В Казахстане предлагают ужесточить наказание за доведение детей до суицида

Астана. 28 июня. КазТАГ — Бауыржан Муканов. Генеральный прокурор РК Жакип Асанов предложил ряд мер по борьбе с бытовым насилием.

«Мы тоже выработали ряд предложений. По Уголовному кодексу: (…) ужесточить наказание за доведение до суицида детей, а при совершении преступления на глазах ребенка считать это отягчающим обстоятельством», — сказал Ж. Асанов на межведомственном совещании по профилактике бытового насилия во вторник.

Генпрокурор проинформировал, что в 2015 году за побои и легкий вред здоровью осуждены всего 627 человек, это в 37 раз меньше, чем в 2014 году. Он предложил вернуть эти статьи в КоАП.

«Раньше за совершение побоев и легкий вред здоровью полицейские на месте составляли протокол, в течение 2-3 дней адмматериалы передавали в суд, а он рассматривал их за 24 часа. Потом мы решили ужесточить и перевели эти адмнарушения в разряд уголовных», — отметил Ж. Асанов.

«Теперь накажут или нет виновного, всецело зависит от активности самой жертвы, потерпевший сам должен пройти экспертизу, собрать справки, характеристики, найти свидетелей и потом пойти в суд и доказать факт насилия», — добавил он.

Кроме того, по его мнению, необходимо ввести уголовную ответственность за принуждение к аборту, увеличить срок задержания семейных дебоширов с 3 до 24 или 48 часов, сельским фельдшерам дать право определять состояние алкогольного опьянения агрессоров, отменить штрафы в отношении нарушителей и применять общественные работы. Однако в Казахстане принудительный труд допускается только по решению суда.

«По данному вопросу хотим узнать позицию Конституционного совета», — заявил Ж. Асанов.

Он пояснил, что в законе о профилактике бытового насилия срок защитного предписания — 30 суток.

«Мы предлагаем продлить его до 90 суток. То есть полиция три месяца будет держать хулигана на контроле, проводить с ним специальную беседу. Тогда и эффективность профилактики возрастет в разы», — продолжил генпрокурор.

Глава надзорного ведомства хочет внести поправки в закон об органах внутренних дел. В полицию поступает много сигналов о домашнем насилии.

«Полиция вправе беспрепятственно входить в жилые помещения. Но если дверь не открывают, то следовало бы дать ОВД полномочия до взлома двери», — считает Ж. Асанов.

Он привел следующие примеры из жизни. В Шемонаихе мать повесила 3 малолетних детей и покончила с собой из-за того, что в течение 11 лет ее избивал муж, его брат и тесть. В Туркестане некто пытался убить сразу 6 близких: мать, жену, 5-летнюю дочь, сына и 2 братьев, выжили только мать и сын, четверо погибли.

В Кызылординской области муж привязал ослушавшуюся жену к лошади, проволок ее, отчего она умерла. Житель Экибастуза насиловал 11-летнюю дочь в течение 2-х лет, снял это на видео и разместил в интернете. Кроме того, торговал дочерью.

По данным генпрокуратуры РК, в этом году совершили суицид 316 женщин, еще более 300 отбывают наказание в колониях за убийства в ходе бытовых ссор. По статистике, в 2015 году в жилых помещениях погибли 308 человек. Это треть всех убийств, ежегодно совершаемых в Казахстане.