Возможен вариант, при котором боевики с севера Афганистана двинутся дальше на север

“Пусть приходят бородатые – может воровать не будут”. Дискуссионный клуб Разумова

“Для нас главная угроза из Афганистана – это наркотрафик”, – подчеркнул политолог Константин Сыроежкин на очередном заседании Дискуссионного клуба Разумова. Проблема не столько в том, что наркотрафик своими колоссальными деньгами коррумпирует любые противостоящие ему барьеры и структуры, сколько в подрыве здоровья молодежи. Угроза поставки боевиков из Афганистана в страны Центральной Азии тоже потенциально присутствует.

дискуссионный клуб разумов

“Афганистан и Центральная Азия: перспективы развития политической ситуации и безопасности региона” – так была заявлена тема очередного заседания Дискуссионного клуба Разумова, где докладчиком выступил Константин Сыроежкин. “Я пока не вижу никакого политического будущего в Афганистане”, – сообщил доктор политических наук. Джон Керри просто заставил одного из претендентов на президентский пост стать президентом.

Г-н Сыроежкин выделяет три главные угрозы, исходящие с территории Афганистана. Первая: насколько армия и силы безопасности официального Кабула готовы обеспечить безопасность. Их 138 тысяч, но все равно “пока ответ отрицательный”. Вторая: наркотрафик. За время присутствия войск США и их союзников практически ни одна лаборатория не была уничтожена, а производство героина выросло в 40 раз. При этом транзит примерно 40% экспорта осуществляется через страны Центральной Азии. Третье: на стороне талибов воюют группировки, которые родиной своего происхождения имеют страны Центральной Азии.

На последнем пункте стоит остановиться подробнее. Константин Сыроежкин полагает, что с активизацией боевых действий на севере Афганистана часть вооруженных формирований из этнических таджиков, узбеков, туркмен будет выдавлена дальше на север. “Я не знаю в каких масштабах к нам пойдет, но пойдет. А много нам не надо”, – прокомментировал он. Правда, потом докладчик заметил, что еще 2 года в запасе до реализации данного сценария у нас вроде как есть.

Причина, по которой “даже небольшие группы могут создать очень много головной боли” в отношении к ним населения. Если вспомнить баткенские события 1999 года в Кыргызстане, то многие жители рассуждали примерно так: “Пусть приходят бородатые – может воровать не будут”. К тому же за картошку и баранов местным сельчанам боевики платили хорошо.

Виктор Обухов, военный эксперт, опасность экспорта боевиков из Афганистана в страны Центральной Азии больше видит в “мирное” (по афганским понятиям) время. Потому что вторжение США 2001 года в Афганистан заставило группировки, готовившиеся к походу на Узбекистан, воевать против американцев.

Политолог Замир Каражанов в случае обострения ситуации надеется на региональные структуры безопасности вроде ОДКБ. Правда, там очень громоздкий механизм принятия решений и нужно как-то работать над его оптимизацией.

Ярослав Разумов, модератор заседания, высказал опасения на тот счет, что Афганистан способен выступить в качестве запала для узбекско-киргизско-таджикской глубинки, которая деградирует в социальном плане, но при этом испытывает бурный демографический рост.

В ходе дискуссии много говорили о границах. От того, что нужно укреплять пограничные войска, до вопроса где реально проходят естественные границы между различными цивилизационно-культурными и военными ареалами. “Нам надо думать об оформлении тех внешних границ, которых пока нет”, – заявил в этой связи Петр Своик, общественный деятель.

“Надо научиться договариваться. За 25 лет мы внутри СНГ договариваться не научились”, – акцентировал Константин Сыроежкин. В свете Афганистана данная родовая черта постсоветских политических элит становится все более опасной. В противоположность этому “Талибан” и Исламское государство признали друг друга и продекларировали полномасштабное сотрудничество. Сегодня к Сирии и Ираку приковано больше внимания, чем к Афганистану, однако геополитический расклад может поменяться таким образом, что в Афганистане станет значительно жарче. При этом г-н Сыроежкин разделяет точку зрения, согласно которой США и их союзники создают “зону управляемого хаоса” от Магриба до Индонезии. А главным объектом, на который направлено американское военное присутствие в Афганистане, является Китай.

Если перенестись в точку времени здесь и сейчас, то участники дискуссии сошлись во мнении, что военно-политических угроз из Афганистана пока нет. Наркотрафик – главная проблема. Однако в качестве катализатора для проблемных процессов в Средней Азии Кабул вполне может выступить.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.