Почему Казахстану путь в ряды 30-и самых развитых государств мира может быть заказан?! Часть 2

В свете новых приоритетов Западной Европы и США наиболее тревожными представляются перспективы стран Центральной Азии, прежде всего, Казахстана. И не в силу недостатка внимания Запада к себе, а как раз по причине его чрезмерности

Часть 1

К примеру, цепочка НИС (новых индустриальных стран) в Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Таиланд) сложилась аккуратно на линии острейшего противостояния капиталистического Запада и социалистического Востока. Конечно, не все в их успехе предопределялось поддержкой тех же американцев и их союзников по западному лагерю. Но это все-таки было решающим фактором. А народы и, прежде всего, лидеры названных стран продемонстрировали выдающуюся устремленность к прорыву вперед с использованием предоставленного историей шанса. Американцам и их союзникам надо было доказать на примере одной страны, одного региона, которые разделились на части, пошедшие по социалистическому и капиталистическому пути развития, преимущества своего общественного строя.

Те, кого в Юго-Восточной Азии Запад взял под опеку в пику их социалистическим визави (Северной Корее, Китаю, Вьетнаму), оказались очень прилежными учениками. И совместными усилиями нужный результат был получен. «Свои» страны в развитии достигли завидных высот. А «чужие» теперь частью стремятся вынести полезный урок из этого опыта и пытаются придти к такому же успеху, а частью все также сидят, отгородившись от своих сделавшихся куда более благополучными соседей. Но разница в уровнях развития между «своими» и «чужими» в любом случае по сию пору впечатляющая.

И вот что тут еще примечательно. Тем дальше от наших дней отстоит время разделения на «своих» и «чужих», тем разительней нынче разница между ними в показателях развития. Возьмем пример Тайваня и КНР.

В 1949 году в Китае победили коммунисты, и тогда Тайвань стал прибежищем остатков проигравшей гоминдановской группировки и ее войск. Режим, который они установили на этом острове, поддержали США и Запад. КНР его не признает и исходит из той позиции, что Тайвань – это часть Китая. Но распространить свой суверенитет на этот остров не может, поскольку за спиной тамошнего правительства стоят США. При поддержке американцев и Запада в целом за почти семь десятилетий Тайвань добился впечатляющих успехов.

тайвань сша

Хотя и континентальный Китай с конца 70-х годов XX века тоже развивается стремительно, ему еще далеко до этого острова по части показателя ВВП на душу населения.

С площадью всего 36 тысяч квадратных километров, значительную часть которой занимают горы, и при населении порядка 20 миллионов человек эта страна в 2002 году по ВВП (валовому внутреннему продукту) была сопоставима с Российской Федерацией, у которой территория составляет 17 миллионов квадратных километров, а население – 143 миллиона человек. В дальнейшем, правда, по этому показателю она стала все больше и больше отставать от России, наращивавшей из года в год свои экономические мускулы на фоне высоких цен на углеводородное сырье. Но, повторимся, было время, когда экономика Тайваня была сопоставима с российской экономикой по объему.

Примерно такая же ситуация на Корейском полуострове. 64 года тому назад вся Южная Корея лежала в руинах. А еще каких-то лет 40 с лишним тому назад, то есть в начале 70-х годов прошлого века ее ВВП на душу населения был сопоставим с показателями беднейших стран Африки и Азии.

Спустя всего полтора десятилетия после этого, в 1988 году южнокорейцы провели у себя летние Олимпийские игры. Тогда они с гордостью отмечали, что все их материально-техническое обеспечение было осуществлено на основе местных технологических и интеллектуальных ресурсов.

Нынче Южная Корея по показателю ВВП на душу населения ($29 891) находится уже почти на уровне ведущих экономик (таких, как Италия) Европейского Союза и опережает Испанию ($28 359), пятую крупнейшую экономику Западной Европы. В 2017 году по общему объему экономики Южная Корея ($1,538 триллиона) вошла в ряды первых 11-и государств мира, опередив экономику Российской Федерации ($1,527 триллиона).

У Малайзии и Таиланда, которые со времен войн на Индокитайском полуострове, имевших место в 1950-1970 годах, воспринимались как выбравшие капиталистический путь развития, не в пример социалистическому Вьетнаму, успехи скромнее. Но в любом случае они значительно опережают как вьетнамцев, так и лаосцев с кампучийцами. Но смогут ли они повторить успех тех самых тайваньцев и южнокорейцев – это теперь большой вопрос.

Так как для Запада необходимость противостояния коммунизму по всему миру утратила свою актуальность. Сейчас он уже протягивает руку помощи, руководствуясь не идеологическими расчетами, а соображениями и чувствами культурно-религиозного родства. Именно этим фактором и объясняют там некоторые невозможность принятия в Европейский Союз Турции. И то верно. Все внимание и все могущие быть высвобожденными ресурсы той же Западной Европы сейчас поглощаются бывшими соцстранами в Восточной Европе.

По сути, процесс подтягивания Западом к себе восточноевропейских стран продолжается уже свыше 25 лет. А это — прежде всего, вливание огромных объемов денег в виде самой разнообразной помощи и инвестиций и благоприятствование во всем. Именно такое отношение помогло в свое время подняться вышеназванным азиатским странам. Теперь оно обращено к Восточной Европе.

Одна только маленькая Венгрия за 1990-ые годы получила $25 миллиардов в виде инвестиций. Треть этого объема поступила из США.

В огромный Казахстан с его гигантскими природными запасами за аналогичный период инвестиций пришло гораздо меньше. Хотя условия их освоения, с точки зрения выгодности для инвестора, у нас куда более благоприятные, чем в Восточной Европе. Но Запад, когда у него речь идет о том, кого теперь отобрать из моря недоразвитых или слаборазвитых стран и подтягивать в «клуб избранных», в первую очередь руководствуется не денежной выгодой, а своими стратегическими задачами.

А поскольку та же Турция тоже стратегический союзник ему, ее он без своих забот тоже не оставляет. Она на «буксире» у американцев.

В свете таких новых приоритетов Западной Европы и США наиболее тревожными представляются перспективы стран Центральной Азии, прежде всего, Казахстана. И не в силу недостатка внимания Запада к себе, а как раз по причине его чрезмерности. Поскольку оно не позволит ему остаться просто одной из многих так называемых развивающихся государств, а превращает его в страну, которая, наоборот, других должна развивать своими ресурсами. В такой ситуации прорваться в ряды наиболее конкурентоспособных государств будет очень и очень трудно.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.