Nation: Задачи США заключаются в овладении углеводородами зоны Каспия, переигрывании России в Центральной Азии и сдерживании Китая с помощью Индии

С одной стороны, теперь у США в лице Нарендры Моди вроде как «имеется свой человек» в индийском истеблишменте. А с другой - этот же самый новый премьер-министр Индии, сразу же после своего прихода к власти в Дели озаботившийся, прежде всего, налаживанием тесных связей с Бараком Обамой, на состоявшемся в июле саммите БРИКС уверял президента России Владимира Путина в том, что связи между их странами сильны как никогда. «Любой индийский ребенок, которого попросят назвать «лучшего друга» его страны, ответит: «Россия», - заявил он тогда, - ибо Россия находилась рядом с Индией в кризисные времена»

Пакистанская газета Nation опубликовала аналитическую статью Мухаммада Захида под названием «Strategic Entrapment» — «Стратегическая западня».

Как Индия может быть лучшим другом и России, и Соединенных Штатов

В ней говорится так: «Стратегический диалог», который на днях имел место между США и Пакистаном, является довольно странным мероприятием, так как диалог сам по себе предполагает то, что у обоих участников дискуссии имеются свои стратегические расчеты в отношении региона, которые составляет суть разговора между ними. Большинство в курсе того, что американское стратегическое видение Азии после «холодной войны» твердо зиждется на задачах овладения углеводородами зоны Каспия, переигрывания России в Центральной Азии и сдерживания Китая посредством натравливания Индии на него.

Соединенные Штаты вкладывали много финансовых, дипломатических и людских ресурсов в попытку обеспечения этого стратегического видения, в числе коих можно назвать огромные экономические и военные инвестиций в Центральной Азии, затяжную войну в Афганистане и подготовку Индии в психологическом отношении к исполнению роли, которая была определена для нее с 1990-х годов. Хотя Америка испытывала разочарования в результате подъемов и спадов в индийской политике, сейчас представляется, что у Соединенных Штатов имеется свой человек в лице Моди. Ибо очевидно то, что Моди твердо верит в исполнение Индией этой роли и наличие у нее потенциала для проведения такой политики.

Трехдневный визит президента Обамы в январе в Индию, где будет обсуждаться множество стратегических вопросов, является еще одним свидетельством дипломатического обхаживания Индии на высоком уровне».

Важный вопрос, который в этой связи возникает, заключается, по мнению Мухаммада Захида, в следующем: если у США имеются четкие стратегические расчеты касательно этого региона, какая же роль в них определена Пакистану? Или же можно утверждать, что Пакистан располагает своим собственным стратегическим видением в отношении своего региона? Если это так, то, естественно, возникает вопрос о том, что это за видение и как нынешнее руководство в Пакистане действовало с тем, чтобы претворять в жизнь такое видение?

Что же касается Индии, сейчас она так же, как и во времена «холодной войны», продолжает поддерживать добрые отношения и с Вашингтоном, и с Москвой.

В прошлом месяце Индию посетил с официальным визитом российский президент Владимир Путин. По итогам его переговоров с индийским премьер-министром Нарендрой Моди был подписан пакет из 25 совместных документов о развитии сотрудничества между двумя государствами в самых различных отраслях.

Сейчас Индия уже готовиться к принятию американского президента Барака Обамы, собирающегося вскоре прибыть в Дели с официальным визитом. Ожидается, что он будет присутствовать в качестве почетного гостя на торжественном параде в честь отмечающегося в Индии 26 января Дня республики. То, что визит Барака Обамы приурочен к столь важному событию в индийской общественно-политической жизни, является само по себе свидетельством того большого значения, которое придается ему и в Дели, и в Вашингтоне.

Но вопрос о том, кому из этих двух великих держав, Америке или России, отдаст предпочтение Индия, все еще остается без ответа. Говард Лафранчи в своем материале под названием «How can India be BFFs with both Russia and the United States?» — «Как Индия может быть навечно лучшим другом и России, и Соединенных Штатов?», который опубликовала газета Christian Science Monitor, излагает в этой связи следующее: «Всего лишь через несколько дней после того, как Индия с большой помпой объявила о том, что новый премьер-министр Нарендра Моди примет президента Обаму в конце января, в День республики, господин Моди изливает любовь — и прибыльные оборонные и энергетические контракты — на российского президента Владимира Путина». Для Говарда Лафранчи в данном контексте интригующим вопросом представляется то, почему же «новый индийский премьер-министр, избранный в мае и с тех пор, согласно многочисленным сообщениям, наладивший близкие отношения с Обамой, выставляет напоказ не только исторически тесные связи Индии с Россией, но и также теплые отношения с Путиным». И автор сам же дает на него такой ответ: «Смысл мессиджа Моди заключается, кажется, в том, что растущая Индия с глобальными амбициями расширяет свои горизонты в сторону новых партнеров, но при этом не собирается забывать старых друзей».

В числе «старых друзей» тут, конечно же, подразумевается Россия. С одной стороны, теперь у Соединенных Штатов в лице Нарендры Моди, как утверждает Мухаммад Захид, вроде как «имеется свой человек» в индийском истеблишменте. А с другой — этот же самый новый руководитель Индии, сразу же после своего прихода к власти в Дели озаботившийся, прежде всего, налаживанием тесных связей с Бараком Обамой, на состоявшемся в июле саммите БРИКС уверял президента России Владимира Путина в том, что связи между их странами теперь сильны как никогда. «Любой индийский ребенок, которого попросят назвать «лучшего друга» его страны, ответит: «Россия», — заявил он тогда, — ибо Россия находилась рядом с Индией в кризисные времена».

Нарендра Моди при переговорах с Бараком Обамой в Дели в ходе визита того в его страну, который должен состояться 24-26 января, наверняка станет следовать своему ранее озвученному обещанию добиваться укрепления экономических связей с США. Но при этом Индия под руководством своего нынешнего премьер-министра давала и дает понять всем то, что она хочет продолжать поддерживать ровные отношения со всеми партнерами и не намерена отказываться от своих таких старых друзей, как Россия и другие постсоветские государства.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.