Алмагуль Абильдинова: В Казахстане лишь около 40 компаний в сфере общепита имеют сертификаты халал

Значок «халал» казахстанские предприятия стали использовать уже давно. Однако правильный значок еще не означает, что продукция действительно соответствует религиозным стандартам

Алматы. 3 мая. КазТАГ – Мадина Алимханова. Значок «халал» казахстанские предприятия стали использовать уже давно. Однако правильный значок еще не означает, что продукция действительно соответствует религиозным стандартам. О том, почему нужно остерегаться подделок, агентству КазТАГ рассказала эксперт ТОО «Халал Даму» при Духовном управлении мусульман Казахстана (ДУМК) Алмагуль Абильдинова.

халал

***

— Халал — это чисто религиозное понятие или существуют какие-то определенные стандарты?

— Халал-стандарты во всех государствах — это религиозные стандарты. Практически каждая буква, каждое слово — это фетва, в которой говорится о том, насколько правомочны те или иные решения с религиозной точки зрения, разрешается ли свинина, разрешается ли алкоголь, мертвечина, что запрещено. А фетву в каждом государстве выдает только Духовное управление мусульман.

Духовное управление мусульман Казахстана на себя это взяло, потому что поступали жалобы, просьбы о том, чтобы проверка была серьезная и централизованная. Наше руководство выезжало в Малайзию, Арабские Эмираты, Татарстан, перенимало опыт у людей, которые в этой сфере долго работают. У нас разработаны свои стандарты с учетом особенностей ханафитского мазхаба.

— И сколько компаний в сфере общественного питания уже имеют ваши сертификаты?

— За полтора года около 40 компаний по Казахстану сертифицировались духовным управлением.

— Сколько времени занимает процесс сертификации?

— Смотря какое предприятие. Компания подает нам заявку, мы заключаем договор. Затем полностью осматриваем предприятие, все составы и ингредиенты, в течение 10 дней идут лабораторные исследования и затем мы проводим тренинг — вне зависимости от того, сколько там человек участвует. Мы не ставим такой задачи, чтобы платили за определенное количество людей – хоть один человек, хоть 500. Даже технический персонал может людей ввести в заблуждение, поэтому мы просим, чтобы обучение прошло как можно больше сотрудников. У нас тренинги очень красочные, с видеофильмами, как забой должен проходить, какой неправильный забой, насчет воды, насчет ГМО, много интересных фильмов.

— Как дорого обходится получение сертификата?

— У нас сертификация бесплатная, сертификаты мы не продаем. Компании платят за консалтинг, обучение, тренинги чисто символическую цену, и еще минимальная плата взимается контролерами. Единственное, что оплачивается, – это лабораторные исследования. Компании платят непосредственно лаборатории, мы с этого ничего не имеем.

— В последующем соблюдение стандарта как-то проверяется или это разовая акция?

— Имамы проходят обучение на экспертов и становятся инспекционными контролерами. 2-3 раза в месяц идет инспекционный контроль каждого предприятия. В Алматы во всех районах есть назначенные, обученные контролеры-имамы. Они в состоянии все контролировать и регулировать.

Сейчас мы начали проводить эту работу по всем регионам Казахстана. По всем городам у нас есть региональные представители, наши эксперты-имамы, которые ходят на предприятия и контролируют процесс производства, чтобы не было нарушений стандартов халал, чтобы составы проверялись.

Может, у тех людей, которые просто пишут «халал», и хорошие намерения, но они не знают, как это сделать. Наша миссия – прийти к этим людям, разъяснить им, что такое халал, чтобы они отрегулировали свои составы и получили наш сертификат, наш запатентованный логотип, и дальше работали.

— Как определить, имеет кафе или сеть фастфуда сертификат ДУМК?

— Духовное управление только полтора года работает в этом направлении. Сети общественного питания только недавно начали сертифицировать. Вот KFC только недавно получили сертификат, ориентировочно числа 15 марта. До этого там некомпетентный орган повесил запатентованный логотип духовенства и людей ввели в заблуждение. Люди думали, что духовное управление сертифицировало, они ходили туда, а на самом деле этот процесс не был проведен. Какая-то частная компания присвоила знак духовенства, повесила его, но никакой проверки не проводила. Представители этой компании не были экспертами, они были некомпетентны.

Может, в компании ожидали, что придут, молитву им прочитают — и все. У людей такое представление. Но это очень щепетильный труд. Когда мы пришли эту работу проводить, они в шоке были.

