В Казахстане отложили внедрение приборов учета ГСМ

Алматы. 12 января. КазТАГ – В Казахстане отложили введение контрольных приборов учета (КПУ) нефтепродуктов, указано в сообщении Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен».

По информации советника председателя ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса Кazenergy Данияра Абулгазина, в соответствии с требованиями закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» производство и реализация нефтепродуктов должны были осуществляться через КПУ с передачей данных в онлайн-режиме уполномоченному органу — комитету государственных доходов минфина РК.

«Данные требования вступили в силу для НПЗ и мини-НПЗ с 1 января 2017 года, а для нефтебаз и АЗС – с 1 января 2018 года. Последними поправками в законодательство были отменены требования по обязательной установке КПУ для нефтебаз, а для АЗС были перенесены сроки: с 1 января 2019 года – для АЗС, расположенных на территории столицы, городов республиканского, областного и районного значения; с 1 января 2021 года – для остальных АЗС», — говорится в сообщении НПП, распространенном в пятницу.

«В 2017 году провели ряд совещаний, в том числе и выездных, совместно с государственными органами и «Атамекен» на нефтебазы и АЗС в Астане, что позволило в практической плоскости увидеть все проблемы… По результатам работы мы лишний раз убедились в нереалистичности и излишнем объеме данных, которые должны получать участники процесса, дублировании имеющейся системы контроля», — пояснил Д.Абулгазин причины отсрочки ввода КПУ.

«В отношении затрат, по нашим оценкам, на нефтебазах для закупки КПУ, соответствующих требованиям, они составили бы более 59 млрд тенге, а на АЗС – более 8 млрд тенге. Помимо расходов на приобретение приборов учета также необходимы проведение строительно-монтажных работ, госэкспертизы, экспертизы промышленной безопасности, аттестации приборов, что приведет к дополнительным затратам», — отметил он.

Также, по мнению представителя Кazenergy, стоит учитывать будущие операционные затраты на передачу данных оператору.

«На данный момент точная цифра еще не определена, первоначально было 75 тыс. тенге с одного КПУ, а их на нефтебазах насчитывается более 20 единиц (в дальнейшем было предложено рассматривать сумму в пределах 15 тыс. тенге с 1 КПУ). Со стороны бизнеса было высказано мнение, что стоимость должна быть ниже 5 тыс. тенге (здесь имеется опыт внедрения контрольно-кассовых машин)», — проинформировал Д.Абулгазин.

«По итогам проведенной работы, я считаю, было принято правильное согласованное решение внести поправки в законодательство. Со стороны государственных органов мы также увидели понимание в сложившейся ситуации», — подчеркнул он.

Кроме того, по его мнению, внедрение системы КПУ в ее прежнем виде могло привести «к критической ситуации на рынке ГСМ».

«Согласно заявлениям компаний, ввиду недостаточной готовности (как по техническим причинам, так и по финансовым) в случае непринятия данных законодательных поправок они были бы вынуждены остановить свою деятельность, что, учитывая их превалирующую долю на территории страны из общего количества 359 нефтебаз и 3328 АЗС, могло бы привести к критической ситуации на рынке ГСМ», — указал Д.Абулгазин.

«Нельзя не отметить, что внедрение системы КПУ в ее прежнем виде также привело бы к росту цен на ГСМ для розничного потребителя», — добавил он.

При этом, по сведениям Д.Абулгазина, с учетом действующей системы контроля и мониторинга оборота ГСМ в РК, условия для такого контроля со стороны государственных органов не изменятся.

«Вся оптовая реализация в настоящее время осуществляется с подачей сопроводительных документов в уполномоченный орган в области оборота нефтепродуктов в электронном виде (онлайн). В рознице на АЗС реализация учитывается контрольно-кассовыми машинами (ККМ) с онлайн-передачей данных», — обратил он внимание.

«В данной ситуации систему КПУ можно считать дублирующей функцией контроля. В свою очередь, у правоохранительных органов на сегодня имеются все законодательные инструменты по привлечению к ответственности в случае недобросовестной работы отдельных участников рынка», — заключил он.