Валерий Соловей, доктор исторических наук, профессор МГИМО: я не исключаю, что ситуация на Донбассе будет просто брошена на произвол судьбы. Выживайте, как хотите. Ну, вы же прекрасно знаете, как Россия бросила своих соотечественников в начале 90-х

Валерий Соловей

— Валерий Дмитриевич, в последние недели новости с Украины и с Донбасса почти исчезли с российских телеэкранов и газетных страниц. Всё заслонила Сирия. Победы русского оружия в Сирии. Но тем временем процесс мирного урегулирования «проблемы Донбасса» развивается и приобретает всё более странные черты. ДНР и ЛНР собираются включить в состав Украины, наделив некоторыми правами автономии.

Но Донбасс и «большая Украина» полтора года воевали друг с другом. С обеих сторон убиты тысячи людей. А теперь, навоевавшись, стороны, стало быть, не расходятся по домам, как разошлись бывшие югославские республики или как разошлись Грузия с Абхазией. Нет. Украина собирается вернуть себе власть над «мятежниками». В сети уже пишут, что это приведёт к тому, что бывших ополченцев будут просто вылавливать по курятникам и расстреливать.

— Риск есть, и он очень серьёзен. Риск того, что Россия бросит на произвол судьбы не просто население Донбасса… Его-то она готова бросить на произвол судьбы. Если бы она относилась к нему чуть-чуть уважительнее и лучше, там вряд ли шла такая длительная война, которая привела к гибели тысяч людей и к страданиям миллионов. По крайней мере, полтора или два миллиона жителей Донбасса стали беженцами. К сожалению, избавить Россию от ответственности за подобное никто не может. Теперь что касается дальнейшего. Россия пытается предпринять меры по защите тех, кто был её орудием, её инструментом, в том числе военным инструментом в Донбассе. С этой целью создан Союз добровольцев Донбасса, который является сугубо кремлёвской креатурой. Предполагается, что деятели этого союза будут участвовать в местных выборах – в тех выборах, которые будут проходить в Донбассе по украинскому законодательству, но с некоторыми поправками. И Россия рассчитывает, что деятели из Союза добровольцев Донбасса на этих выборах победят. То есть там местная власть будет укомплектована бывшими ополченцами, добровольцами, в общем, бывшими военными.

— Насколько это реально?

— Это вполне реально. Пока там стоят фактически два армейских корпуса… Я имею в виду те части, которые укомплектованы из местных бойцов. По объёму это почти два армейских корпуса. В Донецке и Луганске. И они в состоянии в значительной мере контролировать там ситуацию, даже если контроль на украинско-российской границе будет возвращён Украине.

— Это удивительная конструкция. У меня не хватает фантазии, чтобы такое представить. Или просто не хватает знаний, чтобы провести исторические аналогии. Бывало что-то подобное в новейшей мировой истории? Украина ведь не победила Донбасс, не подавила «мятеж» силовым методом. Нет. Обе стороны не смогли добиться своих целей военными средствами и сели за стол переговоров. В результате которых одной стороне предложено лечь под другую.

— Поскольку это процесс ещё открытый, он может на любой стадии прерваться. Поэтому я бы не спешил проводить аналогии. Пока это более или менее похоже на Приднестровье. Вот именно сейчас. Но если будут проведены выборы, если украинская власть начнёт туда постепенно возвращаться…. Но, правда, Россия рассчитывает на то, что там возникнет союз Ахметова (украинский предприниматель, миллиардер, самый богатый человек Украины), его финансово-экономических интересов и вот этих полевых командиров, которые возглавят местные органы власти. Россия не только на это рассчитывает, она предпринимает все усилия, чтобы такой союз был создан. Он станет достаточной защитой от, скажем так, посягательств со стороны Киева и вместе с тем обеспечит для России возможность влиять через Донбасс на Украину в целом.

Аналогий, повторяю, я пока не вижу. В каком-то смысле это могло бы быть похоже на то, что происходило после гражданской войны в Таджикистане. Очень отдалённо. Помните, там проводилась политика национального примирения, когда часть лидеров оппозиции вошла в правительство и даже квоту получила.

— Но это привело к большим проблемам. Они и сейчас не закончились.