Та же частная компания пришла и «Алматинскому продукту» точно так же, как KFC, дала наш логотип. И теперь «Алматинскому продукту», которые производят халву, сладости, мы сделали предложение, чтобы они прошли у нас сертификацию. Они сейчас думают. Они понимают, что не имеют права на использование запатентованного логотипа.

Никто не собирается ни с кем судиться, мы все-таки люди духовные, гуманные, мы никаких судебных издержек не хотим, мы на это не пойдем. Мы предлагаем пройти правильную сертификацию, и если уже взять логотип, то ему соответствовать.

Есть такие частные компании в Казахстане, которые некомпетентны это делать. Они дают бумагу, но они не соответствуют требованиям и вводят людей в заблуждение. Кого только нет! Кто только не лепит логотип, кто только не дает сертификаты халал! Это очень серьезный вопрос, с этим шутить нельзя.

— Что для верующих означает нарушение требований халал? Это большой грех?

— Для мусульман это называется «халал», для христиан это разрешенная, дозволенная пища. Даже в Библии написано, что запрещено есть свинину и мертвечину. У иудеев есть кошерная пища. Люди, верующие в единого Бога, христиане, иудеи, мусульмане не могут употреблять свинину и мертвечину.

Молитва людей, которые употребляют халал, принимается. Если харам (недозволенное – КазТАГ) в желудок попадает, тогда 40 дней дуа (молитва — КазТАГ) не принимается. Если человек выпил алкоголь, 40 дней его организм должен чиститься. Даже если человек съел мороженое с красителем, не соответствующим халал, – все, 40 дней Аллах его дуа не слышит. Люди, которые 5 раз в день намаз читают, молитву делают, просят здоровья, счастья в семье, мира, благополучия, но если они халал не придерживаются, их дуа приниматься не будет.

— Как все серьезно! Но ведь халал – это не только запрет на употребление свинины, мертвечины и алкоголя. Что именно вы проверяете перед выдачей сертификата?

— Прежде чем выдавать сертификат, мы полностью проверяем состав продуктов, отправляем в лабораторию, с которой у нас заключен меморандум, и она проверяет их на наличие ДНК свинины и выдает нам заключение.

Но есть еще много моментов, связанных с халал. Например, использование пищевых добавок. Они могут быть растительного или животного происхождения. А какое именно животное использовалось?

Даже обслуживание, предоставление услуги, само отношение к посетителям имеет значение. У нас есть стандарт свой, требования «услуги и питание» для ресторанов, кафе и т.п. Люди же из воды состоят, поэтому мы объясняем: с какой душой, с каким настроением сотрудники будут работать, такое настроение пища будет принимать в себя. С хорошим настроением придут и будут хорошую программу в эту пищу закладывать, она пойдет на пользу. А если люди без настроения, естественно, пища в себя уже принимает негативную программу.

Мы на напитки не даем сертификат. Если у них в меню есть чаи, кока-кола, лимонады, мы этого не касаемся. Воду в кафе мы тоже не сертифицируем. Хотя одна из степеней очистки воды – очистка активированным углем. А он бывает растительного или животного происхождения.

Сертификат выдается именно на горячую продукцию – бургеры, салаты. Использование муки, кетчупа, майонеза — все, что есть, — тоже должно быть сертифицировано на халал, чтобы в составе не было свинины, разрыхлителей, улучшителей, ГМО — всего, что запрещено.

Точно так же сладости, десерты. Важно, какой желатин используется, свиной или это агар-агар (это морская водоросль, ее разрешается использовать в качестве желирующего состава). Вопрос стоит даже о красителях. У нас запрещается использовать насекомых, это не является халал. А есть такой красный краситель кармин. Его используют в кондитерских изделиях, йогурте, колбасе. Он изготавливается из насекомого.

Важно, какого происхождения сыр, кефир, какой они закваски. Если ацидофильного микробиологического происхождения, то нет вопросов. А если в закваске используется сычужный фермент, то опять же – какое животное для этого использовалось.

Мясо, которое используют в кафе, обязательно должно быть от животного, забитого по шариату.

— И как это проверить? Лично присутствовать на забое?

— Кафе берет мясо у сертифицированных забойщиков. Они есть не только в Алматы. Сейчас мы ведем усиленную работу в этом направлении. Мы обучаем каждого забойщика. У нас начался такой интересный процесс по Казахстану – обучили на Курбан айт более 30 забойщиков, сейчас на рынке «Алтын Орда» более 33 забойщиков обучились делать забой по всем требованиям халал-стандарта.

