Алматы. 12 ноября. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Запрет на финансирование проектов офшорных фирм за счет средств ЕНПФ (Единого накопительного пенсионного фонда) и Национального банка нецелесообразен, считает финансовый консультант Расул Рысмамбетов.
«Офшорная фирма – это любая фирма вне Казахстана. Например, российские фирмы раньше активно экспортировали в КНР нефть через Казахстан, используя казахстанские фирмы как офшор для ухода от экспортной пошлины. Поэтому запретительная часть – сложная. Рациональнее будет облегчить налоговое бремя и администрирование налогов для МСБ (малого и среднего бизнеса – КазТАГ), чтобы старались платить (налоги – КазТАГ) внутри страны», — прокомментировал Р. Рысмамбетов для КазТАГ сообщение, что банкам могут запретить финансировать проекты офшорных фирм за счет средств ЕНПФ и Нацбанка.
«Другое дело, что ЕНПФ — это классический фонд. Поэтому напрямую не может инвестировать проекты вообще. Только через инвестиционные фонды. Запрет на его вложения в сомнительные компании уже существует в правилах работы пенсионных фондов», — добавил эксперт.
На вопрос, как офшоры повлияли на страны, в которых они созданы и чем должно заниматься государство в условиях наличия мест, где налоги равны нулю, эксперт ответил: «Если мы говорим о Великобритании, то эта страна давно была спокойной гаванью для многих лиц с сомнительной репутацией».
«Это, кстати, сильно ударило по простым британцам через удорожание жилья в Лондоне. Полной очистки финансовых потоков не бывает, всегда есть надежные способы легализовать любые суммы и сделать это законно. Но согласен с тем, что любое государство (в том числе и Казахстан – КазТАГ) должно пытаться максимально подавить источники нелегальных доходов и их отмывания», — соглашается Р. Рысмамбетов.
По его мнению, государственные деньги должны вкладываться диверсифицировано.
«Потому что свободная экономика всегда допускает кризис и падение рынка, снижение цен на товары и так далее. А инвестиции государственных средств, при их грамотном распределении, становятся подушкой безопасности для экономики и никак нельзя игнорировать возможности инвестировать в прибыльные здоровые иностранные (а не офшорные) компании. Конечно, должны быть пропорции, куда и сколько инвестировать, профиль риска ценных бумаг и проектов», — советует эксперт.
Причем, неоспоримым аргументом Р. Рысмамбетов считает, что любые инвестиции должны зарабатывать деньги.
«Поэтому в казахстанскую экономику нужно инвестировать столько, чтобы она могла эти средства не просто проглотить, но и переварить с пользой для себя. То есть наша экономика не сможет переварить все деньги из Нацфонда и ЕНПФ», — убежден собеседник агентства.
«Самой главной проблемой нашей экономики считаю отсутствие четкого видения, где руководство страны хочет видеть республику через 5-7-10 лет. Потому что именно после определения стратегического видения, мы можем, наконец, уточнить госпрограммы и распланировать действия», — полагает эксперт.
По его словам, с перспективным видением экономики – большие сложности.
«Замученный ежедневными совещаниями и ненужной перепиской казахстанский госслужащий — от рядового служащего до премьер-министра — не могут поднять голову из вороха бумаг. Все знают, что в нашей экономике бесследно исчезли десятки миллионов долларов на консультантов, однако их советы, к сожалению, остались без внимания. Поэтому перспективное видение – это первое, что нужно сформировать. А пока мы путаемся даже в горизонте 2-3 кварталов, — резюмирует Р. Рысмамбетов.
Напомним, что 6 ноября КазТАГ сообщил, что банкам могут запретить финансировать проекты офшорных фирм за счет средств ЕНПФ и Нацбанка.