Сокращение доходов от экспорта нефти и девальвация тенге вызовут непременный рост стоимости бензина

Алматы. 24 марта. КазТАГ – Данияр Дауталиев. В условиях сокращения доходов от экспорта нефти и одновременной девальвации тенге цены на бензин в Казахстане непременно будут расти, считает независимый эксперт в нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.

«При падении мировых цен, текущие цены поставок для многих оказались убыточными. То есть при сжатии «экспортного» пирога и одновременной девальвации тенге — цены на бензин непременно будут расти. Раньше литр АИ-92 стоил 60-70 центов, сейчас — около 35», — отметил О. Байдильдинов в комментарии агентству КазТАГ.

При этом он пояснил, что в Казахстане внутренние цены на бензин в большей степени зависят от внешних факторов. Основные из них — мировые цены на нефть, розничные и оптовые цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в приграничных регионах России, официальные курсы валют (тенге/доллар, тенге/рубль)

«Мировые цены на нефть: казалось бы, причём тут наш Аи-92 на заправке в Астане и цена Brent на торгах в Лондоне? Зависимость есть. Непрямая, но есть. Когда нефтедобывающие компании поставляют нефть на экспорт, они получают/получали хорошие валютные доходы», — отметил эксперт.

По утверждению О. Байдильдинова, внутренние цены всегда были компромиссом между максимально возможной ценой при экспорте и производственной себестоимость добычи в РК.

«То есть раньше условная чистая прибыль при ценах свыше $100 за баррель у наших компаний составляла $40-50 с каждого барреля. В виде дохода им «оставалось» меньше, так как часть доходов направлялась в Национальный фонд и на другое. При этом внутренняя цена могла составлять половину экспортной стоимости, а то и меньше. Но при сверхдоходах экспортеры могли «пожертвовать» частью своих прибылей, поставляя нефть на внутренний рынок по цене чуть выше себестоимости», — подчеркнул он.

Вторым фактором, влияющим на ценообразование в Казахстане, является стоимость бензина в России. Поскольку 40-50% перерабатываемой нефти в Казахстане поставляется из России и ещё около 30-40% высокооктановых бензинов также импортируется из РФ, уточнил эксперт.

«То есть цены всегда были в зависимости от внутрироссийских цен», — констатировал О. Байдильдинов.

Вместе с тем он отметил, что повышение акцизов в России не будет напрямую влиять на цену поставок в Казахстан.

«Это вопросы налогообложения в рамках ЕАЭС (Евразийского экономического союза — КазТАГ), но они будут оказывать косвенное воздействие на рост цен у нас в РК», — пояснил эксперт.

В качестве третьего фактора О. Байдильдинов выделил соотношение официальных курсов валют в парах тенге/доллар и тенге/рубль.

«Точнее рубль/доллар, так как все мировые валюты торгуются к друг другу через кросс-курсы к доллару США. Тут, как понимаете, ситуация труднопредсказуемая. В какие-то периоды поставки нефти и нефтепродуктов из России могут быть выгодными для российских производителей/экспортеров, в какие-то — нет. Как всеми известная ситуация с машинами из России», — обратил внимание он.

«В целом, ждать снижения цен на ГСМ в Казахстане не нужно. И в рамках ЕАЭС, и в рамках ВТО (Всемирной торговой организации — КазТАГ) наши страны должны перейти на равнодоходные цены, то есть цены, обеспечивающиеся равную доходность экспортных поставок и внутреннего рынка, за вычетом налогом и транспортировки. То есть цены в любом случае будут расти», — заключил эксперт.