Президента просят наложить вето на закон «Об НПО», который уже прошел Мажилис и направлен в Сенат

«Закон противоречит политике открытого гражданского общества, потому что НПО не могут на 100% зависеть от государства». В Алматы прошла пресс-конференция «Нет – новому закону об НПО»

«Закон написан такой юридической техникой, что его можно толковать двояко», – подчеркнул Амангельды Шорманбаев, эксперт фонда «Международная правовая инициатива». «По существу, закон закрепляет презумпцию виновности общественных организаций», – указала Светлана Ушакова, президент ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития». Несмотря ни на что, законопроект, который коротко можно назвать «О финансировании НПО», прошел за один день два чтения в Мажилисе и направлен в Сенат. Уверенные в исходе голосования сенаторов, более 60 НПО Казахстана просят Нурсултана Назарбаева наложить на новый закон вето.

закон рк об нпо

«27 тысяч НПО – это практически отрасль народного хозяйства», – заметил Сейтказы Матаев, председатель правления Союза журналистов Казахстана.

«Государство собирается поставить под контроль и ликвидировать неугодные НПО», – заявил Амангельды Шорманбаев на основе анализа положений законопроекта. В частности, проект ограничивает деятельность НПО только социальной сферой; собственно правозащитная деятельность оказывается вне закона.

Все средства на реализацию проектов (государственные и иностранные), предлагается аккумулировать и распределять в созданном правительством акционерном обществе, которое будет называться «Оператор в сфере грантового финансирования неправительственных организаций». Наталья Янцен, директор ОО «Формирование налоговой культуры», обратила внимание на то, что в 2016 году для того, чтобы проадминистрировать 1 млрд тенге грантов, Оператор намерен потратить 419 млн. тенге. При этом предполагается, что 217 млн тенге этот новый государственный орган из 10 департаментов и 65 штатных сотрудников получит из бюджета, а остальные найдет самостоятельно. Каким образом – непонятно. «На зарплату часть денег идет внебюджетных», – акцентировала г-жа Янцен.

Предусмотрена новая руководящая и надзирающая структура – государственный Уполномоченный орган. Все НПО, помимо отчетов в налоговые и статистические органы, должны будут отчитываться перед этим Уполномоченным органом о деталях своей деятельности: творческих, организационных, финансовых и т. д.

В распространенном организаторами пресс-релизе говорится: «Любое прегрешение в отчетности (например, 2-дневное опоздание с отчетом, неправильное указание числа волонтеров) дает повод для судебного приостановления, то есть, по сути, уничтожения НПО. Государственные органы, от Уполномоченного до местных акиматов, наделяются правом проверять НПО по любому поводу, как на основании официального мониторинга, так и по кляузам в facebook. Ни одно НПО вообще не сможет существовать, если не зарегистрировано в новой Базе данных неправительственных организаций; проверку достоверности занесенных в Базу сведений и соответствующие выводы тоже должен делать Уполномоченный государственный орган».

Светлана Ушакова сообщила о том, что разработчики законопроекта заявляют, будто «введена уникальная система грантов». «Но это совсем не гранты. Если на стул повесить табличку «стол», то столом он не станет», – подчеркнула она. «Мы на сегодняшний момент не понимаем, какую информацию мы должны подавать. Знаем только, что до 31 марта», – выразила недоумение руководитель НПО.

«НПО давали свои поправки в законопроект еще с 2012 года. Мы прошли все этапы работы с государственными органами. Мы как организации шли по механизмам, но в итоге законопроект стал еще хуже», – констатировала Светлана Ушакова. «Самые ухудшающие нормы оказались внесены в Парламенте», – дополнил Амангельды Шорманбаев.

В свете появления Оператора г-н Шорманбаев рассказал о настроениях среди грантодателей: «Часть доноров однозначно намерена свернуть работу в Казахстане. Через коррупционную непрозрачную структуру многие работать не будут».

«Нет четких правил игры. У закона широчайшее поле трактования. Нет определенности», – отметила г-жа Ушакова.

«По имиджу страны закон ударит однозначно, но это не первый удар. Казахстан его переживет и не поморщится», – считает Тамара Калеева, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз». Тем не менее, НПО (прежде всего правозащитные) продолжают отстаивать свою позицию до конца: «Против закона и против разъяснения властью того, что она нам готовит».

К президенту страны, как гаранту Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обращаются с просьбой наложить вето на закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности неправительственных организаций».

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.