Восточный подход к роскоши и сервису. Баку с его современной архитектурой, древними зданиями и традиционным укладом старшего поколения готовится к параду перед европейскими болельщиками

Баку удивляет, начиная прямо с международного аэропорта имени Гейдара Алиева. Он пропустил около 3 млн пассажиров в 2013-м. Трехъярусное здание в восточном стиле с куполом, просторные залы, магазины дьюти-фри в зоне прилёта особенно впечатляют после пассажирских толп и тесноты алматинского аэропорта

Баку  удивляет

Столица I Европейских игр

По шестиполосному автобану с ограничением скорости в 120 км едем в город с населением в 3,3 млн человек. Гид рассказывает и показывает готовые и строящиеся спортивные сооружения: новую национальную гимнастическую арену, которая уже приняла чемпионат Европы по художественной гимнастике в июне, арену водного поло и дворец водных видов спорта с тремя плавательными бассейнами, футбольный стадион, “Бакинский кристальный зал” — спортивно-концертный комплекс. В 2015 году в Баку пройдут I Европейские игры.

Группа заселяется в двадцатиэтажный пятизвездный отель JW Mariott Absheron, на площади Азадлыг. Я была здесь в 2005-м, но не узнала здания. Служащие того Mariott толком не владели компьютерами и процедура оформления безналичного расчета, помнится, стала проблемой. Оказалось, что в 2009-м здание снесли и на его месте через два года открыли новый отель. У нас на двоих — номер квадратов в 40, с кондиционером, телевизором, кофеваркой, холодильником, док-станцией для iPod … Ванная с раздвижными стенами, отдельным санузлом и душевой кабиной удивляет не только размером, но и набором мелочей, необходимых женщине. Кроме зубной пасты, щетки, шампуня, кондиционера и лосьона, есть спонжи, ушные палочки, увеличивающее зеркало и еще десятка два всего – просто праздник какой-то.

Обед в ресторане Chanaqqala. Кухня – национальная. Много зелени овощей и фруктов: петрушка, кресс-салат, базилик, укроп, кинза, мята, помидоры, баклажаны, виноград, алыча, абрикосы, персики. Лучше всего – сочный, сладкий инжир. А маслины здесь прямо в городе на деревьях растут. Подавали долму — “светофор” и традиционную – в виноградных листьях, кюфту-бозбаш – гороховый суп с фрикадельками и курдючным салом, разные кебабы из баранины и пловы, лосося и форель – гриль, ягненок с овощами в горшочке, кутабы – лепешки из тончайшего теста с просвечивающей начинкой – зеленью или мясом. Местные, сухие и полусладкие, вина, несмотря на постоянные сравнения с грузинскими, – хороши. На десерт: мутаки – маленькие полумесяцы с ореховой начинкой и знаменитая пахлава из тончайшего слоенного теста с орехами в сиропе. Каждый регион: Гянджа, Баку, Шеки и другие, производит свою пахлаву. Официанты, везде – только мужчины.

Ичери шехер

После конференции в отеле — экскурсия по старому городу, прогулка по знаменитой Торговой площади. Проходим через ворота. За высоченной и толстенной крепостной стеной в центре Баку находится Ичери шехер (Старый город) – жилой район с прорвой ресторанов, где прямо на узких улочках торгуют коврами, украшениями, сувенирами.

Ковры в Баку – везде: на улицах, в ресторанах, на рынках. Они – ручной работы, не снашиваемые, рассчитаны на десятилетия. Кто-то из группы купил такой, сотканный в регионе Газах (Qazax). Кстати, черную икру на рынке мы купили по $75 за 100-граммовую баночку.

Прошли по мощеным улочкам, знакомым по сценам из кино “Бриллиантовая рука” с его классическими уже фразами: “Поскользнулся, упал, очнулся – гипс” и “Цигель, цигель – ай-лю-лю”. Посмотрели на Девичью башню, полюбовались на каменную резьбу домов.

