Алматы. 7 февраля. КазТАГ — Динара Жаркеева. В Алматы осудили мужчину, незаконно купившего у донора почку за $10 тыс., через некоторое время после трансплантации донор скончался.
Так, приговором суда первой инстанции П. признан виновным по ст.116 ч.1 УК РК (принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей живого лица для трансплантации либо иного использования, а равно совершение незаконных сделок в отношении органов и тканей живого лица), с применением амнистии суд прекратил производство.
Однако в апелляционной инстанции прокурор посчитал, что между реципиентом и донором существовала договоренность, в связи с этим гособвинитель просил для П. наказания в виде 6 лет 8 месяцев лишения свободы, с конфискацией имущества.
«Осужденному П. по ст.116 ч.1 УК РК назначить наказание в виде 1 года лишения свободы. На основании ст.2 п.2 п.п.3 закона РК «Об амнистии в связи с 25-летием Независимости РК» П. освободить от основного наказания в виде 1 года лишения свободы», — постановила судебная коллегия.
Судом установлено, что осужденный П. в связи с резким ухудшением состояния здоровья в августе 2016 года, поскольку у него перестали функционировать почки, и убедившись, что единственным спасением для него могла быть только пересадка почки, с целью совершения незаконной сделки по покупке почки по объявлению в интернете о продаже почки, позвонил К., который нуждался в деньгах и поэтому решил продать свою почку.
После прохождения всех необходимых процедур, в конце ноября 2016 года, П. в счет незаконной сделки по купле-продаже человеческого органа, то есть почки, как реципиент (покупатель) передал донору (продавцу) К. в помещении Городской клинической больницы N7 по Алматы $1100, а 7 декабря 2016 года — $8900.
В дальнейшем в указанной больнице хирургическим путем изъяли левую почку у донора К. и трансплантировали реципиенту П. К концу декабря 2016 года П. выписали из больницы домой, а у К. начались осложнения. Его неоднократно оперировали. Однако 19 января 2017 года К. скончался.
У самого реципиента два раза было отторжение трансплантированного органа. По словам врачей, чтобы почка окончательно прижилась нужен год. После операции К. поставили инвалидность.
Мать донора попросила суд назначить П. строгое наказание по закону. Она рассказала, что сын ушел из дома, сказав, что уходит на заработки надолго, через два дня вернулся домой, побыл немного и снова ушел. После этого она не видела своего сына. Позже сноха сообщила, что ее сын продал почку, чтобы покрыть кредит в банке, находится в 7-ой больнице в тяжелом состоянии. Она не знала, что у сына кредит. У мужчины осталось трое детей.