— Это всегда создаёт проблемы. Вы правы. Развитие событий на юго-востоке Украины будет зависеть от способности России, от её желания и от умения поддерживать своих людей в Донбассе. Однако я скажу, что в долговременной перспективе, через несколько лет, они, скорее всего, будут не очень нужны России, Возможно, и я даже уверен, появится новое российское руководство, которое захочет эту страницу своей истории, в общем бесславную, перелистнуть. Вы понимаете, да? Поскорее закрыть. И, соответственно, те, кто сейчас подаются как герои, вдруг могут оказаться военными преступниками.

Отчасти ситуация в Донбассе может оказаться похожей на ситуацию в бывшей Югославии, когда сербы поначалу одержали ряд военных побед и создали свои сербские анклавы на территории Боснии и Герцеговины, на территории Хорватии. А потом, через какое-то время, через полтора или два года в результате военных операций эти анклавы были раздавлены. Я не думаю, что в нашем случае речь пойдёт о широкомасштабной военной операции. В любом случае, Украине не с руки воевать. Но если Украина сможет выкарабкаться из кризиса, а она сейчас в тяжёлом кризисе, более тяжёлом, чем Россия, если у неё будет более или менее активное руководство, она сможет, я думаю, обеспечить интеграцию, возвращение этих территорий мирным путём. Так что будущее, в общем, открыто. Но я думаю и даже уверен, что там не произойдёт возобновления масштабных военных действий. В этом уже нет никакого смысла ни для кого.

— Если Киев получает контроль над внешней границей и законодательный контроль силовых структур над территорией Донбасса, не будет никакой необходимости в масштабных военных действиях. Начнётся тихое уничтожение бывших участников сопротивления. Несчастной обманутой пехоты «русского мира».

— Я полагаю, что не сразу, не в будущем году, но такое возможно. Потом что никто не отменил такое человеческое чувство как месть. И никто его отменить не в состоянии. Там будут проводиться спецоперации, будут, видимо, уничтожаться некоторые люди. Это высоко вероятно. Я бы даже сказал, что это неизбежно. Как это будет выглядеть – как бытовые стычки, или, там, случайная смерть в результате неосторожного обращения с оружием или автокатастрофы – это вопрос другой. Но то, что это будет происходить – несомненно. Даже если эти люди будут амнистированы, что Украина обещала. Согласно Минским соглашениям, она должна принять закон об амнистии. Правда, Украина хочет настоять на изъятиях – под этот закон не должны подпадать те, кого она считает военными преступниками. Посмотрим, в каком виде будет принят закон. Но даже если какие-то люди будут амнистированы, это не значит, что они смогут спокойно жить на этой земле.

— Если события действительно примут такой оборот, это будет жесточайшим уроком всему «русскому миру». Россия в очередной раз покажет миру, как именно она «не бросает своих»… Я, кстати, совсем не понимаю, почему включение Донбасса в состав Украины рассматривается как единственно возможный путь к мирному решению проблемы. Почему Россия не настаивает на варианте Приднестовья, на замораживании ситуации, на ещё каких-то вариантах, при которых украинская служба безопасности не будет допущена творить расправу над бывшими ополченцами?

— Я думаю, Россия постарается найти такие варианты. И, тем более, люди, которые там, в Донбассе, они постараются это сделать, поскольку для них это вопрос жизни и смерти в прямом смысле слова. Но ситуация в Донбассе зависит от общей динамики, в том числе от ситуации в России. Я думаю, что в скором времени России может оказаться не до Донбасса.

— Даже так?

— Да. В силу внутренних причин. И ситуация на Донбассе будет просто брошена на произвол судьбы. Выживайте, как хотите. Ну, вы же прекрасно знаете, как Россия бросила своих соотечественников в начале 90-х. Как хотите, так и выживайте. Лояльны вы или не лояльны, военный вы или не военный. Я полагаю, что подобное может произойти и на Донбассе. Хотя, повторяю, принимаются определённые меры, которые должны защитить вот эту прослойку полевых командиров и тех, кто участвовал в военных действиях. Превратить их в оплот влияния России. Возможно, на первом этапе это удастся. А что будет дальше, мы не знаем. И они тоже не знают. Надо сказать, что эта война с самого начала была очень сомнительной, и она не закончилась победой. Это совершенно точно. 

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.