Кстати, строят дома здесь исключительно из местного светлого бежевого камня — аглая. Поэтому город кажется особенно чистым. Впрочем, уборщиц можно встретить на каждом шагу, и на улицах – тоже. Дома в центре подсвечены пооконно, по вечерам они – сияют. Улица имени поэта и мыслителя Низами, упрямо называемая бакинцами “Торговой”, пешеходная от пл. Фонтанов до ул. Бейбутова — тоже сияет: от дома к дому развешаны огромные “хрустальные люстры” со множеством ламп.

Роскошь – “ахиллесова пята” азербайджанцев: золото в украшениях, премиум автобренды – Mersedes-Benz, Ferrari, Chrysler. Бутики премиум брендов одежды: Dolce&Gabbana, Bally, Hugo Boss, Fendi и прочих, постоянно “лезли на глаза”. Даже сигареты. “На азербайджанском рынке марка Sobranie, как сигареты премиум сегмента вышла на первое место за два года”, — говорит менеджер по коммуникациям JTI Kazakhstan в Казахстане, Центральной Азии и Монголии Олжас Бибанов.

Боль азербайджанцев – Карабах. Все три дня в Баку мы слушали и слышали от гида, метрдотеля, представителей НПО, о том, что Армения ведет оккупационную войну и много доводов в пользу Азербайджана.

Баку  удивляет

Мугам

Во многих ресторанах старого города исполняют народную музыку – мугам. Он органично вписывается в полуподвалы, толстые каменные стены, ковры, бочонки и бутылки с вином и коньяком. Танцующих не видели, но слушают мугам с удовольствием. В каком-то – заслушались я и рядом – четыре женщины. Потом самая молодая что-то спросила, видимо, на азербайджанском, я не поняла. Говорю: “Я – русская”, но видя тоже непонимающие взгляды, исправляюсь: “I am Russian”. Она, видимо, перевела. Женщины, мягко улыбаясь, закивали головами.

Мугам – жанр азербайджанской классической музыки, устная музыкальная традиция, многочастное вокально-инструментальное произведение и, видимо, одна из главных культурных ценностей национального самосознания. Исполняется обычно коллективом из трех-четырех музыкантов. Один музыкант аккомпанирует солисту на таре, второй – на кеманче, третий – на нагаре (барабанах). Певец-солист протяжно “рассказывает” по частям драматические истории. Солист (ханенде) берет то высоко, то низко, тянет музыкальную фразу — до дрожания нижней челюсти.

Мы посетили международный центр мугама на Приморском бульваре – красивое здание с концертным залом, где музыканты специально для нас исполнили несколько произведений. Там впервые увидели девушку-солистку. Обычно мугам исполняют мужчины. И там же нам встретилась гражданка Канады лет пятидесяти, живущая и работающая в Баку для того, чтобы учиться мугаму.

Музей современных искусств

В бакинском (частном) музее современного искусства, открытом в 2009-м, собраны более 800 работ азербайджанских художников и скульпторов, в основном создававших и создающих свои произведения в авангардном стиле. В музее нет замкнутых форм. Два открытых этажа соединены лестницей. Белый цвет стен, мебели дарит ощущение легкости, воздушности, комфорта.

Бродили, смотрели работы народных художников Саттара Бахлулзаде, Беюкаги Мирзазаде, Эльмиры Шахтахтинской, Таира Салахова, Омара Эльдарова, Надира Абдурахманова и других. Много морской тематики. Есть фантастические сюжеты. Очень красивы портреты женщин правящей семьи, особенно – Мехрибан Алиевой, первой леди Азербайджана.

В музее есть по одной работе Сальвадора Дали и Марка Шагала, семь картин Пабло Пикассо. Самое сильное впечатление — от портрета немного грустной молодой женщины работы Шагала (надпись была на азербайджанском – не прочесть, в интернете — не нашла). Чем-то напомнила она изображения Пресвятой Девы. Пастельные тона, мягкие линии. Светлая печаль наклона головы, выражение глаз как будто ласкает, успокаивает.

Совсем другое настроение – вечернее, прогулочное, веселое, у работы Пикассо под названием, кажется, “Далматин”. Яркие краски, жизнелюбие. Сразу вспоминается поговорочка: “Держи хвост пистолетом!”. – Буду держать!

Баку  удивляет

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.