, остальные — российская сторона. Это распределено, исходя из нашего участия в формировании бюджета комиссии”, — сказал Б. Сагинтаев.