VLAST.KZ. «Телеобзор: Услышать президента» — Традиционное расширенное заседание правительства с участием президента — одно из главных событий для казахстанских телевизионщиков. Журналисты отслеживают тех, кто предпочел приехать пораньше, чей доклад быстрее наскучил главе государства, и кого поднимали со своих мест как школьников. Однако не все республиканские каналы готовы слышать то, что приготовил для своих подчиненных Нурсултан Назарбаев. Телеканалы научились создавать параллельную реальность. Даже когда говорит НАЗАРБАЕВ.
IA—CENTR.RU. Сергей РЕКЕДА – «Казахстан-2018: в поисках духовных скреп» — Для начала стоит понять, насколько первоначальный замысел высшего руководства страны оказался воплощен в реальные практики? О модернизации общественного сознания как о новой государственной стратегии много говорили и писали в прошлом году, а по прошествии времени становится очевидно, что власти Казахстана, в условиях нарастающих внутренних и внешних вызовов, постарались сформулировать новые мотивации общественного развития. Формально они обращены ко всему обществу, но ключевой ориентир сделан на молодежь, на ту часть населения, которая родилась после распада СССР. Казахская молодежь должна стать стержнем идеологической и экономической модернизации.
VESTI.UZ. Данияр АШИМБАЕВ – «Казахи как советский проект» — Нельзя не отметить и такое важное достижение советской власти — она дала не только наднациональную идеологию и статус гражданина мировой сверхдержавы, но и стоящую над всеми местными властями и элитами инстанцию, которая могла — порой весьма жестко — пресекать злоупотребления и перегибы республиканских руководителей, к которой каждый гражданин мог апеллировать в поисках справедливости. Изучая новейшую историю крайне важно сохранять объективность и взвешенность. Знание истории, умение черпать из нее уроки — важнейший фундамент для строительства будущего. Порой кажется, что светлое будущее, о котором любят рассуждать государственные чиновники и политики, у нашего народа уже было, просто сейчас его принято рисовать только черной краской.
IZ.RU. Владимир ЩЕРБИЦКИЙ — «Язык мой — враг мой» — Почему в Казахстане против введения латиницы выступают даже филологи. Группа казахских филологов и лингвистов обратилась к президенту страны Нурсултану НАЗАРБАЕВУ с открытым письмом. Ученые резко раскритиковали проект перевода казахского языка на латинский алфавит. По их словам, отказ от кириллицы приведет к тому, что граждане станут меньше читать, а многие родители отдадут детей в русские школы. Однако проблема гораздо глубже. Портал iz.ru разбирался в лингвистических баталиях в Казахстане. Письмо 16 казахских ученых Нурсултану НАЗАРБАЕВУ оказалось практически незамеченным средствами массовой информации. Интересно, что сделали они это не где-нибудь, а на страницах казахскоязычной газеты «Жас Алаш» — печатном издании, которое традиционно поддерживает казахских националистов.
SAYASAT.ORG. Нурболат МУСАБАЕВ – «Провинциальные бенефисы» — Последнее заседание правительства подтвердило состав региональных руководителей, но не стало гарантией для акимов от дальнейших кадровых ротаций. И вопрос здесь, сколько не в персоналиях, а в тенденциях, которые определяют логику формирования кадрового состава глав регионов. В корпусе акимов сегодня сформировались несколько групп, условно их можно назвать как «перспективные», «пенсионеры» и «статисты».
AZATTYQ.ORG. «Дело о «заказном убийстве» Татишева называют «заказом»» — За пересмотром дела об убийстве Ержана ТАТИШЕВА, совладельца банка «ТуранАлем», правозащитники и политики усматривают политический мотив. Спустя 13 лет после смерти банкира, которая вплоть до осени прошлого года считалась следствием «несчастного случая на охоте», убийство пытаются представить как заказ Мухтара АБЛЯЗОВА — живущего за рубежом бывшего банкира, который позиционирует себя как врага действующего президента Казахстана.
TIME.KZ. «Он назвал его тихо по имени» — В ходе начавшегося в Таразе главного судебного разбирательства по делу об убийстве экс-председателя правления АО “БанкТуранАлем” Ержана ТАТИШЕВА обвиняемый Муратхан ТОКМАДИ вину признал полностью и назвал заказчика — Мухтара АБЛЯЗОВА.
«Под колпаком» — В нешуточный замес попал наш известный бывший соотечественник ученый Кеннет АЛИБЕК. В Астане восемь-девять лет назад всерьез надеялись, что с его помощью можно будет вывести казахстанскую медицину на международную орбиту. А на днях стало известно, что прокуратура Киева подозревает его ни много ни мало в пособничестве в отмывании денег, выведенных из украинского представительства скандально прославившегося БТА Банка, которым руководил небезызвестный Мухтар АБЛЯЗОВ.
«Говорите громче, вас записывают» — Сотрудники управления юстиции одного из районов Алматинской области тайно записали главу областного департамента юстиции, который, разговаривая с подчиненными, использует, мягко говоря, ненормативную лексику.
CARAVAN.KZ. «Как домогательства к сельской гардеробщице могут по имиджу Казахстана ударить» — Дело о возмещении государством сельской жительнице Анне БЕЛОУСОВОЙ морального и материального вреда, полученного в результате сексуальных поползновений ее бывшего шефа, будет пересмотрено. Теперь это не просто гражданское “дело гардеробщицы”. Это вопрос репутации Казахстана как председателя Совета Безопасности ООН.
