Нацбанку надо позволить рынку найти собственную точку равновесия

Российский рубль подешевел по отношению к валютам Беларуси, Казахстана. Украина тоже связывает снижение гривны с девальвацией рубля. Беларусь наиболее зависима от торговли с Россией. Правительство и Нацбанк Казахстана тоже планируют предпринять меры. О некоторых уже объявлено вчера в совместном заявлении об основных направлениях экономической политики на 2015 год. Эксперты не считают список исчерпывающим и рассуждают методом исключения: введение комиссии на продажу валюты, одномоментная девальвация и фиксация цены тенге – маловероятны. Что же остается?

Правительство и Нацбанк в среду, 23-го, озвучили меры, которые будут приняты для повышения роли тенге в экономике. Из наиболее интересных для населения: государство увеличит гарантируемую Казахстанским фондом гарантирования депозитов выплату по депозитам в тенге в случае банкротства банка с 5 до 10 млн тенге. Будет снижена максимальная ставка вознаграждения по гарантируемым депозитам населения в долларах с 4% до 3% годовых.

В Беларуси толпы людей штурмовали магазины

Белоруссия, платежный баланс которой напрямую зависит от торговли с Россией и Украиной, усилила валютный контроль. Нацбанк всем крупным банкам предписал ввести срочные гарантированные вклады с индексацией со ставкой до 50%, в привязке к обменному курсу белорусского рубля для “повышения их привлекательности по сравнению со сбережениями в валюте”. Предприятия-экспортеры обязаны теперь продавать государству не 30%, а 50% валютной выручки. Валютные сделки до 1 февраля должны проходить только через биржу. Введен сбор в 30% за покупку валюты.

Официально, меры вызваны девальвацией российского рубля к белорусскому. С начала года белорусский рубль снизился к доллару — на 13%, российский — на 45%.

Радикальные меры должны стабилизировать курс нацвалюты, по крайней мере сейчас. Нацбанк Беларуси надеется сбить инфляционные и девальвационные ожидания, но сбор в 30% на покупку валюты фактически означает девальвацию. Правительство Белоруссии также ввело в субботу мораторий на повышение цен и тарифов, стремясь не допустить скачка инфляции после введенных на валютном рынке ограничений. Белорусские СМИ в пятницу сообщали о толпах людей, штурмующих магазины, чтобы купить импортные товары до того, как они подорожают вслед за валютой.

После введения 30% комиссии банки в Белоруссии снизили курс доллара, турфирмы и интернет-магазины – повысили

В Казахстане введение налога на покупку валюты будет шагом назад

Олжас Худайбергенов исключил девальвацию

Проблемы Казахстана от девальвации рубля — менее серьезные. Нацбанк Казахстана в пятницу сделал заявление об “отсутствии дефицита наличной валюты”. Казахстан, Белоруссия, Украина, в отличие от России, полностью контроль капитала не отменяли. И пока он есть, его можно ослаблять или усиливать.

В понедельник советник главы Нацбанка Олжас Худайбергенов говорил о заявлении, с которым в ближайшее время выступит Нацбанк и где будут определены механизмы устойчивой экономической ситуации. Он исключил девальвацию, свободное плавание и жесткую фиксацию тенге. В решении будет задействовано много рычагов и оно будет выгодным для держателей тенговых депозитов.

Во вторник Нацбанк продлил действие установленных пределов отклонения курса покупки от курса продажи валюты в обменных пунктах с 31 декабря 2014-го до 10 февраля 2015 года.

“После февральской девальвации коридор обменного курса для наличной конвертации долларов США установлен в размере 2 тенге, евро — 3 тенге, между курсом покупки и курсом продажи валюты. Для безналичной конвертации такого ограничения нет. В условиях конкуренции, редко кто выходит за рамки даже одного тенге. Это было сделано для предотвращения спекуляций на рынке и пока нет ограничений на валютообменные операции, это мера работает”, — комментирует заместитель председателя правления Темiрбанка Мухтар Беккали.

Казахстанцы понимают, что это – не все меры Нацбанка. “Внедрят ли в стране комиссию на продажу валюты? Или, может, повысят процентную ставку по тенговым депозитам? Или, раз решения Нацбанка будут выгодными для тех, кто размещал деньги в тенговых депозитах, то введут огромные комиссии за конвертацию долларов в тенге?”, — гадают граждане.

“Что касается налога на покупку валюты, опять же, в краткосрочном периоде, это сработает, в долгосрочном же — приведет к падению доверия к национальной валюте, появится теневой рынок, рыночный и официальный курс начнут разниться с прочими вытекающими из этого последствиями. Казахстан долго шел к равнозначности своей национальной валюты и иностранной валюты и возращение к инструментам прошлого столетия будет шагом назад”, — считает г-н Беккали.

Казахстанцы опасаются девальвации. Февральская “подножка” Нацбанка, выхватившего ради до сих пор не понятой государственной необходимости, пятую часть сбережений граждан, свежа в памяти. Нацбанку не доверяют.

“Рецепт государственного управления валютным рынком очень прост. Если рыночная экономика порождает перегибы, то их надо сглаживать, а не создавать собственные перегибы, что чаще всего и происходит. Нужно позволить рынку находить свою собственную точку равновесия”, — рекомендует банкир Беккали.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.