Вопрос не в земле (нефти, налоговых декларациях, страховой медицине, судах и т. д., и т. п.) – вопрос в доверии

Частная собственность на землю, всеобщее декларирование доходов и расходов, НДС или налог с продаж – это все цветы на обочине дороги. Сама «дорога» представляет собой наличие или отсутствие доверия между властью и обществом

Власть стала все больше осознавать, что население ей не доверяет. Возможно, кому-то наметившийся прогресс покажется несущественным, однако дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Земельная комиссия в свое время стала ответом на ситуацию, при которой парламент в качестве представителя интересов народа обществом не воспринимается. Перенос введения всеобщего декларирования на более поздний срок – признание недоверия населения к фискальным органам. Теперь вот генеральный прокурор Жакип Асанов обещает «перетрахивать» (выражаясь языком Александра Лукашенко) прокурорский корпус. Пусть пока декоративно и косметически, однако процесс пошел.

В свете баталий и дискуссий о земле многие ждали, что скажут непосредственные сельхозпроизводители (не путать с латифундистами). Поэтому между посылами президента («не смогли разъяснить») и лозунгами протестных активистов («продают последнее») позиция Союза фермеров Казахстана (СФК) представляется взглядом на положение вещей от сохи.

Сначала Ауэзхан Даринов, глава СФК, дал интервью, в котором уже один заголовок ставит диагноз вместе с рекомендациями лечения: «Угроза нацбезопасности кроется не в иностранных гражданах, а в отечественных коррупционерах». Теперь сам Союз фермеров опубликовал позицию объединения «Об аренде земли иностранцами и компаниями с иностранным участием». Суть ее в сохранении института аренды для казахстанских аграриев на 49 лет (правительственные разработчики реформы предлагали аренду отменить вообще) с последующей пролонгацией. Иностранцам и компаниям с иностранным участием земли сельхозназначения в аренду не давать, кроме случаев размещения на них конкретных предприятий (без земли для выращивания с/х культур).

Как недолив может переполнить чашу терпения, так и вопрос о долгосрочной аренде земель сельхозназначения прорвал плотину смирения с властью. Население ясно заявило, что чиновникам, депутатам, прокурорам, судьям и прочим представителям государства не доверяет. Очень показателен в этом отношении был митинг в Актобе, где земельный вопрос выступил лишь в качестве фона для проявления накопившегося недовольства. Выступающие говорили о безработице, дороговизне, коррупции, проблемах ЖКХ, отсутствии местного НПЗ в нефтедобывающей области. То есть государственным управленцам, неспособным решать текущие вопросы жизнедеятельности и жизнеобеспечения, по земельной тематике люди не доверяют априори и в принципе.

Метод ассоциаций доступен любому обывателю. Взять историю с лимитированием солярки в Шымкенте (там, кстати, есть свой НПЗ). Ее дефицит участники областного рынка объясняют перетоком дизельного топлива в Кыргызстан и Россию. И тут же оговариваются, что экспорт ГСМ из Казахстана запрещен. То есть запрещен, но осуществляется, чем наглядно иллюстрирует бессмысленность государственного регулирования и администрирования, когда они вступают в противоречие с фундаментальным принципом дикого капитализма – «все на продажу». Вот и не верят граждане, что чиновник может заниматься земельными вопросами с пользой для государства и общества, а не для себя лично.

Не стоит забывать, что до земельных протестов произошла девальвация тенге, обесценившая зарплаты работников и их сбережения в национальной валюте более чем в два раза. А следом за несанкционированными митингами пошла стрельба в Актобе, а потом и в Алматы. Каким-то сакральным смыслом наполнился ливневый потоп в Астане 6 июля, а в Алматы при нынешнем акиме дождями топит даже верхнюю часть мегаполиса, чего по идее не должно происходить по нормам географии, геометрии и градостроительства. Население выходит на все новые этапы и дистанции отчуждения от органов государственного управления и все больше им не доверяет.

Под напором всех этих фактов и факторов – весьма неприятных – власть фактически признала, что ее «понесло» и сильно «унесло». Отсюда сначала президентский мораторий на ряд норм Земельного кодекса. Собранная из мало-мальски известных в публичном поле лиц Земельная комиссия – это косвенное признание той реальности, что даже по сравнению с такими людьми депутаты Мажилиса и Сената вообще никто, хоть и прошли процедуру якобы конкурентных выборов.

По алматинской стрельбе 18 июля вопросов до сих пор больше, чем ответов. Однако само признание главы МВД Калмуханбета Касымова, что Руслан Куликбаев ненавидел сотрудников правоохранительных органов и на этой почве «дагестанил» (террор в отношении силовиков считается отличительной чертой дагестанской модели экстремизма) – уже большой шаг вперед. Признать, что полицейские в глазах населения мало похожи на стражей порядка может только сильная ведомственная фигура, не чуждая самокритики.

Жакип Асанов заставляет прокурорских работников писать эссе. Мера очень правильная, поскольку функционер, способный написать связный текст на заданную тему, по идее может контролировать соблюдение законности и защиту прав граждан. Правда, генеральный прокурор так углубился в тектонические задачи, что забывает о текучке. А тем временем по тому же делу Сейтказы Матаева его подчиненные (еще не писавшие эссе) продолжают слать отписки.

Чтобы не идти в сторону пропасти, для начала надо остановиться. Из этого разряда властные решения о переносе сроков всеобщего декларирования доходов и имущества для госслужащих на 2018-ый год, а для остальных граждан на 2021-ый. Уже после остановки начнут думать как осуществлять задуманные меры, но таким образом, чтобы не стало хуже, чем дела идут сейчас. Ведь заставлять одну часть населения становится честной в условиях, когда другая часть населения бравирует своей безнаказанностью – как минимум разрушительно. Жалобы людей на банки и банкиров-кровососов (деньги – кровь экономики) тоже услышаны. Теперь банковские комиссии для заемщиков – физических лиц ограничены Нацбанком числом 11. Раньше их было более 40-ка. Отчисления в ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования), призванные обложить поборами еще и самозанятых в дополнение к действующим податным категориям граждан – тоже отсрочены на дополнительные полгода.

До таких сильнодействующих оздоровляющих в плане доверия «лекарств» как открытие контрактов по недропользованию с мировыми нефтяными и газовыми гигантами дело еще не дошло. Ну, так и до власти медленно доходит осознание того, в какой жуткой ситуации она сегодня оказалась. Кивки в сторону Узбекистана, где люди питаются заметно беднее, а терпение демонстрируют неимоверное (хотя власти не доверяют одинаково), в случае с Казахстаном неуместны. Потому что другие традиции питания, повиновения и возмущения. На дороге доверия инициатива всегда у власти, поскольку она устанавливает правила игры, тогда как население просто играет по ним. Но чтобы люди играли честно, власть должна демонстрировать личный пример. Принцип «делай как я сказал» уже умер, зато живет и процветает принцип «делай как я». 

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.