Они должны держать правильное направление, произносить определенные слова при забое, производить забой длинным острым ножом. Одно животное нельзя резать при другом. Не разрешается бить животное кувалдой, мечом, током. Если животное умрет такой смертью, оно уже не считается халал.

Если его режут как положено, то делается это в 4 местах возле головы одним движением – яремные вены, пищевод, трахеи и затем сердце животного должно еще пульсировать, чтобы как насосом выкачивать кровь. Когда кровь выйдет, сердце останавливается и тогда уже можно снимать шкуру и разделывать тушу. А если животное убито электротоком или его ударили кувалдой по голове, это считается мертвечина.

— А как же массовый забой скота на Курбан айт? Там реально обеспечить соблюдение всех этих требований?

— Раньше, когда проводился Курбан айт, забой животных не могли контролировать и регулировать, очень большой беспорядок был. Невозможно было обеспечить, чтобы одни животные не видели, как забивают других. Но по шариату разрешается животным завязывать глаза и тогда животное уже не испытывает страха и спокойно идет на забой.

В этом году по приказу муфтия мы провели инструктаж по всем регионам, в электронном виде отправляли, сделали видеофильм о том, как должен проходить забой, и наши имамы проходили инструктаж. Поэтому в этом году был порядок, чистота.

Забой животного – серьезный вопрос во всем мире и навести порядок очень сложно. Мы даже объявили по всем забойным, что желающие пройти инструктаж могут пройти обучение у нас и получить документ и свою личную печать. И они смогут производить халал-забой и несут за это личную ответственность.

— Получается, что продукция халал и для здоровья намного безопаснее?

— Конечно. С медицинской точки зрения, в крови находятся все паразиты. Если животное убито не по шариату, его ударили молотком или ножом в сердце и кровь не вышла, то все паразиты остаются внутри. Если одно животное видит, как режут другое животное, его надпочечники вырабатывают гормон страха, оно уже заживо умирает, оно два раза смерть проживает. Такое мясо никакой пользы не принесет, мясо уже испорчено.

Халал — это безопасность качества продукта с экологической, с медицинской точки зрения.

— Какие еще есть требования к халал?

— Есть требования к одежде и даже клей, который используют, у него может быть желирующая основа свиная. Много требований, вплоть до фармации. Популярные лекарства для желудка, от давления практически все идут в свиной оболочке, инсулин свиной есть.

Есть крайние моменты: когда, например, человек умирает и нет другого лекарства, то разрешается употреблять такие лекарства. Даже есть свинину, если человек умирает от голода, можно. Но у нас крайних моментов нет и нам надо попытаться сделать так, чтобы были лекарства, питание, одежда по стандартам халал.

Сейчас мы разрабатываем стандарты на основе малазийских стандартов, планируем, что к нам придет халал-фармация. У нас из других стран, из Иордании, например, привозили фармацию на выставку, но у нас не было своих стандартов.

— А как к этому относятся фармкомпании? Их продукции же придется проходить две регистрации – государственную и халал.

— Конечно, этот вопрос будет и в минздраве подниматься. В первую очередь должен быть госстандарт по фармации. Сейчас мы готовим этот материал. Фармкомпании уже тоже заинтересованы, в частности, казахстанские. За рубежом все есть – и для желудка, и от давления таблетки, и инсулин. Процесс пошел, чтобы и в Казахстане появилась халал-фармация, это неизбежно. Даже есть поставщики, которые хотят войти на наш рынок с халал-косметикой, рыбьим жиром.

— Достаточным ли будет спрос на такую продукцию?

— Всемирная халал-индустрия набирает огромные обороты. В нашей стране количество потенциальных потребителей огромное – 75% населения Казахстана мусульмане.

Взять Малайзию, Америку, Канаду — по всему миру на халал идет огромный спрос. В Амстердаме каждый третий ресторан – халал.

— Сколько нужно времени, чтобы у нас стало, как в Амстердаме?

— Лучше говорить «как в Малайзии». Там же 100% халал. Надо нам стремиться к этому. Процесс идет. В день 2-3 предприятия приходят в ДУМК. Люди уже понимают, что нужно питание здоровое, потому что это все-таки здоровье нации.

— Спасибо заинтервью!

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.