Тунеядцы в законе

В Беларуси принят декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества"

Одиозный закон, о котором в Беларуси говорили около года, увидел свет. Александр Лукашенко 2 апреля подписал декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества", рабочее название которого – "декрет о тунеядцах".

декрет о тунеядцах

Забытым с советских времен статусом тунеядцев белорусов пугали больше года. Размер налога для тех, кто не работает и значит не принимает участия в финансировании социальных расходов, определили сразу – 20 базовых величин (аналог казахстанского МРП), или порядка 250 долларов. Но с целеполаганием и с дефинициями оказалось сложнее: чиновники не могли четко сказать, ни для чего нужен новый закон, ни кто такие тунеядцы.

Бездельники, домохозяйки, гастарбайтеры? Работающие, но уклоняющиеся от уплаты налогов? А может, те, кто по объективным причинам остался без работы? Или же асоциальные элементы? Если последние, то где они должны взять деньги на уплату налога?

Лукашенко в свое время на этот вопрос ответил вполне конкретно, предложив силовым структурам подумать над созданием трудовых спецпоселений для "граждан алкоголиков, хулиганов, тунеядцев". Всего же в стране с 9,5-миллионым населением президент насчитал 500 тыс. трудоспособных человек, не занятых в экономике.

"Пусть 100 тысяч – это домохозяйки и работающие на собственном подворье. А 400 тысяч чем занимаются? За чей счет живут? Причем эти они пользуются всеми благами государства, получая бесплатное образование, медицинское обслуживание, оплачивая услуги ЖКХ по дотируемым государством тарифам, а потом еще приходят к государству и требуют достойную пенсию" – возмущался Лукашенко и "именем революции" требовал вовлечь эти 400 тыс. иждивенцев в трудовую деятельность.

С первой попытки сделать этого не удалось. "То ли это люди, которые ни одного гвоздя в жизни не забили, то ли те, кто по 150 раз границу пересекает", – после трудных раздумий в конце 2013 года развели руками в Министерстве труда и отложили принятие нормативного акта до лучших времен.

Декрет 183 дней

"Лучшие" времена пришли вместе с экономическим кризисом. Все сомнения чиновников в правомерности законотворческой инициативы отпали, от клейма "тунеядец" отказались в пользу канцелярского определения – "граждане, которые в календарном году не участвовали в финансировании государственных расходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней в году". Целями декрета назвали стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности, вовлечение в легальную экономическую деятельность незанятого населения и предупреждение социального иждивенчества. За ними явно просвечивала одна-единственная цель – пополнить республиканский бюджет.

Согласно декрету №3, граждане и постоянно проживающие в Беларуси иностранцы, которые не работали более 6 месяцев в году, обязаны заплатить налог в размере пресловутых 20 базовых величин.

За добровольную "явку с повинной" в налоговую инспекцию "тунеядцам" полагается скидка – 10% от суммы налога.

Тем, кто не захочет заплатить налог самостоятельно, до 1 октября будущего года придет повестка. "Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора в соответствии с нормами декрета", – говорится в пояснении к декрету министерства труда и социальной защиты.

Среди "отмазок" от уплаты налога может быть работа по договору подряда, учеба на дневном отделении, военная служба, а также занятие ремеслом, в сфере агротуризма, оказание других услуг с уплатой налогов. Если гражданин работал в течение календарного года, но меньше 183 дней, то из суммы налога обещают вычесть уплаченный им подоходный налог.

В период участия в финансировании засчитываются также периоды, когда гражданин был временно нетрудоспособен, получал государственные пенсии или пособия, состоял на учете в центре занятости как безработный либо воспитывал ребенка в возрасте до 7 лет, либо ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, либо троих и более несовершеннолетних детей.

За границу либо в декрет

Этот нюанс – до скольки лет разрешить мамам сидеть с детьми – законодателями обсуждался особо. И предельный возраст ребенка, позволяющий маме оставаться домохозяйкой, держался в секрете, он стал известен только 2 апреля.

Из декрета следует, что, отправив ребенка в 1-й класс, женщине следует сразу же искать работу, если только у нее нет еще младших детей, либо она не многодетная мама. В противном случае за право посвятить себя дому из семейного бюджета придется ежегодно изымать круглую сумму. А если молодая мама воспитывает ребенка одна и, не работая, живет на средства родителей, значит ли это, что на бабушек-дедушек ляжет и обязанность по уплате налога? На этот и подобные вопросы ответов пока нет.

Еще один способ уклониться от налога на иждивенчество – уехать за границу. Основанием для неуплаты сбора является выезд из Беларуси на ПМЖ либо фактическое пребывание за границей свыше 183 дней в году. Это существенная деталь, учитывая, что многие белорусы работают за рубежом, не оформляя выезд на ПМЖ. Но смогут ли белорусские строители, которые работают в России, доказать свое отсутствие в Беларуси, еще вопрос. Ведь пограничного контроля между странами Союзного государства нет, и штамп в паспорте им никто не ставит.

Если гражданин работал в течение календарного года, но меньше 183 дней, то из суммы налога вычитаются уплаченный им подоходный налог.

За неуплату или неполную уплату сбора декрет грозит штрафом в размере от 2 до 4 базовых величин (от $25 до $50) или административным арестом, в течение которого штрафника заставят работать на общественных работах. Если и "иждивенец" и там будет отлынивать, то к нему "могут применяться дисциплинарные взыскания".

Об уголовной ответственности, по счастью, речи не идет, хотя в ходе обсуждения законотворцы грозили и ею "тунеядцам".

Примечательная деталь: несмотря на то что декрет был подписан 2 апреля, он применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2015 г. То есть фактически налог на "тунеядство" введен задним числом. И тот, кто в первом квартале не работал без уважительных, по версии декрета, причин, уже наполовину заработал себе статус иждивенца.

По итогам 2014 году уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси составил всего 0,5 % к численности экономически активного населения. Однако последние месяцы в центрах занятости наблюдался небывалый ажиотаж: белорусы поспешили заблаговременно получить статус безработных, чтобы не попасть в ряды тунеядцев.

И правильно сделали. Вероятно, правила постановки на учет ужесточат. Среди прочего, декрет поручает внести ряд изменений в законодательство РБ, усиливающие ответственность безработных за нарушение закона о занятости и создающие "мотивацию безработных к активному поиску работы".

В условиях масштабных сокращений на промышленных предприятиях страны и перехода на неполную рабочую неделю это положение декрета выглядит мерой уже не столько экономической, сколько политической. Когда грань между безработицей и тунеядством стирается, 250-долларовый налог становится дополнительным стимулом для белорусов пересидеть кризис пусть и на голодном пайке, зато на рабочем месте, оставаясь лояльным государству.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.