«Как один уят сводит на нет работу армии чиновников и НПО» — Имидж казахской девушки не дает покоя ни уятменам, ни госорганам, ни НПО. Сразу 9 общественных организаций подали заявки на получение гранта от министерства по делам религий и гражданского общества, надеясь за 3 миллиона тенге сформировать положительное реноме современных леди. Именно такая сумма предусмотрена в плане министерства по предоставлению грантов для НПО на 2018 год по лоту “Продвижение имиджа казахской девушки”.
«Минздрав испугался собственного задора и потерял влияние на самый доходный бизнес» — С 1 января в Казахстане вступили в силу новые стандарты работы аптек. Правда, это ничего не решает. Реформа системы здравоохранения лишила министерство влияния на самый доходный бизнес. Формально в Казахстане выдано более 8 тысяч лицензий на продажу лекарств. Все аптеки должны были получить сертификат на соответствие стандарту GPP. По факту проверку прошли от силы 250–300.
KURSIV.KZ. «Почему мешок казахстанского угля — на вес золота?» — Цены за мешок угля выросли в разы. В минувшую среду министр энергетики Канат Бозумбаев, посетив угольные разрезы Экибастуза, попытался разобраться в возникшем вопросе.
INFORMBURO.KZ. «Нужно ли спасать Казахстан от микрокредитов?» — За три квартала 2017 года казахстанцы получили микрокредитов на более чем 167 млрд тенге. Как это отразится на экономике страны?
Сергей ДОМНИН — Сам по себе инструмент неплохой, он нашёл свою нишу в Казахстане и уверенно в ней обживается, судя по данным рынка. Теперь надо наблюдать, как будет развиваться рынок. Что государству следовало бы делать, если оно обеспокоено темпами роста микрокредитования, так это повышать финансовую грамотность населения, чтобы каждый взрослый человек понимал разницу между 1% в день и 56% в год, особенно если речь идёт о заёмных средствах.
365INFO.KZ. «Удастся ли заставить богачей и олигархов Казахстана платить больше?» — Теоретически прогрессивная ставка налога хороша и для экономики, и для социалки. Но казахстанские реалии вносят свои коррективы. Статистика утверждает, что в Казахстане постоянно растет пропасть между обеспеченными и бедными согражданами. По итогам 2017 года совокупные доходы 10% самых обеспеченных казахстанцев почти в шесть раз превысили общую сумму доходов 10% наименее обеспеченного населения. В 2015 эта цифра была 5,5, так что разрыв только ускоряется. Статистики отмечали, что эта тенденция наблюдается с конца 2016 года. В 2014-2015 гг. скорость роста была одинаковой. В обществе это вызывает недовольство. Социологи и политологи корректно называют это состояние «запрос на социальную справедливость». При этом некоторые считают, что из способов его сглаживания могло бы стать введение прогрессивного налога. Проще говоря, богатые должны платить налогов больше, а бедные — меньше. В процентах от доходов, разумеется.
ZAKON.KZ. «Алия Абельдинова: В Казахстане госслужащие могут читать намаз и ходить в мечеть» — Верующие люди могут быть государственными служащими и исповедовать любую религию. Вместе с тем, у госслужащих есть ограничения, они, например, не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений, принуждать людей участвовать в их деятельности, быть членом РО. На сегодняшний день численность госслужащих в Казахстане составляет более 90 тысяч, и все они добровольно приняли на себя ограничения, отметила в эксклюзивном интервью заместитель председателя Комитета по делам религий МДРГО РК Алия АБЕЛЬДИНОВА.
MATRITCA.KZ. Талгат КАЛИЕВ, политолог – «О какой демократии говорит сегодня Аблязов?» — Помимо своей воли оказался в чате ДВК. Того самого движения, которое сейчас решил возродить Мухтар АБЛЯЗОВ… Выводы остались самые тягостные. О какой демократии говорит сегодня Аблязов, если даже в несчастном чате царит атмосфера нетерпимости? Если завтра допустить таких к власти, какой режим, кроме фашизма, они способны построить? Жаль, что подобные проекты дискредитируют саму идею политических дискуссий, искусственно маргинализируя оппозицию, как политический институт.
LSM.KZ. «Минтруда готовится к перераспределению рабочей силы в Казахстане» — В обозримом будущем начавшаяся цифровизация поставит под риск исчезновения от 9% до 50% профессий по всему миру. Об этом заявила министр труда и социальной защиты населения Мадина АБЫЛКАСЫМОВА. Глава ведомства отметила, что Казахстан должен быть готов к возможным высвобождениям рабочей силы, перетоку трудовых ресурсов из традиционных в новые индустрии. Для этого уже сейчас необходимо подготовить системы профессионального обучения, ориентации и трудоустройства граждан.
EXCLUSIVE.KZ. Карлыгаш ЕЖЕНОВА – «Лингвистический шовинизм» — Если ты не говоришь по-русски, то у тебя нет шансов быть услышанным теми, кто считает себя человеком, принимающим решение… У нас сложилась уникальная ситуация, когда перед казахскоязычной аудиторей нужно просто снять шляпу: даже если большинство и не говорит по-русски, но вынуждено понимать и читать сразу на двух языках. В отличие от русскоязычного… И это, кстати, огромное преимущество. Я боюсь, что не успею познать русский язык, а уж тем более казахский. Но, если небесная канцелярия позволит, то старость свою посвящу переводам. Прикосновение к языку каждого народа – это наслаждение, которое надо заслужить и вдвойне счастлив тот, кто может пить из двух колодцев.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.