В закрытом режиме обсуждена ситуация на месторождении Кашаган в правительстве Казахстана

Астана. 18 апреля. КазТАГ — Ситуация на месторождении Кашаган в правительстве Казахстана с участниками консорциума обсуждена в закрытом режиме, сообщил корреспондент КазТАГ.

“Мы знали о том, что в четверг (17 апреля — КазТАГ) пройдет встреча инвесторов Кашаганского проекта с членами правительства. Два дня перед этим пытались выяснить формат встречи, место и время, обсуждаемые вопросы. Нам сообщили, что совещание пройдет в закрытом режиме без объяснения причин. После встречи не было брифинга, не был разослан итоговый пресс-релиз. Все было покрыто какой-то тайной”,- сообщил наш корреспондент по телефону поздно вечером в четверг.

Тем не менее, агентству стали известны некоторые подробности встречи, с которыми поделился источник в казахстанском правительстве.

“На встрече конкретных решений принято не было. Обсуждались текущие вопросы, связанные с производством работ на месторождение. Инвесторы говорили о рисках и том, что в этом году, возможно, не стоит ожидать возобновления нефтедобычи. Если по наземному трубопроводу есть какая-то определенность, то по морской его части еще нужно провести исследования после схода ледового покрова. На это необходимо время и средства, поэтому участники проекта обязались предоставить детальные планы только к концу мая”,- отметил собеседник.

Разочарование с едва тлеющей надеждой на благоприятный исход — так можно оценить общий настрой казахстанского правительства в связи с ситуацией на Кашагане. По нашему мнению, о полном провале не осмелиться сегодня сказать ни один член правительства, тем более инвестор, вложивший огромные средства в гигантский проект. Понятно, что стучать кулаком по столу и оказывать давление зарубежных партнеров — дело бесполезное. У них опыт, передовые технологии, и самое главное — финансы. Теоретически они также могут хлопнуть дверью, но это маловероятно.

С другой стороны, как нам известно, акционеры не раз поднимали вопрос о смене оператора в лице итальянской Agip на британский Shell на ранней стадии проекта. Но не сложилось как-то, тут, может, повлияли педантичность и чопорность англичан, а может проворность и сговорчивость итальянцев. Казахстанское правительство оставило все как есть, сделав ставку на заведомо слабого игрока и по опыту, и по финансам. Это, в свою очередь, привело к компромиссам по многократному увеличению бюджета и неоднократному переносу сроков коммерческой добычи.

Новому оператору NCOC досталось тяжелое наследие на заключительной фазе, но главная его трудность — поиск консенсуса между недовольными друг другом, а также сложившейся в последнее время на месторождении ситуацией, акционерами. Тут еще к ним присоединился китайский партнер, против которого все глухо возражали. Он долго не смог зайти через дверь, зато потом ловко пролез через форточку.

Так решило правительство и теперь в силу этих и других обстоятельств у него нет особых привилегий диктовать условия. Деньги огромные уже вложены, сроки опять переносятся и теперь остается последний рубеж — отстоять определенный октябрем минувшего года условия невосполнения казахстанской стороной затрат иностранных инвесторов за счет будущей добычи. Конечно, они будут пытаться это сделать, но, как говорится, договор должен быть дороже денег. Иначе, прощай Кашаган…

Если казахстанское правительство разочаровано ситуацией на Кашагане, то пресса просто удручена тем, что не имеет доступа к информации из первых уст. Нам приходится ее искать окольными путями, но, тем не менее, и на месторождении, и в правительстве есть люди, которые готовы делиться с журналистами новостями, представляющий общественный интерес. Ведь любая закрытая информация или обсуждение вопросов, от которых зависит благополучие казахстанцев, рано или поздно становится достоянием общественности. Как говорится, шило в мешке не утаишь, а в нашем случае — в дырявой трубе не спрячешь…