«День Победы – это праздник, пусть и со слезами на глазах, но Праздник. Для Скорби есть другой день – 22 июня»

Сетевые СМИ о праздновании 9 мая

«Почему 9 мая стало яблоком раздора в Казахстане» — Накануне Дня Победы казахстанское интернет-сообщество взорвали бурные дискуссии. В день, когда на постсоветском пространстве миллионы людей едины в своей памяти о погибших на фронтах Великой Отечественной войны, казахстанцы разделились на два лагеря – «За» и «Против».

Споры вокруг георгиевской ленты идут в Казахстане с 2014 года. Сейчас альтернативным символом Дня Победы в Казахстане является небесно-голубая лента с золотым орнаментом.

Международная акция «Бессмертный полк – марш мира», которая ежегодна проходит в День Победы также стала причиной ожесточенных споров. Некоторые пользователи соцсетей углядели в шествии попытки российской пропаганды в Казахстане. Однако для большинства казахстанцев "Бессмертный полк" — символ памяти павших в боях Великой Отечественной Войны.

день победы

«9 мая — праздник или День скорби и памяти?» — Как мы должны отмечать 9 мая, чтобы не превратить праздник в политику? Об этом рассуждает политолог Расул ЖУМАЛЫ на страницах газеты «Жас Алаш» — «Сегодня после обретения Независимости почти все страны постсоветского пространства, входившие в состав Красной империи, считают эту войну чуждой для себя. Сегодня они в этот день не проводят военных парадов, не считают праздником, с горечью вспоминая жертв этой трагедии. Сегодня они, вышедшие из состава прежней метрополии, чувствуют себя самостоятельной нацией, которая сама определяет и оценивает важные моменты своей истории. Значит пришло время и казахам быть самостоятельными, чем мы хуже других? Наша судьба в наших руках».

Сергей СМИРНОВ – «Ответ Расулу Жумалы: 9 Мая – День Победы, а не Скорби» — Каждый год ко Дню Победы начинается очередная атака на общую победу советского народа в Великой Отечественной войне. Что примечательно – особое рвение проявляют персонажи, причисляющие себя к патриотам.

А такой его перл: «Эта война проходила не на казахской земле, чтобы называть ее Отечественной». Тогда это была единая страна, одна на всех Родина, и это понимали Рахимжан Кошкарбаев, Маншук Маметова, Бауыржан Момышулы, Касым Кайсенов и сотни тысяч других казахстанцев, защищая Казахстан в полях под Киевом, Москвой, Сталинградом, Курском.

Из ушедших на фронт 1,2 млн казахстанцев погиб каждый второй, Героями Советского Союза стали 500 (среди них 97 казахов), 110 награждены орденом Славы трех степеней. Для фронта самоотверженно трудились все жители республики, внося неоценимый вклад в Победу. Но это, полагает Жумалы, не делает прошедшую войну Отечественной. Видимо, для него она стала бы таковой, если бы открыли фронт и немецкие сапоги топтали степи Казахстана, а немецкие танки раскатывали в пыль аулы и города?

В целом, его «размышления» – очередная попытка не найти правду, а лишний раз плюнуть в наше общее прошлое. Вбивая в мозги поражение в Великой Отечественной войне, нам предлагают 9 Мая не радоваться Победе, а подобно проигравшим скорбеть по погибшим, превратить наш великий праздник в похороны. Да, миллионами жизней страна заплатила за великую Победу, но это не значит, что вместо радости победителей мы должны чувствовать себя побеждёнными. День Победы – это праздник, пусть и со слезами на глазах, но Праздник. Для Скорби есть другой день – 22 июня.

«Это и наша победа: как не стать жертвой пропаганды «диванных батыров»?» — Экс-вице-министр сельского хозяйства Марат ТОЛИБАЕВ — Казахи добровольно вошли в состав Российской империи и добровольно находились в составе Советского Союза. Мы развивались со всей страной и были равноправным ее членом, не считая некоторых перегибов, о которых нужно говорить отдельно. Поэтому утверждать, что Великая Отечественная война была чужой войной, в корне неверно. В случае победы Германии, казахам, как и другим народам, предстояла участь второсортных людишек в услужении истинным арийцам…

Часть людей превозносит именно георгиевскую ленту как символ величия России. Другая же часть почитает гвардейскую ленту — как дань уважения к героям-гвардейцам, отдавшим свои жизни в войне против фашистов. А так как внешне эти ленты похожи, то третьей части, которые ревностно относятся к независимости своего молодого государства, все вышеназванные носители полосатых ленточек кажутся имперцами.

Кремлевские идеологи добились своей цели. Под эгидой полосатых ленточек они раскололи общество нескольких стран на две части. При этом из-за схожести георгиевских и гвардейских лент они умудрились оттяпать на свою сторону большую часть населения.

Политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ – «О русском мире и 9 мая» — Искусственно инициируемые диванными батырами дискуссии идут не в обществе, а в социальных сетях, в частности, в самом политизированном ресурсе — Фэйсбуке. Само же казахстанское общество уже продемонстрировало свое отношение к 9 мая своим всё более массовым участием в акции «Бессмертный полк», которая прошла во многих городах Казахстана и была осуществлена, что немаловажно, в основном, без всякой ресурсной поддержки властей, усилиями гражданских активистов.

Посмотрите репортажи, посмотрите фотографии — какая впечатляющая масса людей. Лично я против всякой официозной показушности или принудительной обязаловки по участию в мероприятиях посвященных дню Победы.

День Победы над фашизмом — это всенародный праздник, это праздник тех, кто чтит память героев, заслонивших мир от фашизма. Те, кто считает, что «эта война была не наша» пусть публично отмечают 20 апреля — день рожденного главного борца с коммунизмом Гитлер-ата. По крайней мере, так будет честнее.

Не являясь сторонником фетишизации чего-либо считаю, что ленточки, какого-либо формата они не были — не главное. Их наличие или же отсутствие ни о чем не говорит – главное, чтобы в сердце и в памяти сохранялось уважение к подвигам наших отцов, дедов и прадедов, к их вкладу в общую победу над фашизмом.

«Идеологические тренды развиваются разнонаправлено» — Сергей РЕКЕДА — Если говорить об информационном фоне, то он оказался неоднозначным. В социальных сетях была сделана попытка навязать полемику вокруг «Бессмертного полка». Причем речь не шла о том, нужен ли или не нужен этот марш – общая мысль сводилась к тому, что такого рода шествия «навязаны» внешними силами, нам (т.е. Казахстану) нужно на перспективу ограничивать подобные акции. Даже, если эти шаги вызовут «временный раскол в общественных настроениях». Очень откровенно, в типично «украинском стиле». В таком же примерно духе оценивал акцию «Бессмертный полк» Петр Порошенко.

Накануне праздника была опубликована «программная» статья политолога Расула Жумалы, где были, в частности, такие оценки — «Эта война проходила не на казахской земле, чтобы называть ее Отечественной». По моему ощущению, реакция большинства читателей на подобные откровения была негативной. Но сам факт того, что группа достаточно известных экспертов в ФБ, казахоязычных изданиях и публичных выступлениях продвигает тезис – «это была не наша война» представляется мне существенным и важным. Со стороны ряда экспертов идет игра на повышение ставок – навязывается дискуссия о главном и едва ли не единственном в настоящий момент фундаментальном узле нашей общей исторической памяти – Победе. Поэтому те «вбросы» и провокации, которые осуществляются сейчас, они нацелены, конечно, в будущее, а не на сиюминутный эффект.

Владимир СЕВЕРНЫЙ — «Бессмертная армия. Алматы» — День Победы – это уже не просто праздник со слезами на глазах. Это мощь и сила новых эмоций. Светлых, душевных, открытых!

В этом году в Алматы в составе “Бессмертного полка” прошли более 60 тысяч человек. Надо отдать должное организаторам этого народного шествия и сотрудникам полиции, которые смогли обеспечить надлежащий порядок на протяжении всего маршрута следования колонны от площади “Астана” до парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев.

Напомню, “Бессмертный полк” – международное общественное движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участники движения ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников – ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов Сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны… Сейчас народное движение охватывает уже 64 государства мира.

«Даурен Абаев высказался о бирюзовых и георгиевских ленточках» — Министр информации и коммуникаций Даурен АБАЕВ — «99% наших граждан помнят День Победы 9 мая. Мы все этот праздник очень сильно любим и уважаем – это самое главное. Все остальное, я думаю, исходит от политики. Главная идеология в том, что мы любим и помним этот праздник и каждый год его отмечаем. Каждый год глава государства к Вечному огню приносит цветы, поздравляет ветеранов.

Относительно марша бессмертного полка лично моя позиция – я поддерживаю, потому что это марш памяти людей, своих предков, которые погибли на фронтах, или которые служили во время Великой Отечественной войны, и это самое главное. Это порыв души, который мы должны поддержать.

Люди должны носить (ленточку – прим.) в первую очередь как память. Другое дело, что современный казахстанец гораздо лучше воспринимает бирюзовую ленточку, потому что она имеет непосредственное отношение к независимости нашей страны. Давайте не будем политизировать этот вопрос. Самое главное – наше отношение к нашим предкам, это любовь, которую мы должны сохранить, и то уважение к ним. Мы должны помнить о той трагедии, которая была, о тех потерях, которые мы понесли, о том моральном долге гражданина Казахстана перед нашими предками».

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.